Осенью 2012 года во всех общеобразовательных школах России будет введен предмет ОРКСЭ, один из модулей которого предполагает ознакомление с ОПК. Пока новый предмет будут изучать только пятиклассники, но знакомство с многовековой культурой Православия, лежащей в основании как культурной, так и духовно-нравственной жизни России, конечно же, не может быть ограничено одним лишь учебным годом и одним лишь предметом. Без знакомства с ОПК невозможно представить овладение такими учебными дисциплинами, как русская литература, МХК, история. Но что является самым главным — без знакомства с теми заповедями, которые вот уже две тысячи лет хранит Церковь, сегодня трудно представить духовно-нравственную личность. Более того, духовное просвещение подрастающего поколения представляется нам первостепенной задачей как Церкви и школы, так и всего общества. Ведь от того, каким мы воспитаем подрастающее поколение, зависит будущее нашей Родины. И потому сотрудничество Церкви и школы не ограничено только преподаванием ОПК, и Церковь распространяет свою заботу на все категории молодежи, в том числе и на так называемых «трудных» подростков. Быть может, именно эта категория молодежи, более чем кто либо, нуждается в духовном попечении Церкви и знакомстве с теми заповедями, которые две тысячи лет назад были возвещены Спасителем и которые сегодня остаются актуальными, потому что обращены к сердцу каждого человека. Психологи и социологи, объясняя феномен девиантного поведения в молодежной среде, обычно говорят о политических, экономических и социальных основах подобного явления, но, конечно, как для учителя, так и для священника основой неблагополучия в молодежной среде является недостаток или просто отсутствие воспитания. Нам представляется, что духовное воспитание должно стать неотъемлемой частью современного педагогического процесса. Что же касается знакомства трудных подростков с духовной культурой православия, то нам очевидно, что сами особенности их психики и поведения требуют именно того ответа, который может дать им Церковь.
Важную роль в коррекционно-реабилитационной работе с несовершеннолетними правонарушителями играет глубокое изучение личности подростка-правонарушителя и его социально-психологических характеристик.
Выше, анализируя специальную литературу, мы выделили четыре основных группы несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от выраженности преступной направленности.
К первой группе относится 10-15 % несовершеннолетних с преступной направленностью, для которых характерными признаками служат примитивные и низменные потребности, агрессивность и жестокость, склонность к азартным играм и уголовному фольклору. Именно такие подростки часто являются организаторами преступлений.
Вторую группу, которая составляют 30-40 % несовершеннолетних, отличает отрицательная направленность личности. Этой категории свойственно пустое и бесцельное времяпровождение, склонность к употреблению спиртных напитков, часто наркотическая зависимость. Преступления они совершают не в результате активной противоправной деятельности, а просто «плывя по течению».
К третьей группе относятся подростки с неустойчивой личностной направленностью, это 25-30 %. Здесь наблюдается конкуренция положительных и отрицательных свойств. Преступление совершается, прежде всего, по престижным мотивам или в результате подражания. Эти подростки выражают раскаяние в совершенном преступлении.
Четвертая группа тоже включает в себя 25-30%, это подростки с положительной направленностью личности. Преступления они совершают случайно, в результате так называемой «детской мотивации» — легкомысленности или неправильной оценки действия и его последствий.
Три последние из отмеченных нами групп подростков-правонарушителей могут поддаваться педагогическому воздействию, психологической корректировке и социализации.
Характеристика несовершеннолетних правонарушителей во многом обусловлена особенностями подросткового возраста, с которым связаны биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. В подростковом, так называемом переходном возрасте, личность становится податливой к отрицательным влияниям внешней среды. Поэтому так важно для предотвращения формирования противоправного поведения подростков основной акцент сделать на процессе их воспитания. И особенное место в этом процессе может и должна занимать Церковь. Почему? Потому что только Церковь на сегодняшний день может объяснить молодому человеку, что понятия «добра» и «зла» являются абсолютными, а не зависят от точки зрения, обстоятельств места или времени. В нашем обществе, которое, к сожалению, мало знакомо с учением Церкви, иногда высказываются опасения, что Церковь займет пустующее, со времен краха коммунизма, место основной идеологической доктрины. Но в Церковном учении внимание фокусируется совсем не на идеологии, а на ценностях. Поэтому позиция Церкви, которая учит о достоинстве личности, ценности человеческой жизни, необходимости семьи для воспитания и формирования нравственности, важна для всего российского общества, независимо от религиозных, конфессиональных и национальных различий, и прежде всего, важна для подрастающего поколения, во многом оказавшегося в духовном вакууме, в ситуации, где потерянны нравственные ориентиры.
Существует определенная связь между образовательным уровнем и преступлениями в молодежной среде. В подавляющем большинстве случаев уровень образования у подростков-правонарушителей намного ниже, чем у их законопослушных сверстников. У подростков-правонарушителей наблюдается как бедность интеллектуальной сферы, так и неразвитость учебных навыков. В силу бесконтрольного поведения и значительного перерыва в учебе несовершеннолетние правонарушители отстают в программе общеобразовательного учреждения на несколько лет. Обычное стремление к достижению успехов, которое в нормальных условиях выражается, в том числе, и в учебной деятельности, у несовершеннолетних правонарушителей заменено досуговыми, примитивными потребностями и интересами. У подавляющего большинства свободное время — это время, свободное от социального контроля и ответственности перед обществом, при этом отмечается чрезвычайно редкое присутствие социально продуктивных видов деятельности.
Конечно, все вышеперечисленные симптомы нисколько не упрощают предполагаемую педагогическую деятельность в данной среде.
Но есть такие особенности подросткового возраста, которые делают молодых людей открытыми для воздействия Церкви и готовыми услышать ее слово.
Центральным пунктом подросткового возраста является формирование самооценки, представление о себе как о личности, субъекте деятельности. Но адекватная самооценка формируется у подростков при влиянии благоприятных внешних факторов. У неблагополучных же подростков в результате неблагоприятных условий воспитания формируется резко заниженная или завышенная самооценка.
Один из ведущих мотивов человеческого поведения — это мотив самоуважения, который возможен при положительно оцениваемой деятельности. Но низкая самооценка переориентирует подростка на девиантный путь развития. Когда у подростка по каким-то причинам формируется низкая самооценка, его потребность в самоуважении особенно обостряется и заставляет активно искать способы ее удовлетворения. И если подростку не удается повысить самооценку социально приемлемыми способами, то он выбирает альтернативные образцы поведения, происходит переориентация на нормы асоциальных групп. Участие в таких группах предоставляет новые способы самоутвердиться и позволяет тем самым повысить самооценку подростка.
Но именно Церковь может дать молодому человеку критерий правильного отношения к себе. Потому что для Церкви всякий человек, будь то заслуженный профессор или малолетний правонарушитель, является таинственным «образом Божиим». Каждый человек достоин уважения, к каждому человеку Бог относится, оберегая его достоинство и не нарушая его свободы. Услышать об этом для молодого человека, обеспокоенного проблемой самоутверждения, означает во многом встать на путь правильного решения этой проблемы. Узнав о своей ценности, подросток также узнает и то, что только от него зависит, что будет с тем «образом Божиим», который находится в его душе, будет ли он над ним трудиться либо же будет его искажать. Будет ли рабом греховных привычек или предпочтет свободу. Станет зависимым от греха или изберет Бога. Именно от этого и зависит судьба, реализация себя.
Важной особенностью подросткового возраста является стремление к идеалу. Но у подростков-правонарушителей идеал зачастую совсем не соответствует нормам морали. Это стало возможным из-за отсутствия проведения последовательной работы по формированию в молодежном сознании позитивного идеала современного молодого человека, который благодаря своему уровню образования, компетентности, целеустремленности способен занять достойное место в жизни. СМИ, кинематограф во многом на роль для подражания выдвигает разнообразных моральных уродов, а в лучшем случае поп-артистов и спортсменов. Конечно, наивно ожидать, что образы святых Александра Невского или Иоанна Кронштадтского сразу же найдут отклик в подобной молодежной среде, но, несомненно, когда молодые люди узнают о том, что их имена имеют определенные значения, что у каждого из них должен быть День именин и что их имена прославлены теми или иными святыми, то это, как показывает опыт, не может их не заинтересовать. А ведь знание истории святого, с которым мы носим одно и то же имя, и является ответом на поиск идеала, который так необходим молодому человеку.
У подростков, склонных к противоправному поведению, отмечается также слабое развитие волевой сферы личности. Как правило, они не умеют управлять своими эмоциями и регулировать потребности. В связи с этим следование антиобщественным формам поведения для них зачастую представляется более легким и удобным способом существования. Вследствие недостатков в воспитании у несовершеннолетних правонарушителей некоторые волевые свойства могут закрепляться и выступать как отрицательные волевые черты характера. Поэтому так важно объяснить, что без умения прилагать волевые усилия, без самодисциплины у человека просто не будет будущего. На протяжении веков Церковь вырабатывала нормы аскетической, то есть деятельной борьбы, ведущей к победе над грехом. Поэтому Церкви есть что сказать сегодняшнему подрастающему поколению. Но это возможно только тогда, когда молодой человек принимает два вышеназванных тезиса: Откровение Церкви о Боге и человеке и признание идеалом — святости.
Конечно, невозможно предположить, что проповедь о Церкви и ее учении в среде молодежи особо сложной категории увенчается стопроцентным успехом.
Вере нельзя научить, вера есть свободный выбор свободного человека, но для того, чтобы сделать выбор, прежде всего, необходимы знания. И мы надеемся, что знакомство с тем, что учит о мире, жизни и человеке Церковь, поможет молодым людям найти нравственные ориентиры и подлинные жизненные ценности. Таким образом, три существенные особенности подросткового возраста: самоутверждение, потребность в идеале, необходимость в средствах, позволяющих аккумулировать волевые качества, с одной стороны, требуют помощи Церкви и Ее опыта, а с другой — делают деятельность Церкви востребованной со стороны этих молодых людей.
Сборник материалов VI Тихвинских межрегиональных образовательных чтений, 2012 г.
В статье заместителя председателя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии по благочиниям г. Санкт-Петербурга протоиерея Михаила Бравермана рассматриваются основные характеристики групп несовершеннолетних правонарушителей, особенности переходного возраста и возможности Церкви в деле реабилитации трудных подростков.