Протоиерей Василий Стойков. Апостол любви Иоанн Богослов

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин 4:16)

Это жизнеутверждающее свидетельство святого апостола Иоанна Богослова в день его преставления каждый год возвещается нам, чтобы мы внимали ему и постоянно стремились к стяжанию любви.

Апостол Иоанн, самый юный в сонме апостолов, был возлюбленным учеником Христовым. Несмотря на свою юность, он с большим усердием воспринимал Божественную мудрость и удостоился быть «зрителем небесных откровений и сказателем неизреченных Божиих таин», как ныне возвещает Церковь.

Вместе с апостолами Петром и Иаковом он был свидетелем Преображения Господня, видел воскрешение дочери Иаира, он возлежал на персях Господа и запечатлел на скрижалях своего сердца и на страницах своего Евангелия то, что не отражено другими евангелистами.

В начале своего Евангелия он говорит о предвечном бытии Сына Божия, Бога Слова, Который является создателем всего творения. Только он передает нам слова Спасителя: «Так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16). Только он запечатлел Гефсиманское моление Господа (Ин 17:1‒26). Только он запомнил притчу о добром пастыре (Ин 10:1‒18). Только он остался верным Господу до конца, когда в час испытаний прочие апостолы оставили своего Божественного Учителя. Поэтому за свою верность и преданность Господу он удостоился усыновления Божией Матери.

Он был свидетелем отречения апостола, которого Господь именовал Петром. Трудно даже представить себе, как был поражен и огорчен юнейший из апостолов, когда из уст того, кто исповедовал Христа как Сына Божия, услышал ужасающие слова: «Не знаю сего Человека» (Мф 26:72). Святой апостол Иоанн был также свидетелем восстановления отрекшегося Петра в апостольском достоинстве (Ин 21:15‒17).

Апостол Иоанн оставил нам также книгу «Откровение», в которой особым образом представлены судьбы мира и человечества. Ему открылись такие тайны, какие удостоился видеть только он. Однако эти тайны пытались и пытаются разгадать лжемудрователи, которых святой апостол Иоанн называет лжепророками. При чтении его послания за вечерней накануне праздника мы слышали его предупреждение об опасности внимать мудрованиям лжепророков, которых было много в век апостольский, но которые и в наше время появляются и смущают многих своими пагубными суждениями. Одни из таковых стремились определить точное время второго пришествия Господа, но их предсказания никогда не оправдывались. Другие навязывали доверчивым людям своё понимание печати антихриста и числа 666, иные устрашают своими ложными представлениями о том, что произойдет в мире перед вторым пришествием. При этом все они пренебрегают словами Господа, ясно сказавшего, что людям не дано знать «ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф 25:13). Из этого следует, что человеку не нужно стремиться к разгадке будущих событий в конце времен, но надлежит заботиться о том, с чем он придет на суд Божий (Мф 25:34‒45).

В своем первом послании апостол Иоанн вовсе не касается тайн будущего, но настойчиво говорит о необходимости деятельной любви для пребывания в Боге и приобщения к Источнику жизни и бессмертия.

Учение святого апостола о важнейшем значении любви вдохновляла святых отцов и учителей Церкви говорить о ней в своих творениях. Святитель Иоанн Златоуст называет любовь царицей добродетелей. Преподобный Иоанн Лествичник именует её вершиной или венцом добродетелей. Авва Дорофей в своем «Поучении» говорит, что она является кровлей «душевного дома добродетелей». А это в определенной степени соответствует утверждению святого апостола Павла, что «любовь все покрывает» (1 Кор 13:7). Тот же Апостол, раскрывая глубокий смысл любви, говорит, что любовь «не превозносится, не гордится,… не ищет своего, но долготерпит и милосердствует» (1 Кор 13:4).

Любовь должна проявляться во многообразных делах милосердия, потому что любовь к Богу должна сопровождаться любовью к людям: «Кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец», любящий Бога обязан любить и брата своего (1 Ин 4:20).

Любовь является основным законом жизни. По мере нравственного совершенствования возрастает и сила любви. Невозможно сразу взойти на вершину любви. Поэтому преподобный Иоанн Лествичник и говорит о ней на тридцатой ступени своей «Лествицы». Только постепенно необходимо восходить по ступеням, преодолевая при этом встречающиеся препятствия, что требует усиленного личного подвига, который святые отцы называют аскезой или аскетизмом. Только при непрестанном личном подвиге и при помощи благодати Божией человек может совершенствоваться в любви.

Любовь необходима прежде всего пастырям Церкви. В своей притче Господь ясно сказал, что любовь к Нему должна сопровождаться непременно любовью к агнцам и овцам, потому что только добрый, любящий пастырь может надлежащим образом окормлять своих пасомых. Но заботиться о стяжании любви необходимо всем, не только священнослужителям, к числу которых должны относить себя все учащиеся Духовных школ. Деятельная любовь должна быть присуща всем верующим, потому что все мы обязаны быть активными членами Церкви Христовой, которая является оплотом любви, потому что глава её — Христос, создавший её Своим искупительным подвигом жертвенной любви.

Поэтому все мы должны прилагать усердные старания, чтобы стяжать любовь, совершенствоваться в любви, жить по любви, ибо «кто в любви пребывает, тот пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4:16). И будем надеяться, что по Своему милосердию и по молитвам великого апостола любви, Господь поможет нам достигнуть такого благодатного состояния. Аминь.

Проповедь заслуженного профессора, первого проректора Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерея Василия Стойкова, произнесенная за Божественной литургией 9 октября 2019 года в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова по случаю престольного праздника.


Опубликовано 27.10.2019 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter