Кто есть человек? Кто есть я?

Кто есть человек? Кто есть я?

Ответы на эти вопросы в произвольной и творческой форме дали студенты 3 курса Санкт-Петербургской духовной семинарии. На суд читателя предлагаются наиболее примечательные и интересные отрывки.

Кто есть человек? Кто есть я?Демченко Дмитрий: «Человек посредством своей тварности причастен Божеству и поэтому является отличным от всех прочих живых существ. Человек является посредником между видимым и невидимым миром, смесью обоих миров. Человек объединяет в себе всю совокупность тварного бытия, и его можно назвать микрокосмом. Человек по своему потенциалу есть богочеловек.

Душа и тело не являются чуждыми элементами, даны одновременно и навсегда в самом акте творения. Душа принадлежит телу и неразлучна с ним. Только совокупность души и тела является личностью. Ни душа, ни тело сами по себе таковыми не являются».

 Кто есть человек? Кто есть я?Аристов Константин: «…Я расцветаю, как только я в Боге, только когда Он посетит Своею благодатью и снова подскажет путь заповедей для моего счастья. …И когда я стремлюсь всем сердцем, всей душой, всем разумом и телом к моему Господу, тогда “я” преображается в “Я”. Без Бога я недочеловек, в Боге я человек.

…Я – семя, которое в Духе может стать деревом.

Я – цветок, раскрывающийся в любви или увядающий в ненависти.

Я – земля благодатная, но тленная.

Я – часть Тела Христова, чающая Его пришествия.

Я – тайна, которую всесовершенно знает только Бог».

Кто есть человек? Кто есть я?Лукахин Павел: «Как я вижу себя? На этот вопрос я отвечу не в будущем, а в настоящем времени. В данный период жизни я вижу необходимость совершенствования себя, совершенствоваться в общении с ближним, понимать людей, находить смелость признаваться себе в вещах, которые определяют мою дальнейшую судьбу. Раз я иду по пути, который меня приведет к великому служению Богу и людям, пора начинать с малого служения Богу и ближнему… Сейчас моим служением Богу является учеба, а служба ближнему выражается хотя бы в доброй и искренней улыбке, которая, к большому сожалению, в большом дефиците в стенах нашей духовной школы. Наш изощренный и грешный ум постоянно мешает нашим искренним и добрым отношениям, подозревая в чем-то то одного, то другого, и часто мы прячем взгляд и делаем вид, что не замечаем того человека, для которого наша улыбка может быть спасительным глотком воздуха в газовой камере.

Мне очень нравится латинское выражение Aliis inserviendo consumor, переводится как служа другим, расточаю себя или светя другим, сгораю сам. Мне кажется, эта мысль имеет христианский смысл. …Расточаю себя, …сгораю сам – да, это так. Безумно тяжело постоянно дарить себя другим, тем более что ответных движений в твою сторону не видишь, и, действительно, истощаешься сам. Но я бы добавил, что за это чудесно Господом восполняешься».

Кто есть человек? Кто есть я?Лазаренко Иван: «Человек – житель двух миров. Это уникальное существо, обладающее не менее уникальной особенностью устроения. Телесное (космическое) соединено с духовным. Высшая часть духовного состава есть собственно дух, соединяющий человека с Богом. У животных нет этого духа, что делает человека исключительным восприемником Божественной благодати, которую он призван привнести в мир (космос) через причастность миру своей космической природы».

Кто есть человек? Кто есть я?Афанасьев Антон: «Если я буду жить без Церкви, то стану ощущать себя животным (без Церкви значит без моральных ограничений). И такая жизнь не будет казаться ценной, ведь, не имея никаких законов, человек не может жить на земле счастливо, здесь больше страданий».

Кто есть человек? Кто есть я?Никулин Максим: «…Интуитивно я ощущаю несводимость моего “я” к его проявлениям в психическом и физическом планах: я – не только тело, я – не мои мысли и чувства. Действительно, если почаще заглядывать внутрь себя, то можно заметить, что значительное число мыслей и эмоций как будто и не мои вовсе.

…Над всей телесно-душевно-духовной организацией возвышается, не смешиваясь с ней и ускользая от нее, моя личность, мое подлинное “я”, которое при желании может себя абстрагировать от всего земного».

Кто есть человек? Кто есть я?Ковалевич Антон: «Бог ставит перед человеком ответственную задачу. Он делегирует ему власть над миром, вверяет ему мир, чтобы человек возделывал его, преображал его, священнодействовал в нем. Взирая на человека, священника мира, весь мир должен был бы воздавать хвалу Богу. В этом заключается задача человек по отношению к миру – привести его к Богу, к служению Ему.

…Образ Божий в человеке заключается в тайне любви. Как Лица Пресвятой Троицы находятся в отношении любви, как Бог есть Любовь, так и человек призван явить любовь в этом мире.

…Цель жизни и существования человека – увидеть и раскрыть хоть в какой-то мере глубины человеческого бытия. Надо не бояться опускаться в самого себя, ибо там заложена огромная тайна, постижение которой соединяет на с Богом».

Гонтарчук Алексей: «Раскрыть и понять, кто мы есть на самом деле, становится возможным при познании самого себя, но не как существа физического, а как духовного, которое носит в себе образ Божий. Потому что Бог настолько щедр, что поделился с человеком самим собой, вошел в его человеческое начало. И отпустил его на свободу с тайной Слова в душе, с заброшенным в него семенем Света. Нам остается лишь увидеть в себе это семя и прорастить, чтобы достойно назвать себя сопричастниками Божества».

Кто есть человек? Кто есть я?Петров Дмитрий: «Я думаю, что есть “я” реальное, то есть то, какой я есть; и есть “я” такое, каким я должен быть. Меня больше интересует последнее, так как главной задачей для человека в его жизни является не потерять себя, либо, если потерял, найти себя. …Уникальность человеческой личности в том, что, обладая различными характеристиками, она способная вмещаться в рамки образа Божия, не выходить за пределы нравственного закона.

…Проблема в том, как раскрыть и найти себя, как быть собой. У каждого логоса (“я”) свое предназначение. И от того, насколько он раскроется в человеке, будет зависеть его судьба, роль и значение в обществе. Даже если человек по сути своей христианин, исполняет волю Божию, но не находит себя, свою нишу, то это подобно тому, как если бы человек шел в правильном направлении, но не по самой дороге, а где-нибудь по тернистой обочине».


Опубликовано 25.12.2011 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter