Максим Втюрин. Значение патриарха Мелетия (Метаксакиса) в вопросе признания англиканской иерархии

Максим Втюрин. Значение патриарха Мелетия (Метаксакиса) в вопросе признания англиканской иерархии

Патриарх Мелетий – одна из самых спорных и скандальных фигур в истории Православной Церкви. Единственный человек, который за свою жизнь управлял тремя Поместными Церквами: Элладской, Константинопольской и Александрийской. С его личностью связаны многие серьезные исторические потрясения и нововведения. Среди самых известных можно вспомнить переход на новый стиль рядом Церквей, вмешательства Константинополя на чужие канонические территории, и связанные с этим споры до наших дней; признание действительности англиканской иерархии.

Кем же является Мелетий (Метаксакис) и какое наследие он после себя оставил?

Эммануил Метаксакис родился в 1871 году на о. Крит. В 18 лет поступил в семинарию в Иерусалиме. В 1900 году патриарх Иерусалимский Дамиан поставил его секретарем Синода, и им же, в 1908 году был снят с должности[1]. Как пишет священник Срболюб Милетич, «патриарх выгнал Мелетия из Святой Земли за «деятельность против Святого Гроба»[2].

Известно, что после изгнания из Иерусалима, Мелетий отправился на о. Кипр. Масон Александр Зервудакис, офицер Министерства обороны Британии, заявляет, что на Кипре, в 1909 году, совместно с двумя священнослужителями, Мелетий принимается в масонскую ложу Англии[3].

Именно после этого события можно констатировать его неиссякаемую жажду власти, стремление занимать высокие руководящие посты в любой Церкви, в которой предоставляется такая возможность. Здесь же, на Кипре, возможно не без помощи влиятельной английской масонской ложи, Мелетий становится митрополитом Китиона (1910 г.).

В это время премьер-министром Греции был его дядя, Элефтериос Венизелос. Элефтериос – известный политик, панэллинист и борец с монаршей властью, глава либеральной партии[4]. Влиятельный дядя помогает стать ему архиепископом Элладским в 1918 году. По утверждению монаха Вениамина (Гомартели), в этом году был неканонически низложен «архиепископ Феоклит Афинский… за подстрекательство к анафематствованию Елевферия Венизелоса». Двумя годами позже Феоклит был оправдан. Но дело было сделано — племянник Венизелоса митрополит Мелетий (Метаксакис) был срочно вызван из Америки и интронизирован как архиепископ Афинский в ноябре месяце 1918 г.»[5].

В 1918 году митрополит Мелетий едет на неофициальную конференцию с Епископальной церковью. На данной конференции митрополиту Мелетию был задан вопрос: каково его мнение относительно действительности англиканской хиротонии? Митрополит сразу сделал акцент на том, что конструктивный диалог между церквами невозможен в условиях оккупации Ближнего Востока мусульманами. По всей видимости, Мелетий первостепенно добивался получения разносторонней (политической и финансовой) помощи от западных партнеров: «Если наши страны освободятся, Церковь найдет возможность работать для общего союза всех Церквей»[6]. Признав свою некомпетентность в заданном епископом Фредериком вопросе, он предоставляет слово архимандриту Хризостому.

Обе стороны пришли к решению, что англикане должны официально признать священство таинством, а православные собрать собор Поместных Церквей для признания англиканской хиротонии. Митрополит Мелетий говорит, что на предстоящем «Синоде я сделаю заявление о том, что мы все должны прийти к желаемому дню окончательного воссоединения»[7]. Из этой ссылки становится очевидна конечная цель договора митрополита с англиканами: стремление к объединению, а признание иерархии англиканской церкви — лишь первый серьезный шаг.

В 1921 году потерял пост премьер-министр Греции Елефтериос Венизелос, дядя Мелетия. Архиепископ потерял свою политическую опору, и недовольные греки образовали комиссию для расследования экуменистической и антиканонической деятельности владыки. «29 декабря он был лишен кафедры «за нарушение канонов и учинение раскола»[8].

Будучи в очередной раз изгнанным, Мелетий отправляется в Соединенные Штаты[9]. Как сообщает греческий посол в Вашингтоне: Мелетий «в полном облачении, принял участие в англиканском богослужении, приклонял с ними колена и целовал их престол, сказал проповедь, и благословил присутствующих»[10]. Специальная комиссия, назначенная Синодом Элладской Церкви, продолжая рассмотрение дела Мелетия, извергла его из сана с формулировкой: «за ряд церковных проступков, в том числе за учинение раскола»[11]. Однако низвержение не помешало Мелетию в скором времени стать патриархом Константинопольской Церкви. Это происходило следующим незаконным образом.

Оказавшись в Константинопольском Патриархате, архиепископ Мелетий непонятным образом стал одним из двух претендентов на первосвятительский престол. Митрополит Герман (Каравангелис) не сомневался в своей победе на выборах: 16 из 17 голосов были отданы ему. Однако после политического давления он отказывается от престола в пользу Мелетия. Очевидно, что архиереи не хотели видеть своим патриархом уже известного к тому времени авантюриста, но единственное, что удалось сделать – это отложить избрание патриарха. В итоге они были отстранены от голосования и заменены другими, избравшими Мелетия спустя два месяца[12] (1921 г.). А постановление Элладской Церкви о его извержении было аннулировано в сентябре того же года[13]. Традиционное слово при интронизации совершенно открыто и ясно говорит о его дальнейших целях: «Я отдаю себя на служение Церкви, чтобы с ее первого престола способствовать развитию, насколько возможно, более тесных дружеских отношений с неправославными христианскими церквами Востока и Запада, для продвижения дела объединения между теми и другими»[14].

Свое слово на интронизации патриарх сдержал. Спустя год патриарх Мелетий создает комиссию по рассмотрению вопроса англиканской хиротонии[15]. Комиссия приходит к положительному разрешению вопроса и Синод выпускает энциклику, в которой признает англиканскую хиротонию[16].

Недолгий период правления патриарха Мелетия ознаменовался печальным для всей Православной Церкви событием. В короткие сроки ему удалось созвать так называемый «Всеправославный конгресс» (1923 г.). Данный конгресс получил огромное количество негативных отзывов современников и историков. А. Буевский считает, что «деяния Совещания, подобно энциклике 1920 г., представляют собой своего рода насилие над сознанием Единой Православной Церкви»[17].

Деятельность Мелетия породила немало негодования в том числе и среди простого народа. Самое большое возмущение вызвал переход на новый календарь. Верующие подняли волнение в Стамбуле с целью низвержения патриарха. Протестующие ворвались в патриархию, избивали Мелетия и требовали его отставки[18]. В сентябре того же года патриарх подписал отречение от престола. Исторически это совпало с выводом оккупационных войск Антанты из Константинополя. Потеряв поддержку Англии в этой стране, Мелетий был вынужден покинуть Стамбул[19].

Владыка Мелетий, потерпев фиаско в ряде Поместных Православных Церквей, будучи изгнанным с позором из Иерусалимской, Элладской и Константинопольской Церкви не оставляет своей жажды власти, равно как и не предает идею объединения с Англиканской церковью. И как будто с новыми силами и новым энтузиазмом бросается в новую авантюру.

В этот период времени под политическим контролем Англии находился Египет, а значит и, косвенно, древняя Александрийская Церковь. Влияние Англии было настолько велико, что они могли вмешиваться во внутрицерковные дела, оказывая давление на правительство Каира. Следствием этого стало появление Мелетия в качестве претендента на патриарший престол. Каир не спешил с подтверждением выбранного первосвятителя, однако в итоге, в 1926 году, Мелетий стал патриархом и папой Александрийской Церкви.

В 1930 году состоялась очередная Ламбетская конференция Англиканской церкви, православную делегацию на которой возглавил патриарх Мелетий. По состоянию достигнутых соглашений в этом же году Синод Александрийской Церкви под давлением Мелетия, признает англиканскую хиротонию действительной[20].

Александрийский престол был последним в «карьере» Мелетия. Он скончался в 1935 году и погребен в Каире.

Таким образом, нужно подвести итог деятельности патриарха Мелетия. Он явился одним из самых амбициозных православных деятелей в истории Вселенской Церкви. В тоже время нужно отметить его малообразованность и некомпетентность в некоторых важных вопросах (вспомним неофициальную конференцию в США в 1918 году), а также неканонический характер его действий. Как выражался митрополит Антоний Храповицкий: «Для патриарха по-видимому, не существовал авторитет священных канонов, которые он весьма смело попрал в своем проекте церковных реформ»[21]. Сюда же можно включить малоцерковность или нецерковность его действий. Е. Махароблидзе считает, что «Нельзя скрывать того, что патриарх Мелетий своей малоцерковностью, отмечаемой в нем всеми, и настойчивостью в проведении реформ… безусловно причинил немало вреда Православной Церкви, что скажется в ближайшем будущем и последствием чего будет раскол в самой Православной Церкви»[22].

Вопрос признания действительности Англиканской иерархии в контексте сближения с англиканами, был актуален для конца XIX – начала XX века и обсуждался богословами многих Церквей, в том числе и Русской. Однако ни одна из них не имела в этом вопросе спешки, и, возможно, не пошла бы на такой серьезный шаг, как признание иерархии без общецерковного решения. На тот период времени диалог с англиканами не был окончен, не было богословской необходимости для признания англиканского священства. Патриарх Мелетий руководствовался политической выгодой. Весь географический ореол его деятельности неразрывно связан с геополитическим влиянием Англии и об этом говорят многие факты его автобиографии.

Не смотря на усиленное сопротивление Православных Церквей, которое происходило на разных уровнях (вспомним осуждение Мелетия Синодом Эллады или протесты верующих в Стамбуле), Мелетию удалось сделать очень многое, в том числе добиться признания действительности англиканской иерархии в Константинопольской и Александрийской Церкви.


Примечание: 

[1] Μελέτιος Δ´. Βίος// URL: http: www.ec-patr.org/list/index.php?lang=gr&id=319 (дата обращения: 16.02.2018).

[2] Срболюб Милетич, свящ., Мелетий Метаксакис: митрополит, архиепископ, папа и патриарх// URL: http: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41204.htm (дата обращения: 16.02.2018).

[3] Alexander I. Zervoudakis, «Famous Freemasons,» Masonic Bulletin, No 71, January — February, 1967.

[4] Ελευθέριος Βενιζέλος//http://www.hellenicaworld.com/Greece/Person/gr/EleftheriosVenizelos.html (дата обращения: 17.02.2018).

[5] Гомартели Вениамин, мон., Летопись Церковных событий Православной Церкви// URL: http: hristov.narod.ru/letopis.htm (дата обращения: 16.02.2018).

[6] Report of an Unofficial Conference on Unity Between Members of the Episcopal Church in America and His Grace, Meletios Metaxakis, Metropolitan of Athens, And His Advisers. October 26, 1918. New York: Department of Missions, 1920// URL: http: anglicanhistory.org/orthodoxy/newyork1918.html (дата обращения: 8.02.2018).

[7] Там же.

[8] Гомартели Вениамин, мон., Летопись Церковных событий Православной Церкви// URL: http: hristov.narod.ru/letopis.htm (дата обращения: 16.02.2018)

[9] Шкаровский М.В. Элладская Православная Церковь в 1917-1950-х гг. Часть 1 2010 г.// URL: http://www.bogoslov.ru/text/1029958.html (дата обращения: 16.02.2018).

[10] The Struggle against Ecumenism. Boston 1998. pg. 30

[11] Шкаровский М.В. Элладская Православная Церковь в 1917-1950-х гг. Часть 1 2010 г.// URL: http://www.bogoslov.ru/text/1029958.html (дата обращения: 16.02.2018).

[12] Срболюб Милетич, свящ., Мелетий Метаксакис: митрополит, архиепископ, папа и патриарх// URL: http: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41204.htm (дата обращения: 16.02.2018).

[13] Там же.

[14] Гомартели Вениамин, мон., Летопись Церковных событий Православной Церкви// URL: http: hristov.narod.ru/letopis.htm (дата обращения: 16.02.2018).

[15] Цанков. С., прот. Экуменическое движение и Православная Церковь, София, 1945 г., стр. 16-17

[16] Encyclical on Anglican Orders, from the Oecumenical Patriarch to the Presidents of the Particular Eastern Orthodox Churches, 1922// URL: http://www.ucl.ac.uk/~ucgbmxd/patriarc.htm (дата обращения: 13.02.2018).

[17] Буевский А. Патриарх Константинопольский Мелетий IV и Русская Православная Церковь. ЖМП № 03 март 1953 // URL: http://archive.e-vestnik.ru/page/index/195303140.html (дата обращения: 16.02.2018).

[18] Неслыханное насилие над Св. Патриархом Вселенским Мелетием// Церковные ведомости 1923. № 11-12. Стр. 10. – 12 с.

[19] Буевский А. Патриарх Константинопольский Мелетий IV и Русская Православная Церковь. ЖМП № 03 март 1953 // URL: http://archive.e-vestnik.ru/page/index/195303140.html (дата обращения: 16.02.2018).

[20] Юнгеров Ю. Православие и экуменизм: хронология. даты и документы. 1902-1948 гг.// URL: http://www.ipc-russia.ru/menuekum/24-istekumenizm/135—1902-1948- (дата обращения: 19.02.2018).

[21] Антоний (Храповицкий), митр. Друзья познаются в бедах и опасностях // Церковные ведомости 1924. № 1-2. Стр. 9. – 20 с

[22] Марохоблидзе Е. Положение Вселенского патриарха и патриархии // Церковные ведомости 1923. № 19-20. Стр. 13. – 20 с.

Список использованных источников и литературы:

1. Антоний (Храповицкий), митр. Друзья познаются в бедах и опасностях // Церковные ведомости 1924. № 1-2. – 20 с

2. Гомартели Вениамин, мон., Летопись Церковных событий Православной Церкви// URL: http: hristov.narod.ru/letopis.htm (дата обращения: 16.02.2018).

3. Буевский А. Патриарх Константинопольский Мелетий IV и Русская Православная Церковь. ЖМП № 03 март 1953 // URL: http://archive.e-vestnik.ru/page/index/195303140.html (дата обращения: 16.02.2018).

4. Марохоблидзе Е. Положение Вселенского патриарха и патриархии // Церковные ведомости 1923. № 19-20. – 20 с.

5. Неслыханное насилие над Св. Патриархом Вселенским Мелетием// Церковные ведомости 1923. № 11-12. – 12 с.

6. Срболюб Милетич, свящ., Мелетий Метаксакис: митрополит, архиепископ, папа и патриарх// URL: http: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41204.htm (дата обращения: 16.02.2018).

7. Цанков. С., прот. Экуменическое движение и Православная Церковь, София, 1945 г.

8. Шкаровский М.В. Элладская Православная Церковь в 1917-1950-х гг. Часть 1 2010 г.// URL: http://www.bogoslov.ru/text/1029958.html (дата обращения: 16.02.2018). 9. Юнгеров Ю. Православие и экуменизм: хронология. даты и документы. 1902-1948 гг.// URL: http://www.ipc-russia.ru/menuekum/24-istekumenizm/135—1902-1948- (дата обращения: 19.02.2018).

10. Encyclical on Anglican Orders, from the Oecumenical Patriarch to the Presidents of the Particular Eastern Orthodox Churches, 1922// URL: http://www.ucl.ac.uk/~ucgbmxd/patriarc.htm (дата обращения: 13.02.2018).

11. Report of an Unofficial Conference on Unity Between Members of the Episcopal Church in America and His Grace, Meletios Metaxakis, Metropolitan of Athens, And His Advisers. October 26, 1918. New York: Department of Missions, 1920// URL: http: anglicanhistory.org/orthodoxy/newyork1918.html (дата обращения: 8.02.2018).

12. The Struggle against Ecumenism. Boston 1998.

13. Zervoudakis Alexander I., «Famous Freemasons,» Masonic Bulletin, No 71, January — February, 1967.

14.Ελευθέριος Βενιζέλος// URLwww.hellenicaworld.com/Greece/Person/gr/EleftheriosVenizelos.html (дата обращения: 17.02.2018).

15. Μελέτιος Δ´. Βίος // URL: http: www.ec-patr.org/list/index.php?lang=gr&id=319 (дата обращения: 16.02.2018)


Опубликовано 26.04.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter