В своем существе ангелы также принадлежат к некому виду материи, который нашими органами чувств мы не можем увидеть и осознать, однако по отношению к Богу ангелы материальны, поэтому являются людям видимым образом в различных обликах. И здесь, говоря об обликах небесных посланников, наверное, является справедливым предположение английского писателя К.С. Льюиса, высказанное в космической трилогии «Переландра». Главному герою этой книги профессору Рэнсому пытаются предстать ангелы и говорят ему: «Мы – ангелы и не знаем насколько вы – люди, можете понять нашу природу, поэтому сейчас мы будем представать перед тобой в разных видах, а ты нам скажешь, что для тебя приемлемо».
Празднование в память Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных было установлено в Христианской Церкви на основании решения Лаодикийского Поместного собора 343 года, который отверг не православное отношение к Ангельским Чинам и утвердил догматически верное понимание. Сама дата праздника знаменательна – мы празднуем Собор бесплотных сил в ноябре месяце в честь девяти Чинов Ангельских, потому что ноябрь – девятый месяц года по византийскому времяисчислению, когда год начинался с марта. Восьмого же ноября (по старому стилю), потому что восемь – число жизни будущего века, в котором нам с вами будет явлена полнота общения с Ангельским Ликом.
Итак, каков же смысл сегодняшнего празднования? О чем говорил Поместный Лаодикийский собор? И какое это значение имеет для нас с вами в нашей личной жизни?
35 правило Лаодикийского собора говорит о том, что нельзя следовать людям, пытающимся мыслить об ангелах, как о творцах и управителях этого мира, и не просто мыслить, но почитать ангелов более чем Отца Небесного Иисуса Христа. Как впоследствии писали комментаторы этого правила, это было ложное самоуничижение, ложное смирение людей, которые ангелов почитали, а себя считали недостойными почитать Господа Иисуса Христа и Небесного Отца. В историю Христианской Церкви такое ложное почитание вошло под общим названием «ангелиты» и считается, что некоторые гностические секты практиковали такого рода подход, поэтому Лаодикийский собор и утверждает православное учение. В чем же оно заключается? Прежде всего, в вопросе о том, кто такие ангелы. И ответ на этот вопрос дает Святой апостол Павел и в послании к колоссянам, когда он полемизирует с ангелитами; и в послании к евреям в конце первой и в начале второй главы. Мы с вами только что слышали часть этого текста из апостола Павла. Святой апостол Павел говорит: «Ангелы, все ангелы – это служебные духи, посылаемые на служение тем, которые имеют наследовать спасение». Однако, ни русский синодальный, ни церковно-славянский перевод в полноте своей не передают нюансы и полноту смысла оригинального греческого текста, потому что сейчас у нас с вами слово «служебный» может означать функциональный, а иногда даже и второстепенный, но вовсе не об этом писал апостол. В греческом тексте используется два разных слова для обозначения служения. Когда говориться об ангелах, то используется греческое слово, происходящее от термина «литургия». То есть об ангелах мы можем говорить, как о тех, кто совершает Небесную Литургию. В древнегреческом языке слово «литургия» первоначально означала какую-то общественную работу, работу на пользу и на благо всех, выполняемую бесплатно. В Римской империи некоторые состоятельные люди, занимавшие государственные должности, отказывались от платы за эти должности и тем самым, они совершали литургию. Впоследствии же этим словом стало именоваться самая важная общественно-полезная работа, а именно богослужение. Поэтому, конечно же, прежде всего речь идет об ангелах, которые прославляют Бога и совершают небесное богослужение. Но они посылаются для нас, и здесь используется второй греческий термин «диакония». Этот термин, как правило, означает не просто служение, но и помощь, помощь тем, кто нуждаются в защите и покровительстве. Таким образом, в целом смысл этого текста, можно передать так: небесные ангелы, совершающие Божественную Литургию, посылаются на помощь нам, имеющим наследовать спасение.
Конечно же, прежде всего, ангелы воспевают на Небесах Пресвятую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Об этом повествуется в Ветхом Завете в книге пророка Исайи, но особенно ярко в новозаветной книге Откровения Иоанна Богослова, где в 4 главе описывается небесное богослужение. Тайнозритель в зримых образах созерцает разные небесные существа, ему предстают лев, телец, человек, орел с крыльями и множеством глаз внутри них, они восстают пред Престолом Божиими, восклицая: «Свят, Свят, Свят! Господь Бог Вседержитель, Который был и есть и грядет». Поэтому, наша связь с Ангельским миром проявляется в том, что и на нашем с вами богослужении, богослужении, где невидимо присутствует Христос, присутствуют и ангелы. И об этом мы с вами поем на литургии Преждеосвященных даров: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат». А когда мы поем Херувимскую песнь, то в церковно-славянских словах «иже херувимы тайно образующе», выражается такой смысл – мы таинственно прообразуем Херувимов, но не просто изображаем – это не актерская игра, – а мы именно символизируем то, что кроме видимых священнослужителей, здесь присутствуют и священнослужители Небес.
Но кроме этой задачи – прославления и восхваления Богу, служения Ему на Небесах, ангелы, как видно из слов апостола Павла, исполняют и другую задачу: они бывают посылаемы для помощи нам с вами. Отсюда происходит еврейское и соответствующее ему греческое слово, которое мы с вами знаем «ангел», то есть тот, кто послан с конкретной вестью. И в Ветхом Завете ангелы многократно посылались к людям и очень часто через ангела говорил Сам Бог, как было, например, с Моисеем когда через Неопалимую Купину говорит вначале ангел, но потом оказывается, что это Бог открывает Свое Имя. Но иногда ангелы предстоят и говорят от своего имени. Мы с вами помним, как Иисус Навин, осадив Иерихон, отходил в свое войско и увидел некоего человека с мечом и, не узнав его, спросил: «Ты от нас или от неприятеля нашего?». Незнакомец ответил: «Я – вождь», по церковно-славянски «архистратиг Воинства Господня». Ангелы посылаются в наш мир не только для того, чтобы передать весть, но и участвовать в борьбе со злыми силами и, прежде всего, в борьбе с силами бесовскими, ибо, как говорит тайнозритель, именно архистратиг Божий Михаил и верные Господу ангелы восстали против древнего дракона и его падших ангелов и победили их. Эта борьба продолжается и она, как мы с вами знаем, будет увенчана победой. Ангельские силы постоянные участники и событий Нового Завета. Они благовествуют Захарии, Пресвятой Богородице, воспевают Рождество Христово, они участвуют при Гефсимианской молитве Господа Иисуса Христа, они свидетельствуют о Его Воскресении и разъясняют ученикам смысл Вознесения Господа Иисуса Христа.
Итак, мы с вами можем сказать, что ангельский мир постоянно принимает участие в Священной и Церковной истории. Это участие определяется тем, что природа ангелов отличается от нашей с вами природы. Надо сказать, что в XIX веке был спор между двумя замечательными святителями: Игнатием Брянчаниновым и Феофаном Затворником относительно того, можно ли ангелов считать абсолютно бестелесными. Мы с вами понимаем, что они бесплотны, потому что не имеют нашей с вами плоти. И они в той степени бестелесны, в которой они не причастны нашему с вами материальному миру. Для этого следует вспомнить еще и слова Преподобного Иоанна Дамаскина, легшие впоследствии в основу суждения об ангелах VII Вселенского Собора. Эти слова говорят, что ангелы, конечно же, не материальны и в каком-то смысле бесплотны, бестелесны по отношению к нам к людям, но по отношению к Богу, Его Чистой и Абсолютной природе, они, конечно же, тоже в определенном смысле материальны. И вот если в XIX веке и ранее того, трудно было понять, исходя из естественных знаний, о том, как это может быть, то сейчас мы с вами вполне можем это представить. Ибо сегодня известно, что материя это не только то, что мы видим, слышим и можем осязать, мы называем материей вообще любой вид энергии, материя – это связанная энергия, которая может быть в виде поля, электромагнитного или радиационного поля и т.д. По-видимому, и ангелы также принадлежат к некому виду материи, который своими органами чувств мы не можем увидеть и осознать, однако они по отношению к Богу материальны. Поэтому ангелы в разных видах предстают перед авторами Ветхого и Нового Завета. Очень часто они престают перед людьми в виде человеческом, а иногда тайнозрители и пророки видят необъяснимых небесных существ – колеса, множество глаз, видят крылья и т.д. И здесь, наверное, является справедливым предположение английского писателя Клайва Стейплза Льюиса, который в своей космической трилогии под названием «Переландра» художественными средствами пытается рассказать о причине, по которой ангелы являются людям в различных обликах. Главному герою этой книги Рэнсому, профессору Кембриджского университета, пытаются предстать ангелы. Небесные посланники говорят ему: «Мы – ангелы и не знаем насколько вы – люди, можете понять нашу природу, поэтому сейчас мы будем представать перед тобой в разных видах, а ты нам скажешь, что для тебя приемлемо». И вот перед главным героем мелькают разные образы, но все они для него непонятны, и тогда ангелы предстают в виде людей. Возможно, по этой причине и в Ветхом Завете очень часто ангелы являются так, чтобы это было для нас ясно и привычно.
Но утвердив это понимание и это учение об ангелах, Лаодикийский собор пошел дальше. Несмотря на то, что ангелы и служат Богу и исполняют Его волю и помогают нам с вами, у нас должно быть и правильное к ним отношение. И об этом говорит апостол Павел в сегодняшнем отрывке, он говорит, что не ангелам Бог покорил будущую Вселенную (конечно, здесь Вселенная – это Эйкумена, обитаемая земля, где живут люди) а покорил человеку, но какому Человеку? Господу Иисусу Христу. А через Христа покорил и всем нам, через наше к Нему приобщение.
Итак, апостол Павел в другом месте скажет: «Только один Ходатай между Богом и людьми – Господь Иисус Христос» и, таким образом, мы почитая и прославляя ангелов, обращаемся прежде всего к Нему, ко Господу Иисусу Христу. А для нас с вами в нашей вечной жизни, ежедневной практике можно сделать такой вывод из постановления собора, дабы не следовать по пути ложных ангелитов, ведь они проявляли ложное смущение, ложное смиренномудрие, желая приступать ко Христу в служении. Так и каждый из нас, если мы редко приобщаемся Святых Христовых Тайн, если не причащаемся Его Плоти и Крови, то в определенном смысле последуем тем самым ангелитам. Поэтому для нас с вами почитание ангелов в смысле того древнего собора будет истинным, если при этом мы следуем Христу и прибегаем к Нему, как к принявшему на Себя нашу природу и через эту природу дарующему нам жизнь, и воскресение, и пребывание с Отцом Небесным и Святым Духом в будущем веке вместе со Ангелами, по Их ходатайству и заступничеству. Аминь.
Проповедь протоиерея Димитрия Юревича, проректора по научно-богословской работе Санкт-Петербургской православной духовной академии, произнесенная 21 ноября 2013 года в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Божественной литургией в день памяти Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных