В истории нашего Отечества было немало войн и трагедий. Однако самым разрушительным событием всегда являлась братоубийственная борьба. Когда брат поднимает руку на брата — становится очевидным помрачение разума народа.
Так было и в далеком 1170 году, когда под стенами Новгорода Великого собралась рать объединенных русских дружин под предводительством суздальского князя. Главной целью было разграбление города и подчинение его своей власти. Русские были готовы поднять свои мечи на русских, предать огню и запустению православные храмы. Жители Новгорода в этой ситуации потеряли надежду на мирное решение конфликта. Не ожидая милости от своих братьев, новгородцы, по словам летописца: «сетуя горько, молились милостивому Богу и пречистой его Матери, Святой Госпоже Богородице»[1]. Молился и архиепископ новгородский Иоанн. Именно ему, во вторую ночь осады, когда он предстоял пред образом Спасителя, было открыто, что новгородцев спасет заступничество Богоматери. Образ Владычицы церкви св. Спаса на Ильиной улице был воздвигнут на оборонительных сооружениях.
Однако новгородцы по-прежнему отчаивались. Слишком велико было войско осаждавших, еще не захвативших город, но поделивших между собой его улицы. Когда же неприятель двинулся к стенам Новгорода и стал обрушивать стрелы, одна из них вонзилась в чудотворную икону, образ Матери всего человечества источил слезы. Каждая мать, видя, как ее дети сорятся между собой, огорчается, сердце ее наполняется горем. Так и Пречистая Матерь, взирая на безумие, происходящее под стенами Новгорода, исполнилась скорби. Стрелы осаждавших не достигли своей цели, Матерь Света, Надежда ненадежных, покрыла своим Пречистым Омофором отчаявшихся новгородцев. Осаждавшие противники в охватившем их ужасе, отступили от стен города.
Удивителен тот факт, что новгородскому архиерею, во время молитвы у иконы Спасителя, было велено вознести молитвы к Пречистой Матери Бога-Слова. Это еще и еще раз подчеркивает, особое заступничество Богородицы за род человеческий. В те минуты, когда помощи ждать неоткуда Надежда ненадежных покрывает своим Омофором всех обращающихся к Ней в скорби и печали.
Конечно, слушая эти слова, можно усомниться и задаться вопросом: «это событие произошло когда-то давно, а какое это имеет отношение ко мне?» К тому же, каждый из нас в своей жизни переживает скорби и искушения в общении с окружающими нас людьми и порой кажется, что сил не хватает, еще немного, и мы не выдержим всех треволнений, с которыми сталкиваемся. В такие минуты, мы, может, задумываемся о существовании Божественной справедливости, об отсутствии заступничества Пресвятой Богородицы. И как легко забываются нами те минуты, когда нам не хватает терпения порою просто выслушать нашего ближнего, постараться чем-то помочь, понять, протянуть руку помощи. Мы не задумываемся о том, что иногда наше равнодушие в общении с ближним может оказаться подобным братоубийственному безумию. Если взглянуть на современный мегаполис, легко можно заметить – как много в нем одиноких людей. Быстрые темпы жизни не позволяют выделять время для помощи ближнему. Да и как это возможно, если его с трудом хватает на себя. Равнодушие – становится нормой. Нам есть о чем задуматься.
Осознавая свои поступки, нам стоит не только избегать пагубности равнодушия к ближнему, помня то, что и мы в любой момент можем пострадать от равнодушия. Не стоит и забывать того, что не взирая на все это, Господь не оставляет нас, а Его Пречистая Матерь не отнимает Свой Омофор. Как замечал в своих словах, Святейший Патриарх Алексей: «Каждый из нас, оглядываясь на свой жизненный путь, увидит, что после горячей молитвы, обращенной к Царице Небесной, Преблагословенная Владычица каждому из нас являла знамения Своей милости»[2].
Чтец Константин Джусоев
[1] Сказание о битве новгородцев с суздальцами. [электрон. ресурс] http://old-ru.ru/05-13.html 29.11.2013
[2] Слово Святейшего Патриарха в день праздника иконы Божией Матери «Знамение». [электрон. ресурс] http://www.sedmitza.ru/text/422192.html29.11.2013
Проповедь аспиранта Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Джусоева Константина, произнесенная в Иоанно-Богословском академическом храме за всенощным бдением 9 декабря 2013 года.