Обращение ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви архиепископа Петергофского Амвросия Участникам дебатов по вопросам взаимодействия государства, общества и религиозных организаций Петербургского Международного Юридического Форума
Рад приветствовать всех, дорогие друзья, на площадке Международного Юридического Форума, в рамках дебатов по вопросам взаимодействия государства, общества и религиозных организаций!
Мы собрались здесь, чтобы поделиться опытом и обсудить модели взаимодействия, механизмы поддержки государством религиозных организаций. И рассказать о том, что мы, представители религиозных организаций, делаем для того, чтобы в обществе было меньше зла и больше добра и милосердия.
Нам довелось жить в информационную эпоху, в мире, перенасыщенном словами, концепция-ми, новостями. Происходит много всего разнообразного и современному человеку все тяжелее определять подлинные критерии для распознания того, что творится вокруг. Для того, чтобы не потеряться в обилии информации, в духе войны и провокациях, человек должен руководствоваться подлинными критериями, которые задает человеку его вера. Помогать обществу не потерять единственно верный ориентир призваны все мы, собравшиеся здесь. Это наша задача, и в этом направлении нам, несомненно, нужно идти вместе.
Как заявлено в программе нынешних дебатов, основная миссия религиозных организаций лежит в духовно-нравственной сфере. Я понимаю нравственность прежде всего в нравственном отношении к ближним, и тем более к ближним, нуждающимся в помощи и поддержке.
Русская Православная Церковь активно занимается социальной и благотворительной деятельностью. Это и помощь бездомным, благотворительные столовые и автобусы милосердия; и создание приютов и центров гуманитарной помощи для беременных женщин, находящихся в трудном материальном положении; это и помощь согражданам, зависимым от алкоголя и наркотиков. Все направления деятельности в этой области едва ли возможно перечислить в рамках небольшого выступления. Во многом эти начинания работают благодаря добровольческим движениям, братствам и сестричествам, группам милосердия, которые создаются из числа активных прихожан. И было бы очень хорошо, если бы эти начинания получали полноценную поддержку со стороны государства.
Расскажу также о том, что делается нашей Церковью в этом направлении на примере Санкт-Петербургской Духовной Академии, которую я возглавляю несколько последних лет. Наша основная задача – это воспитание будущих пастырей, церковнослужителей, регентов и иконописцев. Это работа с молодежью, повышение уровня богословской грамотности, проповедь слова Христова среди молодых людей.
Наши студенты полноценно занимаются социальной работой, это направление включено и в обучающий процесс, многие работают с бездомными, заключенными, престарелыми вне учебных программ, на добровольных началах. Это воспитывает в молодых людях те зерна милосердия и отношения к нуждающимся людям, как к самым близким – то, чего так не хватает современному миру. Повторюсь, все это делается на добровольных началах, и приносит большие плоды. Сколь большего можно было бы достичь, если бы была возможность полно-ценной поддержки такого рода служения ближним со стороны государства! Хочу затронуть и еще одну тему, которая заявлена в повестке дебатов. В последние годы информационные ленты все чаще приносят сообщения о преступлениях, совершение которых, по версии средств массовой информации, исходит из религиозных мотивов. Это и террористические акты в Европе, и продолжающаяся война на ближнем Востоке. В связи с этим у общества закономерно встает ряд вопросов, от ответов на которые зависит не только жизнь простых граждан, но и сама возможность и формы существования религии в современном мире: как определить экстремизм, в чем его отличие от других форм насилия? Являются ли религиозные учения и практики питательной средой для экстремизма или же идеологи экстремистских групп ловко манипулируют религиозной риторикой, искусно используя ее в своих зловещих целях? Какие институты общества и каким именно образом способны противодействовать распространению экстремизма в религиозной среде?
Эти и другие вопросы поднимались в ходе прошедшей совсем недавно, 12 мая в Санкт-Петербургской духовной академии научно-богословской конференции «Богословское осмысление феномена экстремизма и терроризма». На ней выступили как светские эксперты в дан-ной сфере, так и церковные иерархи и богословы.
Можно по-разному определять, что такое экстремизм, но все попытки определить это явление обязательно включают в себя два аспекта. Во-первых, экстремизм всегда представляет собой крайность – как в области идеологии, так и в практической сфере. Во-вторых, экстремизм неизбежно стремится к гомогенизации общества в соответствии с набором своих идей, учений или концепций. Экстремизм – это не учение, а определенный ход мыслей, поведенческая установка на то, чтобы отвергнуть существующее многообразие проявлений человеческого духа в разных сферах жизни. Образно говоря, для экстремиста противна сама мысль о том, что на одной полянке могут расти разные цветы, он изначально настроен на унификацию всех и вся по собственному лекалу, готов выкорчевать все, что не вписывается в его представления о мире.
Чтобы замаскировать свои устремления, свою претензию на исключительность экстремисты тщательно выбирают маску, которая лучше всего им подойдет в той или иной практической ситуации. Это может быть маска из сферы политики, общественной деятельности, но для некоторых очень удобной оказалась маска из области религии. Поэтому более правильно говорить не о «религиозном экстремизме», а об «экстремизме на религиозной почве», поскольку для экстремиста религиозная риторика – лишь прикрытие с целью осуществления своих амбициозных планов и намерений.
Церковь и другие религиозные сообщества не могут бороться со всеми проявлениями экстремистской деятельности, особенно в той стадии, когда речь идет о планировании и совершении конкретных преступных деяний или даже ведении военных действий. Это – болезнь в самой страшной своей форме и «лечить» ее – очень часто, лишь хирургическим путем – способны только силовые структуры и спецслужбы.
Выявление экстремистских тенденций и удаление рисков – т.е. профилактика экстремизма – другая задача, но столь обширная, что она далеко выходит за пределы компетенции религиозных организаций. В решении этой задачи должны участвовать и участвуют самые разные государственные службы и общественные институты. Но ее решение немыслимо и без участия Церкви, которая прилагает для этого усилия различного характера. Можно назвать важнейшее направление, в котором действует Церковь с целью предупреждения и преодоления экстремистских тенденций в обществе.
Это духовное просвещение и религиозное образование, работа с молодыми людьми, которые еще не укрепились в своем мировоззрении. Юность всегда горяча и готова идти на риск, даже подчас самый абсурдный. В данной сфере огромное значение имеет преподавание основ религиозных культур в школе, в частности, основ Православной культуры, при котором ученики знакомятся не только с культурой той или иной религии, но и с ее мирным характером. В Санкт-Петербургской Духовной Академии мы активно работаем со студенческой молодежью, интересующейся вопросами веры. Для этого у нас есть группы по воскресениям, где молодые люди – студенты нашей Академии и других вузов города – могут общаться на своем языке о вечных темах.
В просветительских центрах при многих храмах верующим предлагается традиционное церковное истолкование вероучения и Священного Писания, исключающее, по примеру, данному Иисусом Христом, любое проявление насилия и навязывания другим своей воли.
Конечно, сегодня сделано еще далеко не все для того, чтобы наше общество было мирным, процветающим и милосердным. Именно поэтому мы и собираемся на площадках, подобных сегодняшней, с целью объединить усилия и поделиться опытом, попросить о помощи в тех или иных затруднениях друг друга и государство, в котором всем нам посчастливилось жить.
Желаю всем нам плодотворной работы!