Протоиерей Петр Чубаров. Духовные аспекты в профилактической и воспитательной работе в правоохранительной системе

06.12.2012_turma_s

Одной из важнейших задач правоохранительной системы является профилактика правонарушений и проведение коррекционно-воспитательной работы с нарушителями закона, в частности с несовершеннолетними. Успешность ее реализации зависит от уровня понимания механизмов и факторов, обеспечивающих данную деятельность. Эффективность профилактической и воспитательной работы в этой сфере во многом зависит от социально-экономической ситуации в обществе, зрелости общественных морально-нравственных ориентиров и степени их принятия людьми, насколько они определяют личностную мотивацию и смыслы жизни. Успешность профилактической работы также зависит от состояния психолого-педагогической службы в правоохранительной системе и уровня разработанности практических технологий мониторинга, профилактики, воспитания и коррекции; а также от достаточности финансирования и уровня квалификации специалистов.

Немаловажное значение имеют теоретико-методологические основы, на которых строится система профилактической и воспитательной работы. В частности, как решается вопрос о возможности соотнесения подходов науки и религии в понимании общества и человека. И в какой степени возможно их сотрудничество при решении практических задач. Как известно, по данному вопросу высказываются противоположные мнения. Последствия положительного или отрицательного его решения способны придать различную направленность вектору общественного развития.

Современная европейская цивилизация пребывает в сложном историческом периоде, сердцевиной которого является кризис общественных и индивидуальных смыслов, моральных ценностей. Во главу угла ставится принцип абсолютной свободы и толерантности. И как следствие, по многим вопросам аморальное становится общественно приемлемым, примитивное возводится в цели и стандарты жизни. Одним из возможных путей изменения вектора развития цивилизации является поиск путей сотрудничества между Церковью и обществом в процессе конструктивного диалога. Важнейшей задачей которого является преодоление противоречий и сближение религиозной и светской культуры.

Разрыв между религией и светской культурой чреват негативными последствиями для последней и может способствовать ее ценностной дезориентации и, как следствие, нравственной деградации. Так, в процессе научного познания мира и человека частные дисциплины могут сталкиваться с ситуациями выбора между этическими принципами и мотивами познавательной эффективности. Очевидно, что преступления против человечности в медицинских экспериментах III Рейха или преступления в современной криминальной трансплантологии относятся к явлениям неслучайным, они закономерно порождаются нашей цивилизацией, в которой усиливается тенденция секуляризации. В частности, эта тенденция проявляется в подмене религиозного сознания либеральным сознанием, для которого характерна экспансия либерально-демократических ценностей, размытость нравственных норм и их ситуативная изменчивость на уровне отдельной личности и общества в целом.

Религиозная культура способствует позитивному решению нравственных коллизий в обществе. Следовательно, объективно оно нуждается в диалоге с церковью, в результате которого можно ожидать формирование нового мировоззрения, исповедующего единство между религией и культурой, религией и наукой.

Продуктивный диалог религиозной и светской культуры несет в себе возможность их взаимного обогащения. Так православное антропологическое учение, онтологические воззрения и нравственные ориентиры Христианства могут быть полезны для становления современной науки, ее теории и практики. В частности, в профилактической и воспитательной работе в правоохранительной системе.

Трихотомическая концепция в православной антропологии, основанная на учении св. апостола Павла, рассматривает человека как единство Духа, души и тела. Эти воззрения являются теоретической основой современной православной психологии. В ее интерпретации тело это материальная, биологическая составляющая человека. Душа может быть отождествлена с научным понятием психика.

Понятие Духа наиболее сложное для определения. Оно относительно новое для науки и по-разному определяется в светской и религиозной культуре. В науке и искусстве в основном используется производное понятие духовность, которое понимается усечено. Отдельные авторы делают попытку определить духовность как особую высшую форму психического, производную от биологического, социального факторов, деятельности, общения и активности личности. В понятие духовность включают смысл жизни, совесть, высшие нравственные ценности и чувства, высшие интересы, идеи.

Существуют также попытки отождествить духовность с понятием культурность, интеллигентность. Духовный человек — освоивший общечеловеческую культуру, воплотивший ее в своей личности и поведении.

В православном учении Дух не выводится из взаимодействия биологического и социального факторов, из деятельности, общения и личностной активности. Дух как дар Бога является качеством, не выводимым из природных закономерностей. Апостол учит о главенстве Духа в трихотомической структуре человека. Благодаря Духу в человеке воплощается образ Божий. Проявлением Духа в психике (душе) являются сознательность или, как отмечают отдельные авторы, «субъективность», свобода воли, совесть, сфера общения человека с Богом, а также феномен опережающей готовности ребенка к развитию новообразований на тех или иных этапах онтогенеза. Очевидно, что становление души (психики) невозможно без взаимодействия природного и социального факторов, но она к ним не сводима. Качество сознательности психики определяется Духом.

В современных науках о человеке в поле зрения специалистов преимущественно попадает душевный (психологический, социально-психологический) и материальный уровни. На их основе строятся научные концепции и практические технологии. На наш взгляд это усеченное видение человека. Следствием его является недостаточная эффективность прикладных направлений, и в частности в профилактике правонарушений и в коррекционно-воспитательной работе с нарушителями закона.

Трихотомическое учение о человеке имеет ряд существенных последствий для понимания целей, содержания и организации профилактической, психокоррекционной и воспитательной работы в правоохранительной системе. Прежде всего, если человек трихотомичен, то каждая его составляющая требует внимательного отношения и формирования в процессе воспитания. Гармоничный человек должен быть включен в физическое, душевное (интеллектуальное, личностное, эстетическое и т. д.) и духовное воспитание. Пренебрежение к одной из составляющих человека имеет пагубные последствия для его развития. При данном подходе религиозное воспитание не только возможно, но и желательно. В процессе духовного воспитания человек приобщается к Богообщению, к религиозному мировоззрению и ценностям, церковным традициям. Его значение возрастает в системе работы с несовершеннолетними группы риска или правонарушителями. Религиозное воспитание может предупредить и скорректировать деформацию личности и поведения данных подростков, гармонизировать их мировоззрение, ценности, «Я-концепцию», систему отношений к общественным нормам и закону, и как следствие включить их в полноценную духовную и общественную жизнь.

Наиболее эффективной формой оказания профессиональной помощи детям является психолого-педагогического сопровождение. Проблема психологического сопровождения широко представлена в современных исследованиях. Существуют различные подходы к его пониманию. Трихотомическая концепция позволяет переосмыслить его структуру и содержание. В данном случае сопровождение несовершеннолетних трудных детей может рассматриваться, как комплексная деятельность различных специалистов, обеспечивающая формирование духовно-религиозных, клинико-психологических, социально-психологических, психолого-педагогических условий, способствующих реабилитации, гармонизации их личности, поведения и последующего самостоятельного и полноценного включения в социум.

В рамках сопровождения проблемных детей и подростков им оказывается систематическая помощь и поддержка, которая характеризуется комплексностью, динамичностью, целостностью и длительностью процесса. В нем интегрируется профессиональная деятельность священника, врача, психолога, коррекционного педагога, социального работника, логопеда. Они создают единый профессиональный коллектив.

В комплексе религиозно-медико-психолого-педагогического сопровождения возможно оказать гармонизирующее воздействие на несовершеннолетних группы риска и правонарушителей. В этой работе интегрирующее значение имеет духовный компонент. Работая с детьми желательно приобщать их к православному учению, к его религиозно-нравственным ценностям, к традиционной системе отношений к Богу, ближним и к себе. Терапевтическое значение имеет включение всех участников процесса в церковные богослужения, таинства, мистическую практику и христианский образ жизни. Приобщение к религиозному сознанию и благодати Спасителя может явиться одним из факторов духовного, личностного и социального преображения участников процесса.

Успешность данной работы зависит от многих факторов. В частности, от степени интегрированности и сплоченности специалистов. Желательно, чтобы между специалистами и представителями Церкви возникали максимально доверительные отношения, они должны создать единый рабочий коллектив. Успешности работы по сопровождению также способствует разумный баланс духовного окормления и воздействия специалистов. Важно формирование единой идеологии. Желательно, чтобы эта идеология определяла доминирующие мотивы всех участников процесса. Очевидно, сотрудники должны соответствовать требованиям достаточного духовного и профессионального уровня.

Выделение духовного аспекта в профилактической и воспитательной работе в правоохранительной системе способствует органичному включению Православной Церкви в решение общественно значимых задач и позитивному использованию ее многовекового опыта преображения человека.

Доклад преподавателя СПбПДА, доцента протоиерея Петра Чубарова на I Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических служб, г. Санкт-Петербург, 23-24 ноября 2012 года.


Опубликовано 06.12.2012 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter