Николай Русских. Парадоксальность закона

Николай Русских. Парадоксальность закона

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры, предшествующие недели призывали нас к глубокому самоиспытанию, они подготавливали наши сердца к вступлению в пост. И вот уже прошла первая седмица Великого поста. Прошедшая неделя настраивала наши сердца на лад духовного совершенствования. Великий канон преподобного Андрея Критского, да и все чтения и песнопения призывали нас к особо внимательному подходу к собственной духовной жизни, учили нас смирению и покаянию.

Но сегодняшнее Евангельское чтение рассказывает нам, казалось бы, об обратном. Оно говорит о том, как фарисеи — люди благочестивые, увидев нарушение «закона» апостолами, поспешили указать Божественному Учителю на это. Ответ, данный Господом на вопрос фарисеев, учит нас правильному пониманию поста и его цели. Если посмотрим внимательнее, то увидим, что этот Евангельский отрывок повествует нам не только о должном отношении к еде или другим предписаниям закона. Но здесь содержится два различных понимания самого закона, того, на что он направлен.

Один взгляд на заповедь – это понимание фарисеев. Их логика проста, они как бы рассуждают про себя: если написано «не делай в субботу никаких дел твоих», значит под страхом смерти не будем, но и за исполнение этого будем не просто просить, а ждать вечных благ, как долга от Того, Кто эту заповедь дал. Исходя из такого понимания заповедей, центром жизни для человека становится он сам и его внутреннее переживание собственного подвига. Формальное исполнение закона ведет человека к желанию оградиться данными предписаниями от людей, нуждающихся в помощи. Такой закон делает человека лже-праведным, так как становится для него важнее не только ближнего, но и Самого Бога, заповедавшего любить ближнего своего как самого себя.

Другой взгляд на заповедь открывается нам Самим Сыном Божьим, для Которого центром жизни и высшей её ценностью является живой человек, наш ближний, который сейчас страждет, который нуждается в нас. Подтверждение этого мы слышали из другой части сегодняшнего чтения. В ней говорится о том, что Господь, придя в синагогу, увидел человека болящего, имевшего парализованную руку. Тогда Иисус Христос, как бы в ответ на вопрос фарисеев, Сам обращается к ним с вопросом, желая на явном примере научить их правильному отношению к закону. Он спрашивает: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?». Услышав лишь молчание, опечалился, скорбя об ожесточении сердец их. Господь исцелил человека. И не только. Этими словами Он обличил неправоту фарисеев и научил нас должному отношению к особым дням воздержания.

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня нам подается дивный пример, который мы должны запомнить, заключающийся в словах Господа: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (ср. Мк 2:27). Именно на это Господь обращает наше внимание. Многократно совершая чудеса и исцеления в именно субботы тем самым Он показывал Свое отношение к священным дням. Суббота дана людям не для безделья и отдыха, помнить день субботний — значит попробовать войти в мир и покой совершенства замысла Бога о мире. Всем очень понятная и ясная мысль, которая собирает наше внимание не на исполнении законов, а на нашем отношении к ближним. Как часто в жизни мы сталкиваемся с такими случаями, которые ставят нас перед выбором исполнить закон или помочь близкому? Какой же критерий должен быть для нас в таких случаях?

Главным критерием и подражанием для нас должен быть Сам Христос. В таких случаях нам необходимо внимательно подумать и дать здравую оценку происходящему, задавая себе вопрос: а как поступил бы Христос на моем месте? И тогда, почти во всех случаях, мы будем видеть, что парадоксальность закона заключается не в непреложности оного, но в воспитании должного отношения человека к своим ближним. В этом случае руководством нашей жизни должно быть не чувство страха ветхозаветного человека перед тяготящим его законом, но ясное осознание человеком своей немощи пред законом, желание исправления и чувство надежды на всепобеждающую милость Божию, которая изливается на всех любящих Его. Аминь.


Проповедь магистранта II курса богословского отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Николая Русских, произнесенная в храме святого апостола Иоанна Богослова за Божественной литургией 23 марта 2013 года.


Опубликовано 23.03.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter