Протодиакон Кирилл Журавлев. Вода жизни

В нынешний воскресный день святая Церковь предлагает евангельское повествование о беседе Христа с самарянкой. Это событие произошло близ самарийского города Сихарь на колодце, источнике, выкопанном патриархом Иаковом, родоначальником двенадцати израильских колен. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов повествует нам, что Господь, переходя из Иудеи в Галилею, утрудился от пути и сел у этого источника. Ученики Его отошли в город, чтобы купить еды. В это время пришла жена с кувшином, чтобы почерпнуть воды, и Он попросил ее дать пить, на что самарянка удивленно спросила: «Как Ты, иудей сущий, просишь у меня, у самарянки, воды?» Потому что иудеи презирают самарян. Причиной ненависти между иудеями и самарянами было то, что земли Израильского царства населяли выходцы из-за Сирии, которые были язычниками. И во время вавилонского плена они пришли в эти земли и принесли свои языческие обычаи. Но со временем они приняли Закон Моисеев, однако отрицали пророков, исправив в нескольких местах Пятикнижие. Они считали, что поклоняться Единому Богу можно только на горе Гризим, которая находится в Самарии, в то время как иудеи утверждали, что поклоняться Ему можно лишь в Иерусалиме на горе Мориа, где Царь Соломон построил Иерусалимский храм. Но Господь говорит ей, что «если бы ты знала, Кто просит у тебя пить, ты бы сама просила у Него, и Он бы дал тебе воду живую». Итак, что же это за вода, о которой говорит Господь? Это — вода благодатного учения Христова, вода премудрости, вода жизни. Господь, во время Своей земной проповеди говорил Своим ученикам, последователям: «Не хлебом одним жить будет человек, но всяким глаголом, исходящим из уст Божиих». А позже, когда многие из учеников перестали следовать за Христом, эту истину исповедовал и апостол Петр, когда Господь вопросил их: «Неужели и вы хотите меня оставить?» На что апостол Петр сказал: «Господи, куда нам идти? Глаголы живота вечного имаши».

18.05.2014_samaryanka_1

Если вспомнить еще ветхозаветные времена, то пророк и псалмопевец Давид восклицал: «Правда Твоя – Правда вовек, и закон Твой – Истина». Поэтому Господь, подразумевая под водой Свое учение, прикровенно говорит еще и о Духе Святом. Человек состоит из трех частей. Бог так устроил человека, что человек трехчастен. Тело Он создал из земли, вложил в него бессмертную душу, а душа, в свою очередь, оживотворялась Духом Божиим – тем дуновением, которое Господь вдохнул в первого человека. Как мы с вами слышим в песнопении: «Святым духом всяка душа живится». Есть еще поговорка, которую все мы с вами знаем: «В здоровом теле здоровый дух». Но это совсем не означает, что залогом здорового духа является здоровое тело, наоборот. Это констатация факта, что только лишь здоровый духом человек может иметь здоровое тело. И апостол Павел говорит то же самое: «Разве вы не знаете, что ваши тела должны стать храмом Святаго Духа?»

Но прегрешение Адама разрушило эту гармонию, прегрешение Адама было человекоубийственным в том смысле, как говорит Афанасий Александрийский, «…первый человек, приняв заповедь и нарушив ее, преступил через законы своего бытия». Другими словами, Адам сам лишил себя жизни. Поэтому Господь воплощается и приходит на землю, чтобы исправить это состояние, вернуть человека в состояние одухотворения, вернуть его к Духу Божественному, вернуть ему жизненные силы.

На Тайной Вечери Господь, открывая ученикам тайну Царства Небесного, говорит: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, Тот напомнит вам все, о чем Я вам говорил и наставит вас на всякую истину». Поэтому человек, приобщающийся к истине, приходит к Богу. Господь показал нам путь. Он говорит: «Аз есмь путь, и Истина, и Жизнь. Никто не придет к Отцу, только как через Меня». И в то же время Господь еще открывает ученикам об Утешителе, но они еще не знают, о Ком Он говорит, потому что до смерти и Воскресения Христова, до Его прославления, Дух Святой не мог прийти. Господь показал нам путь к Своим страданиям. Подвижники — сонм святых и преподобных — называются столпами духа, потому что они пошли по пути страданий, по пути самоотречений, по пути стяжания Святого Духа. Далее Господь еще говорит самарянке: «Женщина, имей веру, что наступит час, когда истинные поклонники поклонятся Отцу Духом Истинным, потому что Отец таких ищет, поклоняющихся Ему». Что означает «поклониться Богу Духом Истинным»? Это означает, что человек, приняв благодать, должен еще суметь найти в себе усилия сохранить эту благодать через самоотречение, через очищение сердца. Если телу человеческому достаточно, чтобы его кормили, поили и укладывали спать, то душе человеческой этого недостаточно. Душа, идущая на поводу у своей плоти, становится наследницей тления, наследницей вечного томления, потому что всякое тело должно уйти в землю. Как говорит Господь, «Земля еси ты и в землю отыдеши». Но если душа оживотворяется Духом Божественным, тогда она может иметь жизнь вечную. «Рожденное от Духа — дух есть, а рожденное от плоти плоть есть,» – говорит Господь в беседе с Никодимом. Поэтому святые имели благодать и в силу причастности души Духу побеждали искушение.

Вспомним житие преподобной Марии Египетской. Она претерпевала зной, жар, жажду, холод и голод, но тело ее оставалось невредимым именно в силу причастности ее души Духу животворящему, Духу Божественному. Святые мученики, новомученики за Христа претерпевали свои мучения именно в силу того, что их душа была причастна Духу, а не плоти. Еще одним самым ярким свидетельством того являются для нас нетленные останки святых, нетленные мощи. Тела святых, которые еще при жизни стали храмами Духа Божьего, по смерти остались нетленными. Та самая самарянка, ставшая мученицей Фотинией, претерпевала свои мучения именно в силу того, что ее душа была причастна Духу Божественному. Поэтому Господь требует от нас совсем малого. Он говорит: «Сыне, даждь Мне свое сердце, и Я вселюсь в них, и буду ходить, и стану им Богом, и они станут мне людьми». Важно, что Иисус Христос «…вчера и днесь, той же и во веки». Это значит, что Дух Божественный – Тот же Самый, и благодатные Его дары остаются теми же самыми, но только подчас мы сами не решаемся быть святыми, не решаемся пойти по пути самоотречения и совершенства. Поэтому в эти Пасхальные дни Святая Церковь, предлагая нам евангельское повествование о живой воде, Христове учении, готовит нас к дню Святой Троицы, к дню Пятидесятницы, к дню принятия благодати Святого Духа. И дай Бог, чтобы мы смогли принять эту благодать и засвидетельствовать ее своей жизнью.

Проповедь преподавателя Санкт-Петербургской православной духовной академии протодиакона Кирилла Журавлева, произнесенная в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Божественной литургией 2 июня 2013 года.


Опубликовано 18.05.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter