Михаил Собачинский. Вспоминая выпускника и ректора СПбПДА архиепископа Феофана (Быстрова)

Михаил Собачинский. Вспоминая выпускника и ректора СПбПДА архиепископа Феофана (Быстрова)

19 февраля 2014 года исполняется 74 года со дня кончины выпускника Санкт-Петербургской духовной академии и ее ректора архиепископа Феофана (Быстрова). Этот человек жил в очень тяжелые времена для нашей Родины и судьбу свою разделил вместе с ней.

Далеко от нашего Отечества, во Франции, на окраине города Лимерэ, на общественном кладбище есть скромная могилка под номером 432, надгробие которой сделано из серого мрамора. Могила эта принадлежит великому деятелю, богослову, подвижнику, архипастырю Русской Православной Церкви – архиепископу Феофану Быстрову.

Михаил Собачинский. Вспоминая выпускника и ректора СПбПДА архиепископа Феофана (Быстрова)Этот человек жил в очень тяжелые времена для нашей Родины и судьбу свою разделил вместе с ней. Выходец из священнической деревенской семьи, будущий архиепископ добился своего положения только тяжелым трудом, упорной учебой и великим смирением. Всю свою учебу он старался найти основу для веры, поэтому все предметы изучал старательно. Феофана очень уважали сверстники, относясь к нему с почтением. Его современник, митрополит Вениамин (Федченков), так пишет о его годах обучения в семинарии: «Во время обучения в семинарии он на переменах поступал по-товарищески, помогал всем усвоять уроки. За это товарищи подарили ему золотой нагрудный крест большой величины вершка в 1,5—2 длины. Я сам видел его: Быстров, видимо, ценил этот дар».[1] По первому разряду будущий архипастырь закончил училище, семинарию и академию. Находясь на должности доцента академии по кафедре Библейской истории, он в 1898 году принимает постриг с именем Феофан в честь Феофана Затворника, который умер всего четыре года назад. В 1901 году архимандрита Феофана назначают исполняющим должность инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. Несколько лет он пробыл инспектором духовной академии, о духовной школе в это время говорил так: «школа любая  — это формирование человека. Школа духовная — созидание духовности в человеке, подчинение духу для стремления к полноте и счастью земного бытия в преддверии вечной жизни, в раскрытии истины Божественного откровения». [2]

Михаил Собачинский. Вспоминая выпускника и ректора СПбПДА архиепископа Феофана (Быстрова)

Вскоре он защищает магистерскую диссертацию, и его рукополагают во епископы. Ректорство Феофана Быстрова связано с ожиданиями реформ и их воплощением. Время перемен, время, когда нужносоздавать что-то новое, сильное, опираясь на предыдущий опыт. С назначением нового ректора Санкт-Петербургской духовной академии в 1909 году «указом Святейшего Синода от 4 февраля отменены «Временные Правила» по управлению Духовными Академиями»[3], ввиду чего была образована специальная Синодальная комиссия по выработке нового Устава Духовных Академий. И, конечно же, основная часть работы легла на плечи ректора духовной академии Санкт-Петербурга. Также, епископ Феофан был цензором академических журналов «Церковный Вестник» и «Христианское чтение», состоя председателем Комиссии по старокатолическому и англиканскому вопросам.[4] Конечно же, состояние любой организации, общества, зависит от его руководителя, и, если говорить о годах епископа Феофана Быстрова на посту ректора Санкт-Петербургской духовной академии, то можно привести цитату одного исследователя этого периода: «Петербургская Духовная Академия находилась тогда в расцвете».[5]

Михаил Собачинский. Вспоминая выпускника и ректора СПбПДА архиепископа Феофана (Быстрова)Чуть больше года владыка Феофан был ректором духовной академии. Дальше его ждала очень тяжелая и насыщенная жизнь. Он был и епископом Таврическим и Симферопольским, и епископом Астраханским и Енотаевским, и архиепископом Полтавским и Переяславским. На Полтавской кафедре его и застала революция и гражданская война. Он мужественно вынес все испытания, не отрекся от Церкви и Родины. Был в темнице за свои убеждения, и в итоге в 1920 году был вынужден покинуть Родину. Но и здесь его не переставали волновать проблемы Отчизны. Он поддерживал Белое движение, возвращался на родную землю и духовно окормлял войска, был занят организацией Русской Церкви, которая оказалась в изгнании. Владыка Феофан продолжал писать научные труды. Свою жизнь архипастырь закончил отшельником, живя в меловой пещере во Франции, и скончался 19 февраля 1940 года.

Личность архиепископа Феофана настолько неоднозначная и интересная, что описывать его жизнь современному человеку трудно. Однозначно, архипастырь был человеком, который совмещал в себе высокую духовность с интеллектуальностью. Он трудился на благо Церкви и Отечества, всегда стараясь помочь каждому человеку, который к нему обращался. Да и жил он в нелегкие времена, когда Российское государство терзали предательства, подлость, ложь, голод и войны.


[1] митр. Вениамин (Федченков). Записки Епископа. СПб.: «Воскресение», 2002. С. 313 [2] Антоний (Мельников), митрополит Ленинградский и Новгородский. К 175-летию Ленинградской Духовной Академии (1809-1984) // Богословские труды. Юбилейный сборник, посвященный 175-летию Ленинградской Духовной Академии.—М., 1985. С. 5. [3] Церковный вестник.—1909. № 10. С. 294. [4] Отчет о состоянии С.-Петербургской Духовной Академии за 1909 год.—СПб., 1910. С. 29. [5] Иннокентий, иеромонах, Уржумцев П. Заслуженный профессор протоиерей Михаил Кронидович Сперанский. Некролог // ЖМП.—1984. № 12. С. 38.

Магистрант II курса церковно-исторического отделения академии Михаил Собачинский


Опубликовано 19.02.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter