Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры, святая Церковь недавно напутствовала нас на поприще Великого поста словами Спасителя: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры» (Мф. 6:16). Тема лицемерия проходит красной нитью через все служение Христа, это главное обвинение, которое Он предъявляет фарисеям, книжникам и законникам. Эта тема также отражена и в службах Страстной седмицы, главным образом, в чтении о проклятии Спасителем бесплодной смоковницы. Лицемер – это тот, кто живёт двойной жизнью, актёрствует, позёрствует и обезьянничает. Лицемер – это тот, кто скрывает свою истинную природу за внешним «красивым» образом. Лицемерие страшно тем, что этот грех легко становится нормой жизни и иногда вызывает необратимые изменения личности. Растущий научно-технический прогресс ведёт к стремительной визуализации культуры, на смену текстовому символу приходит зрительный образ. Ещё в прошлом столетии возникла глобальная «ярмарка тщеславия» – интернет. В социальных сетях люди позёрствуют, создают искусственный образ своей личности, но в этом не может участвовать по-настоящему духовный человек.
Каждый грех, по слову святителя Иннокентия Херсонского, предлагает человеку «призрак ве́дения». Этот «призрак ве́дения» есть тольковидимость, которая в конце концов оборачивается полным неведением и полным затмением разума. Когда духовные очи человека закрываются, грех начинает утверждать, что мясо в плену египетском вожделеннее, чем свобода в пустыне и манна небесная от Господа. Грех способен полностью поразить и парализовать свободу человека. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34), – говорит евангелист Иоанн. И эта несвобода оказывается настолько сильна, что человек начинает служить своей страсти, как своему господину. Падение начинается с греховного неведения, следующая стадия – греховное лицемерие, когда человек знает, но всё равно грешит; далее следует стадия беспечности, а в конце концов – отчаяние, когда человек понимает, что он грешен и не верит в то, что Бог может его простить. Также грех поражает и наши эмоциональные качества, он подменяет настоящую радость мрачной иллюзией счастья от совершения запретного, срамного и постыдного. А что же ещё грех угрожает подменить в нашей жизни? В первую очередь – радость от чистой совести. Также он вытесняет радость общения с Богом, радость от совершения добрых дел и радость от страдания за правду. Грех лишает нас радости дружбы, потому что грешник всегда думает только о себе; грех лишает нас и семейной жизни, потому что он поражает радость от любви.
В ситуации тотальной поражённости грехом человек может впасть в состояния уныния и отчаяния, но мы не имеем права терять силы духа. Мы должны помнить, что мы не одни выходим против своего врага – греха. Святитель Иннокентий Херсонский называет грех первым, последним и коварным врагом: первым – потому что лишил нас сладости Рая, последним – потому что на Страшном суде может разлучить нас с Богом, а коварным – потому что использует не только наши недостатки, но и наши добродетели, внушая нам ложную мысль о нашем достоинстве. Однако в этой борьбе у нас есть и союзники – это наши святые, наши ангелы-хранители, и самое главное: «Вот, чадо, Христос невидимо стоит здесь, Сам принимая Твою исповедь; не стыдись, не бойся, и ничего не скрой от меня, и не уклоняясь, открой все, что ты согрешил и получишь прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Вот перед нами Его Крест, Евангелие и икона, я же только свидетель, чтобы засвидетельствовать пред Ним все, что ты скажешь мне; если же что скроешь от меня, то вдвойне согрешишь. Итак, будь внимателен, ибо Ты пришёл во врачебницу с тем, чтобы неисцелённым не уйти». Аминь.
Проповедь протоиерея Вячеслава Харинова, произнесённая после Литургии Преждеосвященных Даров в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в пятницу первой седмицы Великого поста, 15 марта 2019 года.