Педагогический аспект формирования коллекции музеев при духовных учебных заведениях
Кроме общих целей создания музеев (сохранение памятников истории и культуры и научное их изучение), единых для светских и церковных музеев, музеи при образовательных учреждениях имеют в числе основных педагогическую цель. Для каждого современного музея педагогическая составляющая имеет важное значение, но для учебных музеев таковое значение является приоритетным. В церковных музеях педагогическая составляющая имеет особое выражение, поскольку церковное искусство в ряду эстетического, исторического, культурного являет также и богословское значение, исходящее из самого понимания церковного искусства. Церковное искусство выражает вероучение Церкви, оно есть стремление в форме материальных предметов изобразить нематериальную составляющую. «Церковное искусство не просто иллюстрирует Священное Писание и историю Церкви, оно является органичным продолжением богослужения, в котором обряд — не только оформление молитвы, но и выражение переживания Церковью опыта вечности. Христианское искусство — след пребывания в мире Церкви и одна из форм ее свидетельства об истине Боговоплощения, о подлинности жизни во Христе семьи Его учеников, усыновленных в Нем Богу»[1]. Церковное искусство, в полной мере, является частью Священного Предания Церкви. Наиболее выразительный пример этого — икона, как «особая «жемчужина» в ряду образно-символической системы церковного искусства»[2]. Таким образом, церковные музеи служат цели передачи в наглядной форме церковного вероучения и православных нравственных принципов будущим поколениям, что придает им особое воспитательное и образовательное значение. Кроме таковой главной и общей цели учебный церковный музей имеет конкретно педагогические цели: способствует усвоению специальных предметов — церковной археологии, истории церковного искусства, исторической литургики, иконографии, истории Церкви. Для иконописания и развития иных современных видов церковного искусства (некоторых из них осваиваются в ряде духовных школ) такой музей имеет не только учебно-научный, но и прикладной интерес.Краткая история возникновения церковных учебных музеев в России
В конце XIX – начале XX века музей вообще стал мыслиться как учреждение, имеющее образовательную и воспитательную цель[3], в этом процессе свою роль сыграли русские религиозные философы. Например, Николай Федоров сравнивал музей с университетом. Чтобы музей не был мертвым, по его мнению, необходимо тесное единение его со школой. Н. Федоров называл музей «храмом предков», «школой сынов», чем особо подчеркивал образовательно-воспитательное значение музеев[4]. В отношении церковных музеев ситуация начала изменятся в конце XIX века. В марте 1868 года в Москве состоялся Первый археологический съезд, на котором профессор Федор Иванович Буслаев в своем докладе отметил важность изучения в духовных учебных заведениях церковной археологии и указал на необходимость наглядного ознакомления с произведениями церковного искусства в духовных школах, для чего нужно организовать церковные музеи[5]. Хранилищем церковных ценностей до этой поры являлись только ризницы и древлехранилища при монастырях и приходских храмах, за небольшим исключением — собрания церковных ценностей в музее при Академии художеств, в московском Публичном музее (Севастьяновское собрание) и в Художественно-промышленном музее в Москве[6]. Церковный учебный музей, в отличие от древлехранилищ и ризниц, должен был обладать определенными признаками: доступностью предмета для ближайшего рассмотрения, а также полнотой и систематичностью для иллюстрации лекционных материалов[7]. За образец церковного музея брались существующие в Европе собрания предметов церковного искусства, например, музей христианских древностей при берлинском университете, основанный Пипером[8]. Так началось образование церковных музеев при духовных школах.Церковно-археологический музей при Санкт-Петербургской духовной академии. 1879-1917 гг.
В конце XIX в. с целью повысить эффективность преподавания церковной археологии и литургики церковно-археологический музей был учрежден в Санкт-Петербургской духовной академии. Основателем и создателем академического музея стал выдающейся русский учёный профессор Санкт-Петербургской духовной академии, директор Императорского археологического института, доктор церковной истории Николай Васильевич Покровский (1848-1917), его имя хорошо известно специалистам в области церковной археологии. Н.В. Покровский сумел преобразовать церковную археологию из вспомогательной дисциплины в самостоятельную науку и в новый учебный предмет, отделив ее от литургики и расширив ее объем переходом к визуальному методу преподавания.[9] Будучи доцентом по кафедре церковной археологии и литургики Духовной академии, Н.В. Покровский в 1876 – 1877 году отправился за границу, чтобы ознакомиться с методиками преподавания археологической науки в западноевропейских университетах. Он побывал в Берлине, Страсбурге, Париже, Флоренции, Риме, Неаполе и Помпее, Мюнхене, Праге, Вене, он слушал лекции ведущих профессоров старейших учебных заведений, осматривал коллекции древностей и лично знакомился с археологическими памятниками[10]. «Здесь, — как пишет сам Николай Васильевич, — у меня созрела мысль об учреждении музея церковных древностей при Академии с целью успешного преподавания археологии»[11]. Совет Академии благосклонно отнесся к этой инициативе и 30 апреля 1879 года Святейший Синод принял решение об учреждении музея: «Церковно археологическая коллекция желательна и была бы весьма полезна и для успешного преподавания в Академии науки о церковных древностях, и для сохранения и ученой разработки древних памятников, имеющих отношение к древнехристианскому периоду истории и к истории Русской Церкви». В это время случилось обстоятельство, которое промыслительно способствовало скорейшей реализации планов по созданию музея древностей при академии. В Новгородской епархии за невостребованностью закрывался земский музей и его заведующий, протоиерей Николай Богословский обратился к ректору СПбДА протоиерею Иоанну Янышеву с письмом, в котором выражал готовность передать подходящие экспонаты в Духовные школы. Н.В. Покровский осмотрел Новгородский музей, отобрал около трёхсот предметов — памятников церковной старины Новгородской епархии, которые и стали первым фондом музея. В последующие годы экспозиция пополнялась благодаря дарам и пожертвованиям. Среди дарителей музея известны: митрополиты Санкт-Петербургские Исидор (Никольский), Палладий (Раев), Антоний (Вадковский). Знаменитый археолог, настоятель Данилова монастыря в Москве, архимандрит Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) передал из хранилищ обители около трёхсот древних икон. Свой вклад внесли знаменитый исследователь христианского Востока архимандрит Антонин (Капустин), граф С.Г. Строганов, а также преподаватели и студенты Академии, настоятели монастырей и храмов и другие жертвователи. В числе экспонатов встречались отдельные экземпляры, каких не было даже в наиболее богатых и значимых музеях. Наибольшей ценностью и полнотой отличался отдел литейных произведений (кресты, образки, складни); также замечателен был иконный отдел, особенно для XVII века. В целом лицо музея составили памятники XVII – XIX вв. К числу лучших из них принадлежали приобретенные в Москве двусторонние иконы – таблетки Триоди Постной и Цветной. Общее число предметов за тридцать лет работы музея (к 1909 году) составило более трёх тысяч единиц хранения. Музей превратился в крупнейшее в Петербурге хранилище памятников русской церковной старины[12].Судьба музея духовной академии после 1917 г. Музей в современное время
Последующая судьба музея была трагична. Музей вместе с Духовными школами был закрыт в 1918 году. Н.В. Покровский не дожил до этого дня, на посту заведующего в 1917 г. его сменил доцент кафедры церковной археологии академии Николай Владимирович Малицкий[13]. Коллекции музея некоторое время складировались, а затем неоднократно перераспределялись между музеями, следствием чего явилась практически полная потеря их местонахождения. Теперь удаётся лишь частично определить место хранения коллекции, например, часть её содержится в Государственном Русском музее: Вышеуказанные таблетки Триоди Постной и Цветной, иконы Богоматери «Смоленская», св. Димитрия Прилуцкого, Макария Унженского и Геннадия Костромского. Выявленные в Государственном Русском музее памятники были представлены на выставке «Памяти Н.В. Покровского. К 150-летию со дня рождения» (ноябрь 1998 г.)[14]. В 1946 г. произошло возрождение духовных школ в Ленинграде. В 1948 г. при академии был создан церковно-археологического кабинет. Кабинет имел небольшое количество экспонатов – 24 иконы, 11 Евангелий XVI — XVIII вв. с металлическими окладами и с чеканкой, антиминс 1700 г., а также репродуции, сделанные в учебных целях из альбомов Н.П. Кондакова «Лицевой иконописный подлинник», «Иконография Спасителя» и другие[15]. Кабинет описал заведующий библиотекой ЛДА, а с 1961 г. доцент кафедры церковной археологии Владимир Афанасьевич Некрасов[16]. История современного музея началась 29 декабря 1997 г., когда Учёным советом академии было принято решение об открытии музея церковной археологии. В январе 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил это начинание. Заведующим и душой музея стал преподаватель академии диакон Александр Мусин, ныне доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории материальной культуры. С 2000 по 2003 год на этой должности находился Сергей Васильевич Голубев (1947-2008 гг.), известный реставратор Русского музея, один из лучших специалистов в области иконографии, автор ряда научных работ. С.В. Голубев проводил уникальные работы по реставрации древнерусской живописи по впервые использованному им методу. После С.В. Голубева музей возглавлял игумен Дамиан (Залетов). С 2005 года до последнего времени заведующим музея являлся профессор Российской академии художеств и Санкт-Петербургской православной духовной академии, кандидат архитектуры, кандидат богословия, заведующий иконописным отделением СПбПДА игумен Александр (Федоров). Ныне музей не обладает ни одним из экспонатов дореволюционного музея, современные фонды представляют из себя предметы, бережно собранные в различных помещениях и службах Духовной академии, а также переданные в качестве дара Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром и другими архиереями Русской Православной Церкви, учёными и благотворителями. Музей находится в помещениях, служивших во второй половине XX века покоями ленинградских митрополитов, во время изгнания их из зданий Свято-Троицкой Александро-Невской лавры (конец 50 — начало 90-х гг.). Частью музея является храм Успения Пресвятой Богородицы – домовая церковь ленинградских архипастырей, основанная в 1970-х годах митрополитом Никодимом (Ротовым). Тогда же были выполнены росписи, обновленные в 1999 г. трудами петербургских художников. Коллекция музея разделяется на две части – предметы церковного искусства и предметы церковной истории. К первой части относятся: образцы материальной культуры раннехристианской эпохи (Херсонес), в том числе копии изображений из христианских катакомб, светильники, кувшинчики для масла, византийские монеты, в том числе, малая бронзовая монета Константина Великого с его изображением; русское церковное искусство представлено иконами XVIII — XIX веков, плащаницей XIX в., предметами медного литья, нательными и наперсными крестами (металл, кость, дерево), энколпионами, рукописными и старопечатными книгами, предметами древнерусского ювелирного искусства, надмогильными и поклонными крестами. Большой интерес представляет коллекция антиминсов (XVII — XIX вв.), вероятно, из богатого художественного собрания митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова). Самый ранний из антиминсов датирован 1667 годом, он освящён архиепископом Вологодским и Белозерским Симоном при царе Алексее Михайловиче. Есть также греко-католические (униатские) антиминсы. В коллекции имеются картины русских и европейских живописцев и другие предметы. Вторая часть коллекции музея состоит из предметов, относящихся к истории Санкт-Петербургских духовных школ, её ректоров, профессоров и выпускников (с конца XIX века до 1918 г., а также со времени возрождения академии и семинарии в 1946 г. по настоящее время). Ряд предметов в экспозиции и фондах принадлежал Ленинградским митрополитам, которые имели свою резиденцию в здании академии во второй половине ХХ века, в том числе знаменитым иерархам Русской Православной Церкви Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, митрополитам Никодиму (Ротову), Антонию (Мельникову) и Иоанну (Снычёву). Современный музей находится в состоянии создания своей концепции, многие предметы требуют атрибуции, а коллекции тщательной систематизации. Остается надеяться, что педагогическая составляющая деятельности академического музея примет свое естественное для музея при учебном заведении, значение, не уступающее бывшему в дореволюционное время.Использованная литература
- Александр (Федоров), игум. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб., 2007.
- Копировский А.М. Церковная археология как учебный предмет в духовной школе // Церковная археология. Вып. 4. М., 1998.
- Магдалинский Пл. Описание Церковно-археологического музея Санкт-Петербургской духовной академии. Б/м,б/г.
- Мансветов И. Об устройстве церковно-археологических музеев // Православное обозрение. 1872. №2.
- Мусин А.Е. Проект возрождения Церковно-Археологического музея (Музея Христианской Археологии) // Церковная археология. Вып.4. СПб.,1998.
- Некрасов В. Церковно-археологический кабинет в Ленинградской Духовной академии // ЖМП. 1952. №12.
- Пивоварова Н.В. Музей Санкт-Петербургской Духовной Академии: из истории спасения музейных коллекций // Судьбы музейных коллекций. Сб. СПб.,2001.
- Пивоварова Н.В. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии. Судьба коллекции // Судьбы музейных коллекций. Сб. СПб.,2000.
- Покровский Н. В. Краткий очерк ученой деятельности. СПб.,1909.
- Покровский Н.В. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб.,1909.
- Преемство. СПб Изд-во Князь-Владимирского собора, 2007.
- Федоров Н.Ф. Поучительный памятник (музей) // Собр. соч. в 4 т. / Сост. А.Г. Гачева, С.Г. Семенова. Т.3. М., 1995.
- Шляхтина Л.М., Мастеница Е.Н. Музейно-педагогическая мысль в России. Исторические очерки. СПб., 2006.
[1] Александр (Федоров), игум. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб., 2007. С. 15. [2] Александр (Федоров), игум. Указ.соч. С.19. [3] Шляхтина Л.М., Мастеница Е.Н. Музейно-педагогическая мысль в России. Исторические очерки. СПб., 2006. С. 20. [4] Федоров Н.Ф. Поучительный памятник (музей) // Собр.соч. в 4 т. / Сост. А.Г.Гачева, С.Г. Семенова. М., 1995. Т.3. С.123,159. [5] Мансветов И. Об устройстве церковно-археологических музеев // Православное обозрение. 1872. №2. С. 261. [6] Мансветов И. Указ.соч. С.263. [7] Мансветов И. Указ.соч. С.264. [8] Мансветов И. Указ.соч. С.266. [9] Копировский А.М. Церковная археология как учебный предмет в духовной школе // Церковная археология. Вып. 4. М., 1998.С.147. [10] Покровский Н. В. Краткий очерк ученой деятельности. СПб.,1909.С.7. [11] Покровский Н.В. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1879-1909.СПб.1909.С.2. [12] Покровский Н.В. Церковно-археологический музей… С.17-21. [13] Преемство. СПб. Изд. Князь-Владимирского собора, 2007. С.21. [14] Пивоварова Н.В. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской духовной академии. Судьба коллекции // Судьбы музейных коллекций. Сборник. СПб., 2000. С.72-76. [15] Некрасов В. Церковно-археологический кабинет в Ленинградской Духовной академии // ЖМП. 1952. №12. С.41-42. [16] Преемство. СПб. Изд. Князь-Владимирского собора, 2007. С.107.