Максим Мацегора. НЕвский БОгослов: мы не пишем о новостях, мы их создаем

Максим Мацегора. НЕвский БОгослов: мы не пишем о новостях, мы их создаем

Выступление на пленарном заседании III студенческой научно-богословской конференции Санкт-Петербургской православной академии.

Хотя наша сегодняшняя конференция называется «Третьей богословской», я бы хотел начать с момента, не исполненного высокими богословскими смыслами и аллюзиями. На память мне пришла концовка фильма про Индиану Джонса, когда герою, чтобы добраться до заветной чаши Грааля, необходимо преодолеть последнее испытание, называющееся «мост веры». И вот, перед ним простирается бездонная пропасть, и чтобы перейти её, герою необходимо вслепую, полагаясь лишь на свою веру, сделать шаг вперед. И если вера его сильна, если его стремления и мотивации искренни, то под его ногами сразу же возникает из воздуха каменный мост, соединяющий два края над бездной. Запишем этот образ на полях нашей памяти, а пока пойдем далее.

Очевидный факт, что сегодня Церковь отделена от общества и разделена с ним. Между миром Церкви и миром светским существует колоссальное мировоззренческое разобщение, разобщение мотиваций, принципов, целей, взглядов на культуру и искусство. Как писал в свое время Бердяев, “современный человек стал жить в двух перебивающихся ритмах — в Церкви и в мире, в путях спасения и в путях творчества». Но если во времена Бердяева человек жил в перебивающихся мирах, то теперь сферы этих миров, области их компетенции окончательно разошлись. И сегодня на наших глазах разворачивается картина тотального и катастрофического непонимания, существующего между обществом и Церковью, когда, с одной стороны, идеологи радикальных левых движений стремятся уязвить религиозные чувства христиан, а с другой, иные представители Церкви обращаются к народу с явно утопическими и абсолютно не согласующимися с реалиями жизни идеями и призывами. И если для системы координат социума это непонимание максимум чревато падением нравственности, которая, к слову, никогда и не была на особо высоком уровне, то для Церкви это непонимание и разобщение имеет много более далеко идущие последствия, связанные в том числе и с невозможностью исполнить данный Богом Церкви императив: “идите и научите”. Как Церковь может чему-либо научить современного человека, если она не владеет тем культурным языком и категориальным аппаратом, на котором осуществляется межличностная коммуникация в современном мире?

Сегодня, например, все мы здесь собрались, чтобы обсудить некоторые богословские вопросы. Идея исключительно благая, но при этом специфика нашего общения в эти дни будет носить интересный лишь нам, исключительно корпоративный характер. Мы здесь придем к каким-то, может, небольшим, но открытиям и достижениям. И далее встает закономерный вопрос: “Как донести все эти достижения, происходящие в нашей церковной среде, до общества?”. И здесь на помощь Церкви приходят, как ни странно, Средства Массовой Информации. Это и есть тот самый мост веры, перекинутый через пропасть культурных, категориальных и мировоззренческих конфликтов, разделяющих сегодня Церковь и общество. Удивительный феномен: мы живем в информационном обществе, где бал правит всесильное Media sapiens — медиа разумное, но мы — Церковь — так и не научились разговаривать с людьми на этом языке нового мира. Над нами по-прежнему дамокловым мечом довлеет священный страх приобщиться к этому языку, научиться ему. А потому этот шаг по спасительному мосту, сложенному из кирпичиков Средств Массовой Информации, является для самого церковного сообщества шагом в бездну, шагом в неизвестность, шагом, делаемым сейчас вслепую. Но если мотивации наши искренни и если вера наша сильна, то будем надеяться, что это в конечном счете поможет нам достигнуть того же happy end’а, что и герою Харрисона Форда — преодолеть бездонную пропасть, создать столь необходимое сейчас пространство для общения разобщенных миров Церкви и общества.

Придерживаясь именно такой доктрины, наша редакция год назад приступила к созданию обновленной версии журнала Санкт-Петербургской духовной академии «НЕвский БОгослов».

Христианство, по нашему глубокому убеждению, — это способ быть живым, свободным и ярким. Именно такую доминанту мироощущения мы и стремимся предложить нашим читателям.

Но отличительной особенностью журнала является его своеобразная миссия в современном обществе: показать христианство интересным, современным и глубоким для светских людей и одновременно напомнить людям Церкви, что окружающий их мир разнообразен, наполнен смыслами и насыщен красками, которые столь часто блекнут в нашем церковном сознании. Как мы это делаем? Например, в пятом номере в рубрике «Modus vivendi» вы можете прочитать статью об исключительно христианском делании. И если кто-то подумал, что речь там идет о паломничестве или послушании, то глубоко заблуждается, речь там идет об ирландской музыке и ирландских танцах. Оказывается, что у Майкла Флэтли и Riverdance мы тоже можем научиться истинно христианскому жизненному credo: встречать жизненные трудности с прямой спиной и величественно поднятым подбородком, смиряясь пред волей Всевышнего, но не сгибаясь под ударами судьбы. Далее, в рубрике «Персона» в совершенно новом и неожиданном свете предстает перед нами актер Алексей Нилов, которого миллионы наших соотечественников привыкли видеть в совершенно поверхностных и лишенных глубокого смысла сериалах. В интервью раскрывается, сколь глубок, интересен и многогранен его внутренний мир, выстроенный на перекрестии Габриэля Гарсии Маркеса и Евангелия.

Шестой номер нашего журнала был посвящен романтическим отношениям науки и религии. Как только вы перевернете первую страницу этого номера, мы настоятельно рекомендуем вам обзавестись солнцезащитными очками, поскольку то обилие светил научного мира, которое присутствует на страницах журнала, не может не ослепить. Нашими корреспондентами согласились стать академики РАН, доктора и кандидаты наук, с одной стороны, и представители церковной науки –– с другой, которые в острой и полемичной форме провели на страницах журнала дискуссию, посвященную таким наболевшим вопросам научно-церковной полемики, как противостояние креационизма и эволюционизма, вопрос о происхождении Вселенной, апокалиптические страхи, связанные с запуском адронного коллайдера и теории о множественности квантовых параллельных миров. Между тем, наш журнал не только расширяет кругозор читателя, но и решается бросить вызов костным стереотипам, присутствующим как в светском восприятии Церкви, так и, к сожалению, в церковном восприятии светского общества. Пафос рубрики «К барьеру» был подсказан нам аналитическим телешоу первого канала «Гордон Кихот», в котором философ-идальго нашего времени Александр Гордон бросает вызов ветряным мельницам современного общества. В шестом номере нами был брошен вызов тому духу мракобесия и обскурантизма, который сегодня приводит многих к профанации глубоких идей христианства.

Что же касается выходящего в эти дни седьмого, пасхального номера «НЕБА», то он заслуживает особого внимания. В отличие от двух предыдущих номеров, он посвящен не теме, а личности, Личности Иисуса Христа. Этот пасхальный номер мы решили украсить не разноцветными яйцами и куличами, а необычными, разнообразными и яркими статьями о принципах нашей веры и о Том, о Ком мы так редко вспоминаем в суете повседневности. Как вы увидите, каждая наша рубрика предваряется воспоминанием апостола о том или ином событии. Но не ищите этого апостола среди 12, этот апостол — это мы, это вы, это каждый из нас. Мы не стали просто цитировать так хорошо всем известный канонический текст, но попросили разных людей рассказать о евангельских событиях так, как они запечатлелись в их душах.

На страницах этого номера читатель сможет по-новому осмыслить мир современной церковной проповеди; сможет проанализировать свои отношения с Богом посредством тех Его образов, которые ваяются в нашем сознании; увидит на примере фильма «Миссия» три образа служения Богу, три пути, три выбора; побеседует с тем, кто не понаслышке знает, когда Аннушка разлила масло, что подавали на завтрак у Канта и с каким подбоем был плащ на плечах у Понтия Пилата — самим Олегом Басилашвили, блистательно сыгравшим роль Воланда в последней экранизации «Мастера и Маргариты»; в обществе директора Российского центра исследований Туринской Плащаницы приоткроет тайну четырех с половиной метров безапелляционных доказательств того, что на заре нашей эры среди людей жил, проповедовал, был распят и воскрес Иисус Христос; приобщится к опыту практического христианства вместе с теми, чей modus vivendi — быть на передовой человеческой боли.

Завершить же свое выступление я бы хотел словами Уинстона Черчилля, сказавшего, что «лучше делать новости, чем рассказывать о них». Пусть же каждый из нас по прошествии этой конференции на своем месте, в свое время и в меру своих сил будет день за днем вершить такие дела веры, которые станут благими новостями и радостными открытиями для нашего общества, что в конечном счете приблизит постройку этого заветного моста, позволящего сердцу Церкви и сердцу общества вновь забиться в едином ритме.

Наша редакция не ставит своей целью навязать какое-либо мнение, но мы будем безмерно рады, если этот пасхальный номер поможет вам найти свой личный путь во всегда открытое для вас НЕБО.


Опубликовано 20.05.2011 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter