Роман Катаев. Митрополит Иоанн (Снычев) как церковный историк. Ко дню памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)

Роман Катаев. Митрополит Иоанн (Снычев) как церковный историк. Ко дню памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)

2 ноября отмечается 24-я годовщина со дня преставления митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).

Среди прочих дней памяти Санкт-Петербургских духовных школ особое место занимает день 2 ноября, когда мы вспоминаем выпускника нашей духовной академии, замечательного иерарха Русской Православной Церкви — митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).

Роман Катаев. Митрополит Иоанн (Снычев) как церковный историк. Ко дню памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)

Замечательная особенность владыки Иоанна кроется в его личности, в его душевных качествах, которые не могли не оценить знавшие его люди. Ярким примером тому является тот факт, что за пятилетний срок своего пребывания на Санкт-Петербургской митрополичьей кафедре он сумел снискать к себе большую любовь и глубокое уважение самых разных слоев петербургского общества. Сегодня на Никольском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга могила митрополита Иоанна одна из самых почитаемых, возле нее в любое время дня можно увидеть посетителей, а при входе на кладбище администрацией установлен указатель к могиле владыки Иоанна.

Но, как ни парадоксально, архиерей, обладающий такими чертами характера, как человеческая простота, доступность для паствы, провинциальность (основное время своей жизни и служения владыка провел в Поволжских и Уральских епархиях), стал фигурой, вызывающей много различных недоумений и толков.

«Выдающаяся личность вызывает подчас гипертрофированное отношение у своих адептов, склонных создавать тот образ, который дорог им», — так характеризует митрополита Иоанна профессор СПбПДА протоиерей Георгий Митрофанов в своем интервью на 15-летие со дня кончины митрополита. Часто негативный образ, создаваемый определенной общественной средой, основывается на печатных изданиях митрополита Иоанна, особенно на тех, которые были опубликованы после его смерти.

При этом мало внимания уделяется тем научно-историческим трудам, которые являлись реальной областью интересов и исследований митрополита и за которые владыка был удостоен степени доктора церковной истории.

Будущий митрополит после окончания Саратовской духовной семинарии (1951 г.) поступил в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1955 году со степенью кандидата богословия за курсовое сочинение «Духовно-нравственный облик русского архиерея по каталогам русских святителей, чтимых Русской Православной Церковью с XI по XVI века (до патриаршества)».

Роман Катаев. Митрополит Иоанн (Снычев) как церковный историк. Ко дню памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)

Магистерская диссертация митрополита Иоанна была издана только в 1993 г. в г. Сортавале. В предисловии к изданию, написанном в 1992 г., митрополит отмечает, что форма подачи материала и тон комментариев в работе полностью зависели от условий церковной жизни во времена богоборческих властей, когда о многом нельзя было писать. В этом издании владыка намеренно оставил первоначальный текст без изменений, «…искушенный читатель, — пишет он, — сумеет многое прочесть между строк, а сам труд этот пусть останется своеобразным памятником эпохи, отражая все ее противоречия».

С этого времени у иеромонаха Иоанна обнаруживается интерес к русской церковной истории. В 1955-1956 годах о. Иоанна (Снычева) оставляют профессорским стипендиатом по кафедре сектоведения духовной академии, с 1956 г. он преподает гомилетику и практическое руководство для пастырей в Минской духовной семинарии, в 1959 г. он является преподавателем и помощником инспектора Саратовской духовной семинарии. Несмотря на другие области преподавания, о.Иоанн не оставляет занятия историей. В это время он становится помощником архиепископа Куйбышевского и Сызранского Мануила (Лемешевского), собирателя богатейшего исторического архива о советском периоде истории Русской Православной Церкви. Взяв за основу материалы архива митрополита Мануила, викарий Куйбышевской епархии епископ Иоанн (Снычев) в 1966 г. в Московской духовной академии защищает магистерскую диссертацию «Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия – григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история».

Роман Катаев. Митрополит Иоанн (Снычев) как церковный историк. Ко дню памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)

Епископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев) с архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Феодосием (Погорским). г.Уфа. Первая половина 70-х гг. ХХ века.

В 80-е годы владыка Иоанн, уже давно оставивший под бременем архипастырских епархиальных забот свою церковную научно-педагогическую деятельность, приезжал в Духовную академию читать лекции по теме своей магистерской диссертации. Протоиерей Георгий Митрофанов вспоминает: «Тот поразительный материал, который он сумел собрать, во многом опираясь на архив своего духовного отца владыки Мануила (Лемешевского) и который был положен в основу его магистерской диссертации, конечно, произвел очень сильное впечатление. Тогда владыка говорил на тему, которую не принято было обсуждать в нашей церковной среде и даже на лекциях по истории Русской Православной Церкви. Он говорил об иосифлянах, сторонниках митрополита Иосифа (Петровых), об их критике митрополита Сергия (Страгородского). Он говорил о митрополитах Агафангеле (Преображенском), Кирилле (Смирнове), возглавлявших движение непоминающих. Все это звучало ново даже для меня, только что начавшего читать курс по истории Русской Православной Церкви, хотя я и был знаком с его магистерской диссертацией, которую он писал в сложных советских условиях, когда нельзя было делать каких-то радикальных выводов, четких заключений».

Роман Катаев. Митрополит Иоанн (Снычев) как церковный историк. Ко дню памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)

Слева направо сидят: протоиерей Владимир Сорокин, митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), епископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев), протоиерей Михаил Сперанский. За кафедрой – архиепископ Вологодский и Великоустюжский Михаил (Чуб).Актовый зал ЛДА. 1973 г.

В 1988 г. архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн удостоен степени доктора церковной истории за совокупность богословских и церковно-исторических трудов и за прочтение в Ленинградской духовной академии курса из 4-х лекций по истории Русской Православной Церкви 1920-х годов.

К истоическим сочинениям митрополита Иоанна следует отнести биографический очерк о митрополите Мануиле (Лемешевском), изданный в Петербурге в 1993 году и ряд других сочинений. Под редакцией митрополита Иоанна в 1994 г. вышли «Очерки истории Санкт-Петербургской епархии».

Таков путь митрополита Иоанна (Снычева) как церковного историка. Остается надеяться, что время смоет все ложные наветы с репутации владыки и предоставит возможность исследователям говорить о нем объективно.


Опубликовано 02.11.2019 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter