М.В. Шкаровский. Новые обители Петербургской епархии, созданные с помощью предпринимателей: Константино-Еленинский монастырь и Свято-Андреевский скит

М.В. Шкаровский. Новые обители Петербургской епархии, созданные с помощью предпринимателей: Константино-Еленинский монастырь и Свято-Андреевский скит

В 2006 г. в Санкт-Петербургской епархии появился новый монастырь, о котором, пока, еще относительно мало известно. Между тем, он, несомненно, заслуживает внимания верующих петербуржцев. Несмотря на его молодость, в монастыре находится большое количество чтимых православных святынь. Новая обитель была основана в поселке Ленинское (ранее Хаапала) Выборгского района Ленинградской области.

В самом поселке до недавнего времени не существовало православных церквей, но неподалеку до конца 1939 г. находился основанный при участии святого праведного отца Иоанна Кронштадтского Свято-Троицкий Линтульский женский монастырь (в настоящее время пос. Огоньки Выборгского района). В 1894 г. тайный советник Ф. П. Неронов купил усадьбу Линтула с целью основать первый в принадлежавшем тогда России Великом княжестве Финляндском женский православный монастырь. В 1894-1895 гг. по проекту архитектора Е. Л. Морозова в усадьбе была построена деревянная церковь Пресвятой Троицы, а 10 августа 1896 г. основана монашеская Свято-Троицкая община из 26 сестер. 11 сентября 1905 г. ей был присвоен статус монастыря.

В 1900-е гг. в обители были построены двухэтажные деревянные здания келий и сиротского дома, где в 1911 г. устроена домовая церковь святых мученицы Софии и равноапостольного великого князя Владимира. В 1916 г. главная церковь сгорела, и в 1919 г. на ее месте архитектором И. Бахом была построена в стиле модерн новая деревянная церковь Пресвятой Троицы на каменном основании. После начала советско-финской войны, в конце 1939 г. все 40 сестер, взяв чтимую Иерусалимскую икону Божией Матери уехали в Финляндию, в 1946 г. поселились в местечке Палёки в Хейнявяси, где в 1973 г. была освящена новая церковь Пресвятой Троицы. Сейчас в этом монастыре проживают девять сестер. В ходе боев двух войн: 1939-1940 и 1941-1945 гг. в Линтуле погибли здания церкви и приюта, сохранилось лишь здание келий, которое используется под жилой дом.i

Созданная в поселке Ленинское местными жителями приходская община была официально зарегистрирована 27 марта 2000 г. К этому времени завершилось начатое в 1998 г. по проекту архитектора Ф. К. Романовского строительство в византийском стиле высокого каменного Константино-Еленинского храма, возведенного на живописном берегу озера, на месте сгоревшего в 1994 г. клуба (ул. Советская, д. 44). После малого освящения 3 июня 2000 г. назначенный настоятелем церкви иерей Константин Пархоменко совершил первую Божественную литургию. 11 сентября 2001 г. храм освятил Святейший Патриарх Алексий II. Тогда же было окончено строительство в русском стиле каменной часовни святителя Николая Чудотворца и открыта воскресная школа для детей.

Распоряжением митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира от 5 декабря 2001 г. комплекс храма святых равноапостольных Константина и Елены в пос. Ленинское был передан Воскресенскому Новодевичьему монастырю Санкт-Петербурга для организации второго монастырского подворья и благотворительной деятельности (первое подворье этой обители уже было устроено в пос. Лисино-Корпус Тосненского района Ленинградской области).ii

Однако после передачи храмового комплекса для устройства монастырского подворья приход просуществовал еще несколько лет. 29 августа 2002 г. в Константино-Еленинский храм перенесли из Новодевичьей обители (находившееся в монастыре с 3 февраля 2000 г.) написанные настоятелем скита Буразери на Святой Горе Афон схиархимандритом Арсением Иверскую икону Божией Матери и образ святителя Николая Чудотворца. Появлялись и другие святыни. 21 мая 2002 г. Великую Вечерю служил в храме митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, перед ее началом Владыка внес ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. 8 сентября 2002 г. Божественную литургию в церкви служил председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), а через три дня – священноархимандрит Сретенского Московского монастыря Тихон (Шевкунов).

14 декабря 2002 г. Высокопреосвященнейший митрополит Владимир освятил преобразованную из часовни церковь святителя Николая. В тот же день Владыка освятил установленный рядом с храмом памятник святителю Николаю Чудотворцу. Автору памятника – скульптору Зурабу Церетели митрополит Владимир вручил памятную медаль святого князя Александра Невского.

В 2004 г. подворью был передан подаренный обители президентом России В. В. Путиным старинный (XVI века) чиновой образ святителя Николая Чудотворца вологодской иконописной школы. Всего же за короткое время поступило более 50 святынь из различных стран православного мира: множество частиц мощей древних и новых святых (святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Спиридона Тримифунтского, Филарета Московского, Феофана Затворника, святых равноапостольных Константина и Елены, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Антония Дымского и другие), глава святой мученицы Иулитты (приобретенная в 2003 г. в Великобритании одним из благотворителей Новодевичьего монастыря), часть мощей святого мученика Кирика, чудотворные иконы Божией Матери, написанные на Афоне или бывшие там. Особенно почитается икона Божией Матери «Пантасса», оказывающая явную помощь при раковых заболеваниях.iii

К 2005 г. по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Владимира на территории поселка (в основном на средства благотворителя Константина Вениаминовича Голощапова) был построен обширный храмовый комплекс из трех церквей: святых равноапостольных Константина и Елены, святителя Николая Чудотворца и Рождества Христова. Рождественский домовый храм с баптистерием был устроен в главном корпусе комплекса. 15 октября 2005 г. Владыка Владимир освятил возведенное здание богадельни. Вблизи комплекса на горе помимо памятника святителя Николая был также установлен монумент святого князя Александра Невского, который запечатлен преклонившим колени перед Казанской иконой Божией Матери.

В связи с намеченным созданием Свято-Константино-Еленинского женского монастыря, впредь до решения Священного Синода, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир 11 мая 2006 г. издал распоряжение об открытии при храмовом комплексе самостоятельной женской монашеской общины. Для прохождения дальнейшего послушания в общину было направлено семь насельниц Воскресенского Новодевичьего монастыря, при этом старшей сестрой назначена монахиня Илариона (Феоктистова), а казначеей (с 13 июня) – инокиня Татиана (Лангуева). Протоиерей Аристарх (Артур) Егошин был освобожден от должности настоятеля и председателя приходского совета и назначен старшим священником общины, а ее духовником определен протоиерей Ипполит Ковальский.iv

6 октября 2006 г. по представлению митрополита Владимира Священный Синод постановил благословить открытие Свято-Константино-Еленинского монастыря и назначил монахиню Илариону (Феоктистову) настоятельницей с возложением наперсного креста по должности. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Владыка Владимир посетил новоучрежденную обитель, где огласил решение Священного Синода и возложил наперсный крест на матушку настоятельницу.v

В качестве Санкт-Петербургского подворья для новой обители летом 2006 г. был передан восстановленный храм преподобного Андрея Критского при Санкт-Петербургской фабрике Гознака на наб. Фонтанки, д. 144. Храм находится на третьем этаже здания, которое еще недавно занимал Дом культуры, первые два этажа будут переданы под помещения монастырского подворья и музей истории церкви. 26 сентября 2006 г. храм преподобного Андрея Критского посетил Святейший Патриарх Алексий II.vi

В 1998 г. у возрождаемого главного монастыря Санкт-Петербургской епархии — Александро-Невской Лавры появился свой первый скит, расположенный близ д. Коркино в Колтушской волости Всеволожского района на Агафоновом лугу (земельный массив «Генетика»), месте, связанном памятью о первоученике Иисуса Христа святом Апостоле Андрее. Скит находится на старинном сухопутном пути из Скандинавии в Византийскую империю («Из варяг в греки»). По церковному преданию Апостол Андрей, проповедуя слово Божие, двигался по этому пути и, направляясь в Рим, проехал по сухопутной дороге вдоль Невы. Дальнейшая история Российского государства тесно связана с этой дорогой, ратными и торговыми делами. Агафонов луг находится на сухопутном пути примерно на одинаковом расстоянии между двумя бывшими охраняемыми стоянками, а затем крепостями Ниеншанц и Орешек, водный путь между которыми проходил по Неве. Сухопутный путь от места впадения р. Охта в Неву шел через возникшие позднее деревни Кудрово, Новосергиевку, Колтуши, Агафонов луг вдоль Черной речки и далее по нынешней Морозовской дороге до Петрокрепости. Луг был очень удобен для остановок в середине пути для кормления лошадей и отдыха, т.к. вокруг большого поля текли чистые родниковые речушки, питавшие реку Дегтярку. Видимо, на лугу постоянно располагались сторожевые посты, он исстари выкашивался и потому среди леса никогда не зарастал кустарником и деревьями. Богатый травостой обеспечивался в любое лето, потому что близкая от поверхности земли супесь уводит в плывун лишнюю влагу в дождливую погоду и хорошо пропускает к корням травы родниковую влагу от близких грунтовых вод.

Недалеко от дороги на лугу находится огромный древний валун. По рассказам местных старожилов, еще в начале прошлого века, приезжая косить сено, крестьяне прикладывались к этому камню, обязательно сажали на него детей, чтобы получить исцеление или зарядиться здоровьем и добрыми силами, так как от своих предков знали, что скрывает камень великую благодать, отдавая ее людям с чистым сердцем. «Камень, хранящий великий клад Божьей благодати», – так об этом поведала приезжавшая в 2003 г. в скит монахиня Варвара – уроженка этих мест.

Может быть, у этого камня в 1240 г. после разгрома шведского войска отдыхали дружинники св. кн. Александра Невского. И позднее здесь неоднократно проходили идущие на врага новгородские дружины, а в октябре 1702 г. – войска Петра I, освобождавшие приневские земли от столетнего шведского владычества. В годы Великой Отечественной войны путь получил название «Дорога смерти» или «Дорога скорби». По ней 19 сентября 1941 г. шли тысячи солдат для взятия плацдарма на левом берегу Невы (легендарного «Невского пятачка»), чтобы больше уже никогда не вернуться. Не менее 250 тысяч воинов пало в сентябре 1941 – январе 1943 гг. на «Невском пятачке», и их самоотверженная гибель стала одной из самых трагических страниц войны. На территории Всеволожского района (единственного неоккупированного фашистами в кольце блокады) добывалось топливо и выращивались овощи для осажденного города, здесь размещались госпитали и эвакопункты, располагались аэродромы и дальнобойная артиллерия. В конце 1942 г. в районе Агафонова луга формировались и готовились войсковые подразделения, форсировавшие вскоре Неву и прорвавшие 18 января 1943 г. кольцо смертельной блокады в ходе операции «Искра». И штаб этой операции также находился в лесу поблизости от места скита.

Скит возник на базе крестьянского хозяйства «Краеугольный камень», созданного 27 июня 1994 г. Главой хозяйства был Владимир Михайлович Елгин, его заместителем – Иван Владимирович Елгин. Узнав историческую и духовную значимость места, отведенного под хозяйство, его глава доложил обо всем митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну. 19 сентября 1995 г. Владыка благословил установление поклонного креста, утвердил проекты часовни и звонницы (составленные архитектором И.Я. Холяковым) и высказал предвидение о создании в перспективе на этом месте скита святого Апостола Андрея Первозванного. Утверждая проект часовни, митрополит сказал: «Наконец-то и на «Дороге смерти» появятся православные кресты…».

Группа энтузиастов начала обустраивать территорию и готовить основу для будущего строительства. 5 июня 1996 г. у старинного валуна был установлен деревянный поклонный крест, освященный настоятелем церкви св. Иоанна Кронштадтского в пос. Колтуши о. Сергием Тарасовым. В течение двух лет В.М. Елгин со своими единомышленниками обустраивал территорию, а в июне 1998 г. обратился к архим. Назарию с просьбой о принятии послушником в состав братии Александро-Невской Лавры. 17 июня начальник Всеволожского РСУ А.Д. Чистяков выделил строительный вагончик, в него в этот же день на Агафоновом лугу по благословению наместника Лавры поселился В.М. Елгин. 6 июля о. Назарий известил митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о том, что к нему обратились В.Д. Чистяков и В.М. Елгин с просьбой о «кураторстве» строительства часовни, которое берет на себя Всеволожское РСУ, и предложением об устройстве на этом месте скита Лавры. На следующий день Владыка поставил резолюцию: «Благословляется принять послушником Владимира Елгина, контролировать строительство часовни и других объектов и оформить дарственную на землю».

В начале июля 1998 г. В. Елгин был зачислен послушником в состав братии Александро-Невской Лавры. С этого времени он занялся созданием скита под руководством и контролем архимандрита Назария. Архитектором и инженером-строителем стал Андрей Павлович Зайцев. 1 августа 1998 г. наместник Лавры издал распоряжение № 23-С, в котором приказал образовать скит в честь святого Апостола Андрея Первозванного, назначить ответственным за организацию и ведение строительных работ В.М. Елгина, а также составить и утвердить положение о ските. 18 октября архимандрит утвердил подготовленное положение.

К осени 1998 г. были построены две деревянные келии. Летом 1999 г. состоялась закладка часовни святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, а к осени следующего года были окончены основные работы по ее возведению, освящен и водружен крест. Часовню срубили из калиброванных бревен в традициях северного деревянного зодчества. 6 апреля 1999 г. В.М. Елгин был пострижен о. Назарием в рясофор с наречением именем в честь св. преподобного Зосимы Соловецкого. 28 апреля 2000 г. инок Зосима принял постриг в мантию в Свято-Троицком соборе Лавры с наречением именем в честь прп. Серафима Саровского, а 1 мая архимандрит Назарий утвердил монаха Серафима в должности строителя скита.

Через несколько месяцев митрополит Владимир благословил освятить строящуюся часовню по чину церкви. 22 января 2001 г. архим. Назарий утвердил проект пристройки к часовне алтарной части с преобразованием ее в церковь, а также проект возведения вместо планировавшейся раньше звонницы колокольни с трапезной и библиотекой (автор проектов А.П. Зайцев). К этому времени был выкопан колодец, устроены некоторые хозяйственные постройки, начато оборудование монастырской пасеки с целью производства меда для братии и воска для свечей. 22 февраля 2001 г. наместник Лавры представил митрополиту рапорт о делах в ските, на котором 26 марта Владыка написал: «Читал с интересом и радостью. Сердечно благодарю монаха Серафима (Елгина) за труды и за предпринятый подвиг по созданию скита Александро-Невской Лавры. Призываю Божие благословение на дальнейшие труды».

28 июня 2001 г. о. Назарий обратился к главе администрации района с просьбой предоставить хозяйству около 5 гектаров леса, которые составят основу медосбора, и 3 апреля 2002 г. участок лесного фонда площадью 2,5 га передали в аренду монаху Серафиму (Елгину) на 5 лет, а дальнейшем этот договор был переоформлен на Лавру, и срок аренды продлен до 49 лет. Постепенно развивалось подсобное сельскохозяйственное производство: начато разведение гусей, кур, кроликов, выращивание картофеля. 13 сентября 2002 г. было завершено оформление факта дарения Лавре здания церкви с подворными постройками и земельного участка крестьянского хозяйства. 8 апреля 2003 г. архим. Назарий благословил начало проектных работ братского корпуса, бани, привратницкой, архиерейского дома, дома паломников, мастерской и двухкомнатного дома для скита (23 апреля 2004 г. форэскизы этих строений были согласованы с районным Комитетом по архитектуре и градостроительству). 15 октября 2003 г. было подписано постановление администрации Всеволожского района № 3877 о разрешении Лавре строительных работ по возведению православного скита, таким образом, его строительство получило полное юридическое обоснование. Осенью 2003 г. началось возведение деревянной колокольни с постоянным звоном, переносящим в вечность память о трагических событиях войны и блокады.

27 декабря 2003 г. церковь свв. Зосимы и Савватия была освящена иерейским чином, и в этот же день архим. Назарий и духовенство Лавры отслужили первую Божественную литургию и совершили крестный ход. Началось регулярное еженедельное совершение служб. 21 августа 2004 г. в день памяти свв. Зосимы и Савватия архим. Назарий возглавил праздничное богослужение в скитском храме. В это время продолжалось возведение колокольни, братского корпуса, овощехранилища и ворот с оградой.

Создаваемый скит будет достойным престолом для ушедших в вечность и для ищущих пути ко спасению, ярким факелом молитвенной памяти о погибших воинах и «Краеугольным камнем» для спасения каждого с любовью и верой приходящих к нему. В скиту будет круглосуточное чтение псалтыри о всех ушедших в вечность, в том числе и о незахороненных по христианскому обычаю. Из многих святых мест и монастырей, в том числе из Иерусалима, со св. Горы Афон, с Кипра уже привезены паломниками благословения, иконы, земля, лампадное масло, свечи, фотографии, открытки. Количество людей, которым Господь открыл пути участия в строительстве скита или молитвенного посещения его, растет. Люди идут сюда с вопросами, раздумьями, за советами, в поисках ключей к спасению своих душ. Пока они размышляют здесь сами со своей совестью, озаряемые светом Божьей благодати. Но появятся в скиту монахи-старцы, и тогда поток людской многократно возрастет.


1 Орлов В.С. Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1994. № 13. С. 48-51; Его же. Старая Линтула. Храм Святой Троицы в Линтульском Свято-Троицком женском монастыре // Церковный вестник. 2005. № 5. С. 48, № 6-7. С. 47.

2 Канцелярия митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Д. Храм Святых Равноапостольных Константина и Елены пос. Ленинское Выборгского района.

3 Там же.

4 Там же; Васильева Н. От прихода к обители. Новый женский монастырь Санкт-Петербургской епархии // Санкт-Петербургский церковный вестник. 2006. № 8-9. С. 22-25.

5 Санкт-Петербургский церковный вестник. 2006. № 12. С. 18-19.

6 Журнал Московской Патриархии. 2006. № 10. С. 13-14, 74-75, № 11. С. 3.


Опубликовано 24.11.2016 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter