Михаил Собачинский. Воскресение сына наинской вдовы

21.10.2012_prop_lit_s

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Не плачь!» — такими словами Господь обращается к вдове, идущей в похоронной процессии. На протяжении всей истории человечества многие писатели, пытаясь передать наивысшую степень человеческого горя, не раз прибегали к образу вдовицы, потерявшей единственное дитя. Вот и сейчас евангельское чтение обращает наши взоры к событию, происшедшему в древней Палестине, в галилейском городе Наин. Перед нами предстает несчастная вдова, горе которой невозможно описать: она потеряла единственного сына. «Никакие сокровища мира не могут заменить человеку потерю ни с чем не сравнимых сокровищ – его родных детей»[1], — замечает императрица Александра Федоровна.

Трагические минуты: мать собирается хоронить своего сына, погребальная процессия, провожая юношу в последний путь, приблизилась к вратам города, и уже кажется, никто не может помочь несчастной женщине.  Но происходит чудо: окруженный Своими учениками, к ним подходит Сам Господь. Видя горе безутешной вдовы, сжалившись над ней, Он говорит ей удивительные слова: «Не плачь» (Лк 7:13). Затем Своей пречистою рукой, коснувшись смертного одра, Спаситель властно произнес: «Юноша! Тебе говорю, встань» (Лк 7:14). Великое чудо происходит на глазах у множества народа, жизнь возвращается к сыну вдовицы. Смерть поспешила вернуть свою жертву.

Как невозможно описать горечь утраты, так невозможно и передать словами радость наинской вдовицы. Казалось, что уже ничто не вернет ей дитя. Однако надежда ее жизни, ее единственный сын воскресает по одному только слову Того, Кто обладает живыми и мертвыми. Юноша вновь оказался в объятиях матери, избежав смерти.

В данном отрывке Евангелия на первый взгляд кажется, что Господь попускает невыносимые испытания вдове из города Наин. Лишившись некогда мужа, она теряет и сына, единственную поддержку и опору её существования, смысл её жизни. Но дальше из повествования апостола и евангелиста Луки нам открывается великое действие Промысла Божия о человеке. Мы видим, что все происшедшее и казавшееся невыносимым и несправедливым, обратилось к великой радости и изумлению. Жизнь победила смерть, Господь воскрешает сына наинской вдовицы.

Все мы с вами потеряли кого-то в жизни. И когда испытываешь это горе, то невольно задаешься вопросами: «За что?», «Зачем Ты его забрал так рано?», «Почему так несправедливо?». Но не стоит забывать, что смерть – это вершина человеческой жизни, это момент, когда человеческая душа встречается с Богом. А живет человек, трудится, духовно возрастает как раз для того, чтобы предстать пред Богом. И по нашим земным меркам может быть и рано, хочется, чтобы человек еще пожил с нами, но для Бога он достиг духовной зрелости, и нет смысла ему дальше пребывать на этой земле. И неважно, сколько этому человеку земных лет, он может быть и молодым человеком и глубоким старцем. Это неважно, человек совершил то, для чего родился, и тогда Господь его забирает. Есть и другая причина, почему люди уходят рано из жизни. Когда человек грешит настолько, что его лучше забрать, дабы мог он получить еще шанс на спасение.

«Не плачь!» — так Господь в лице вдовы обращается к каждому человеку, который потерял своих близких и родных.

«Не плачь!» — потому что жив твой сын, твои родители, родные и близкие.

«Не плачь!» — потому что все мы предстанем пред Богом и будем живы в жизни вечной.

Аминь.

Проповедь магистранта II курса академии Михаила Собачинского, произнесенная на Божественной литургии в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 21 октября 2012 года.


[1] А.Ф. Романова. Дивный свет. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. М.: 2003. С. 283-284.


Опубликовано 21.10.2012 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter