В апреле 2018 года в Соединенных Штатах Америки в издательстве Crossway вышел принципиально новый комментарий на Священное Писание – так называемая «Археологическая учебная Библия». В ней текст Ветхого и Нового Завета последовательно истолковывается с точки зрения библейской археологии. Факт данного издания говорит о том, что отныне библейская археология приобрела новый статус в изучении библейской истории.
До последней четверти XIX в. библейская археология являлась исключительно вспомогательной дисциплиной, не имевшей дело с раскопками и артефактами. На основе одного только библейского текста предлагалось систематическое изложение быта, общественного и государственного устройства еврейского народа.
В конце XIX в. восприятие дисциплины радикально изменилось — она приобрела практический и апологетический характер. Начались исследования, а затем и интенсивные раскопки в странах библейского ареала, прежде всего – в Палестине и Заиорданье, ставившие цель доказать достоверность библейских повествований. Такие выдающиеся ученые, как Олбрайт Райт и Нельсон Глюк не скрывали, что руководствовались библейским текстом как компасом в процессе своих изысканий. Несмотря на замечательные успехи в идентификации и раскопках телей, лишь малая часть результатов имела прямое отношение к библейской истории. Археологический оптимизм себя не оправдал: несмотря на интересные находки, доказать истинность целого конкретных событий библейского повествования с помощью археологии не удалось в силу отсутствия каких-либо сведений о них.
Весьма закономерно, что в послевоенные годы произошло решительное размежевание полевой археологии, занимавшейся раскопками, от библейской. Теперь уже не религиозные фонды, а государственные структуры и светские институты финансировали полевые раскопки, ученые больше не преследовали цель сопоставлять находки с библейской историей. Исследования приобрели комплексный характер и решать самый широкий круг задач, включая реконструкцию социальной, политической и религиозной жизни людей в древности. Механизм научной деятельности стал громоздким, ученые успевали в разумные сроки оперативно издавать лишь предварительные отчеты о раскопках, а подробные материалы с описанием всех артефактов выходили нередко лишь спустя несколько десятилетий.
Обилие археологического материала в ряде случаев приводило к его неверной интерпретации, которая входила в противоречие с библейской историей. У стороннего наблюдателя стало складываться впечатление, что библейская археология скорее компрометирует, нежели объясняет библейскую историю. В 1970-е годы начали раздаваться голоса, возвещавшие скорую «смерть» библейской археологии.
Наиболее известным и ярким примером, проясняющим описанную ситуацию, стали раскопки в Иерихоне. Библейская история утверждает, что Иерихон был захвачен и разрушен евреями в самом начале завоевания Ханаана совершенно необычным образом; после этого город оставался незаселенным долгий период вплоть до царствования Ахава.
Раскопки на месте Иерихона (тель эл-Султан) проводились в XX в. трижды – в 1907-1911 г. (немецкая экспедиция Э. Селлина и К. Ватцингера), в 1930-1936 гг. (раскопки британца Джона Гарстанга) и в 1952-1958 гг. (экспедиция британской археолога Кэтрин Кеньон).
Все указанные экспедиции подтвердили, что в истории города имеется продолжительный период, когда он не был заселен после сильного разрушения вплоть до IX в. до Р.Х. Вставал важный вопрос: как археологически датируется падение Иерихона? Первая из вышеназванных экспедиций не смогла дать ответа, Джон Гарстанг датировал разрушение города примерно 1400 г. до Р.Х., а Кэтрин Кеньон – около 1550 г. до Р.Х.
Если отталкиваться от данных самой Библии, то вхождение евреев в Ханаан приходится примерно на 1400 г. до Р.Х. Этой датировке точно соответствуют археологические данные Джона Гарстанга. Однако результаты работ Кэтрин Кеньон полностью их перечеркивают: если Иерихон пал в 1550 г., то евреи, придя в Ханаан спустя полтора столетия, могли в лучшем случае наткнуться на его развалины.
Как это часто бывает, К. Кеньон работала позже Дж. Гарстанга и, поскольку она имела значительно больший авторитет в науке, ее датировка стала общепринятой. На протяжении всей второй половины XX в. в библейских словарях и энциклопедиях Иерихон упоминали как хрестоматийный пример того, что «наука опровергла Библию». Некоторые «благочестивые» богословы пытались замаскировать данный факт, утверждая, что в этом был особый промысл Божий: поскольку евреи пришли к Иерихону и нашли его уже разрушенным, они были лишена необходимости завоевывать город силой. Естественно, подобные спекуляции выглядели крайне неубедительно.
В 1970-е годы произошло второе переосмысление сути библейской археологии. Она стала аналитической дисциплиной, и отныне перед ней не ставилась задача проводить самостоятельные раскопки, цель же заключалась в том, чтобы перекинуть мостик между результатами полевых раскопок и повествованием библейской истории. Библейская археология начала отличаться от полевой археологии так же радикально, как, например, различается теоретическая математика от прикладной. Чтобы заведомо исключить тенденциозные интерпретации археологических объектов или артефактов в угоду богословию, современные библейские археологи идут не от текста Библии к археологии (как делали их предшественники), а от результатов раскопок к библейской истории, интерпретируя ее в свете археологических данных.
Смена парадигм принесла богатые плоды к последнему десятилетию прошлого века. Выражаясь образно, избавившись от обязанности «добывать руду», библейские археологи получили возможность «плавить из нее золото». Внимательное, вдумчивое и систематическое изучение отчетов о раскопках полевых археологов на разных объектах начало приносить потрясающие результаты. Не стал исключением и случай с Иерихоном.
В начале 1990-х годов археолог Брайан Вуд проанализировал отчеты о раскопках в Иерихоне, произведенных как Кэтрин Кеньон (обратите внимание: последние отчеты о ее раскопках были опубликованы в 1983 г., т. е. спустя целых 25 лет после завершения исследований и через 5 лет после кончины самой исследовательницы), так и предыдущими археологами.
Оказалось, что в своих рассуждениях К. Кеньон проигнорировала находки Джона Гарстанга (специфичную кипрскую бихромную керамику) и не учла ряда собственных находок палестинской посуды. Собрав воедино все данные, Брайан Вуд датировал падение Иерихона примерно 1400 г. до Р.Х., что полностью соответствует датировке, основанной на тексте Библии.
Внимание к деталям позволило Б. Вуду определить важное значение ряда других интересных находок. Две последние экспедиции обнаружили в городе немалые запасы зерна в сосудах (почти 220 л). Это означало, что город был взят не в результате длительной осады (стандартная практика в ту эпоху), а в результате краткосрочной военной операции. Кетрин Кеньон обнаружила место, где верхняя часть городской стены (состоявшая из кирпичной кладки) упала наружу и образовала своего рода пандус, по которому можно было взобраться на нижний уровень стены (каменной кладки), чтобы завоевать город.
Означает ли это, что археология доказала библейские события в Иерихоне? Абсолютно нет: археологически невозможно доказать, что операция по взятию Иерихона продолжалась именно 7 дней (как описано в Библии), или указать причину, по которой упала верхняя часть стены. Однако если принимать, как это делают богословы, библейский текст в качестве заслуживающего доверия, то данные библейской археологии могут приоткрыть любопытные детали библейских событий, как видно из приведенного примера.
В силу сказанного выше становится понятным, почему современная библейская археология развивается в двух направлениях. Первое – это восстановление общего историко-археологического контекста библейских событий. Второе – выявление таких деталей конкретных объектов или артефактов, которые не являются доказательством истинности, но могут быть важной иллюстрацией, позволяющей лучше понять библейские повествования (как в случае с Иерихоном).
Факт издания «Археологической учебной Библии» говорит о том, что к настоящему времени сведений второго рода накопилось уже столько, что произошел переход на новый качественный уровень. Из вспомогательной, в чем-то второстепенной дисциплины она становится одним из важных инструментов библейской экзегезы и открывает перед толкователем Библии новые перспективы.
Библиография 1. Клейн Л.С. Введение в теоретическую археологию. Кн. 1. Метаархеология. СПб., 2004. 2. Снигирев Р., прот. Библейская археология. М., 2007. 3. Archaeology Study Bible. Wheaton, Il: Crossway, 2018. XXII, 2024 p., 15 maps. 4. Davis T.W. Faith and Archaeology. A Brief History to the Present // Biblical Archaeology Review. 1993. Vol. 19. № 2. 5. Miller M. Old Testament History and Archaeology // Biblical Archaeologist. 1987. Vol. 50. № 1. 6. Wood B.G. Did the Israelites Conquer Jericho? A New Look at the Archaeological Eidence // Biblical Archaeology Review. 1990. Vol. 16. № 2.
Статья заведующего кафедрой библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерея Димитрия Юревича по случаю открытия нового курса по библейской археологии.