Отзывы преподавателя, выпускника магистратуры СПбПДА и абитуриента о прошедших экзаменах в магистратуру.
Протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе, зав. кафедрой церковно-практических дисциплин
Экзамены — это не просто проверка набора знаний, но и знакомство с абитуриентами. Мы должны понять, что это за люди, каковы сферы их научных интересов, поскольку они должны в конце обучения написать магистерскую диссертацию; если абитуриент не проходит на одно отделение, но есть вакансии на другом отделении, чтобы он мог бы при желании быть переведен туда.
Экзамены состоят из нескольких блоков, прежде всего, это обязательные дисциплины – догматика и Новый Завет, затем профильные предметы, свои для каждого отделения: для богословского — патрология, для библейского — Ветхий Завет, для исторического — общецерковная история или история Русской Православной Церкви, для практического — литургика либо каноническое право; блок языков древних и новых и тестирование по русскому языку.
Поскольку мы вводим обучение на базе системы Moodle, в этом году впервые мы решили использовать ее и для вступительных экзаменов. Это система предлагает широкие возможности тестирования. Конечно, богословские предметы не протестируешь, надо общаться со студентом, но тест по английскому и русскому языкам мы в этом году провели. По древнему языку абитуриенты пишут небольшие тесты, переводят отрывки текстов, которые им предложены преподавателями. Еще они пишут сочинение-экспромт на тему своего отделения.
Для того чтобы объективно подходить к оценке знаний, и сочинения и тесты по языкам сдаются анонимно, чтобы преподаватель не был связан какими-то личными предпочтениями. И даже по своей кафедре, на своем отделении преподаватель проверяет сочинения безличные, под номерами. Несколько сочинений были весьма достойные, оказалось, что они написаны выпускниками нашей духовной семинарии. На подобных примерах ясно видно, что возможности и умения формулировать свои мысли, владение материалом выпускниками семинарий в столицах и в провинции очень сильно, к сожалению, отличаются. Может быть, стоило бы создать что-то вроде подготовительных курсов, сокращенных или интенсивных, для абитуриентов или давать им заранее методические консультации, чтобы уровень их оценок был выше.
Максим Кивилев, выпускник магистратуры СПбПДА
14 августа абитуриенты сдавали русский и английский язык в форме компьютерного тестирования. Мы впервые применяем подобную практику при вступительных экзаменах. Это тестирование было проведено на базе системы Moodle, которая сейчас активно внедряется в учебный процесс в Духовной академии. Это очень важный момент, потому что до сих пор информационные технологии использовались, как вспомогательный инструмент для организации учебного процесса. Теперь же поставлена задача серьезную часть учебного процесса, заочное отделение, перенести в интернет-пространство, и это планируется сделать на базе системы Moodle. Сегодняшний экзамен был первым шагом по внедрению этой системы.
Этот экзамен достаточно объективно показывает, насколько абитуриенты подготовлены. Он не был очень сложным, но в то же время требовал определенного уровня подготовки. Меня порадовало, что все студенты владеют компьютером, они без труда справились с техническими особенностями этого тестирования, это очень многообещающе, потому что в будущем учебный процесс все больше и больше будет перетекать в интернет-пространство, и студентам придется волей-неволей им овладевать.
По моему мнению, сегодняшний опыт интернет-тестирования прошел достаточно удачно. В следующем мы году попробуем экзамены еще по каким-то предметам проводить таким же образом, потому что это достаточно удобно для преподавателей и студентов. Это помогает подумать, сосредоточиться, потому что такой вид экзамена не предполагает личного контакта с преподавателем, студент может собраться и максимально выложиться при сдаче экзамена. Есть желание и другие предметы переводить в такую форму тестирования.
Система Moodle достаточно мощная, она включает в себя массу разнообразных функций, создана на основательной платформе, которая позволяет буквально весь учебный процесс, все его сферы перенести в интернет. Для работы с заочным отделением и для дистанционного обучения она содержит исчерпывающее количество инструментов, поэтому ведется активное ее внедрение.
Мы планируем уже новый учебный год для заочников начать на базе этой системы. Сейчас заканчивается создание курсов, по которым студенты заочного отделения будут заниматься и там же, возможно, будут проходить промежуточные контрольные тестирования знаний.
Эта система используется во многих сферах, многие учебные заведения активно внедряют ее в свой образовательный процесс. Пожалуй, она не имеет особых конкурентов, потому что главное ее преимущество в то, что она бесплатная, имеет открытый код, который позволяет учитывать все индивидуальные особенности конкретного учебного заведения, что очень важно для духовной академии, так как у нас есть своя специфика. Мы стараемся соответствовать государственным стандартам, поэтому на внедрении системы Moodle делается серьезный акцент.
Священник Владислав Малышев, студент I курса церковно-исторического отделения магистратуры СПбПДА
В целом впечатления от вступительных экзаменов положительные, и не только потому, что они оказались удачными и я был зачислен на церковно-историческое отделение. Они прошли на одном дыхании и оказались не слишком сложными. По окончании семинарии мы увидели вопросы, которые нужно сдавать при поступлении в академию, и мне этот объем показался огромным, который выучить за оставшиеся полтора месяца практически невозможно. Но когда я начал готовиться, увидел, что почти все это было пройдено во время обучения в семинарии. Объем материала к экзаменам оказался посильным, все это должен знать каждый поступающий в духовную академию.
Само проведение экзаменов оставило хорошее впечатление. Надо сказать, что волнительнее и гораздо сложнее было поступать в духовную семинарию, так как не было того багажа знаний и опыта, которые были получены за время обучения. Отношение преподавателей к абитуриентам во время экзаменов оставалось добрым. Было видно, у них была цель не завались нас, а объективно оценить уровень знаний. Я считаю, что экзамены прошли достойно и интересно, это положительный опыт лично в моей жизни.
Я являюсь священнослужителем, но поступил на очное отделение. Мне было предъявлено требование посещать не менее девяноста процентов лекций или выбирать заочное отделение. Я выбрал очное, так как считаю, что на нем учиться легче и продуктивнее: есть контакт с преподавателями, есть лекции и возможность постоянно находиться в духовной академии, где великолепная библиотека с читальным залом, то есть имеются все условия, чтобы заниматься научной работой и возрастать не только духовно, но и интеллектуально.
Беседовал Михаил Букин Фото: Константин Шнуров