Жизнь по учению веры, деятельное христианство, делает для нас действительно важными и радостными все праздники Божии. Без сего можно иметь лишь вид радости, можно предаваться веселию мирскому, но истинной христианской радости иметь нельзя. Ибо без жизни по вере, мы чужды Христу, и Христос нам. Итак, не удивляйтесь, если я, начав приглашением всех от лица Церкви к радости, окончу приглашением к сокрушению о грехах. Лучше восскорбеть плотию, чтобы потом стяжать радость духа, нежели навсегда потерять ее, радуясь непрестанно радостью плоти и чувств…
Так взывает ныне Святая Церковь, как бы опасаясь, чтобы кто-либо из нас, по невниманию или другим причинам, не остался без участия в радости настоящего дня. Что же находит она в дне сем особенно радостного? То, что он есть день Господень. Подлинно, Сам Господь Бог сотворил день сей, да возрадуемся и возвеселимся в онь (Псал. 117, 24). Без Его всемогущей силы Иоаким и Анна не произрастили бы плода, от коего питается теперь вся вселенная. Если мы не можем сказать, чтобы Спаситель мира не явился в мире, если бы не было Марии; то можем и должны исповедовать, что Он явился в мире не прежде, как произошла на свет Мария, и явился от Марии. Посему одно Рождество Бога Сына превосходит по важности Рождество Богоматери. Человечество, пройдя долгий ряд очищения и освящения в сонме патриархов и всех святых Ветхого Завета, явилось, наконец, в Марии на той степени чистоты и совершенства, на коей оно могло соделаться вместилищем Бога Слова. Таким образом, рождением Марии разрешилось неплодство не Иоакима и Анны, а всего рода человеческого: а посему оно есть торжество, поистине, всемирное: сей день Господень: радуйтеся, людие! – Радуйтесь явлению Той, Сын Которой действительно сотрет главу змия (Быт. 3, 15), Которая будет иметь столько веры и любви, что не усомнится сказать архангелу: се раба Господня: буди мне по глаголу Твоему (Лук. 1,38), Которая Своею плотью и кровью будет питать Ту плоть и кровь, без вкушения Коих нет для нас живота вечного, Которая в состоянии будет стоять на Голгофе и слышать со креста: Жено, се сын Твой…(Иоанн 19:26) Которая, соделавшись Честнейшею Херувим, не престанет простирать над родом человеческим своего благодатного покрова: радуйтеся, людие!
Поистине, много есть ныне для нас причин к радости: но все они останутся без прочного действия над нами, если к ним не присоединится еще одна причина радости духовной. Это – участие в тех благах, кои проистекли для рода человеческого от рождения Богоматери, яснее сказать, участие в заслугах Сына Ея, нашего Спасителя и Господа, то есть, в освящении благодати Его, в наслаждении миром, правдою и радостию о Духе Святом, Им для нас приобретенном. Кто познал истинно своего Спасителя, предал Ему себя навсегда и соединился с Ним в духе, принял от него свет для ума, покой для сердца, нашел в нем жизнь вечную: тот не может не благоговеть при одном имени Матери Его, тот и без чужих напоминаний, играет ныне духом, торжествует и воспевает, радуясь Ея чудесам, ибо знает, что где Сын, там и Матерь, и где Матерь, там и Сын.
Вся сила, говорю, в деятельном христианстве – в жизни по учению веры. Одна сия жизнь производит на нас истинное участие в таинствах нашего спасения, и делает для нас действительно важными и радостными все праздники Божии. Без сего можно иметь вид радости, можно предаваться шуму и веселию мирскому, но истинной христианской радости иметь нельзя. Ибо без сего, без жизни по вере, мы чужды Христу, и Христос нам; даже находимся в состоянии вражды с ним, а у враждующих какое общение радости?!
Итак, не удивляйтесь, если я, начав приглашением всех от лица Церкви к радости, окончу приглашением некоторых к сокрушению о грехах. Что делать, когда многие неспособны радоваться духом! Лучше восскорбеть плотью, чтобы потом стяжать радость духа, нежели навсегда потерять ее, радуясь непрестанно радостью плоти и чувств. Кто обратится к покаянию, тот вдруг почувствует всю важность настоящего дня, и как отраден он для грешников! Ибо для истинно кающегося нет ничего драгоценнее Спасителя; а где Спаситель, там и Его Матерь! Аминь.
// Cлово Иннокентия, архиепископа Херсонского, на Рождество Пресвятой Богородицы. Из сборника Кратких благоговейных чтений на все дни года графа П.А. Валуева, СПб., 1884