Ближайшие ученики Господа нашего Иисуса Христа в Писании названы Апостолами. Это греческое слово означает «посланники», люди, которых сам Спаситель направил в мир, чтобы «научить все народы» спасительной вере. Сам Господь говорит о цели, с которой Он направляет Апостолов к людям: «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными. (Деян.26:18)».
Апостолы проповедовали, прежде всего, покаяние и прощение грехов — Бог, через Иисуса Христа и Его крестную жертву, предлагает всем людям прощение грехов и новую жизнь. Слово Божие говорит, что физическая смерть для христианина — это возвращение в Дом Отца, тот «дом нерукотворенный, вечный. (2Кор.5:1)», который приготовил для нас Бог. Однако спасение относится не только к посмертию; это реальность, в которую христианин входит, покаянием и верой, уже сейчас. Эта реальность означает новое отношение к Богу, к жизни, к людям, к самому себе. Жизнь во Христе не означает чудесного избавления от земных скорбей — напротив, «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. (Деян.14:22)», но эта жизнь совершенно изменяет отношение к скорбям.
Когда мы живем без веры, даже вполне благополучная жизнь в итоге оказывается бессмысленной. И богача, который жил в роскоши, и бедняка, который с трудом сводил концы с концами, ждет старость и смерть. «Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит. Какая же польза ему, что он трудился на ветер? А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде. (Еккл.5:14-16)» Безверие не видит в конце жизненного туннеля ничего, кроме тупика; для христианин там сияет свет, который озаряет всю его жизнь.
У христианской жизни есть направление и цель; Бог ведет нас к вечной радости, и Он обратит все обстоятельства нашей жизни — в том числе горькие и мучительные — к нашему спасению. Жизненный путь и христианина, и неверующего может быть очень трудным; но путь верующего ведет к вечной жизни, и все его трудности — это трудности по дороге в рай.
Выйдя на проповедь, Апостолы сразу же столкнулись с неприятием и гонениями; многие из них были казнены, и практически все — пережили тюремное заключение. Сам Господь Иисус был заключенным, подвергся суду, выслушал приговор и был казнен, и многие Апостолы повторили Его путь. Почему это так? Будда умер от старости, окруженный учениками; Муххамед также скончался своей смертью, будучи в зените своего военного и политического могущества; и только Господь и Его Апостолы приняли гонения, заключение и смерть. Это отражает очень важную особенность Евангелия — то, что замечательный православный проповедник митрополит Сурожский Антоний называл «солидарностью» Бога с людьми. Евангелие обращено к узникам — и об этом говорят одни из первых слов, которые Господь произносит, выходя на проповедь: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу (Лук.4:18)». В Иисусе Христе Бог не просто становится человеком — Он становится осужденным, заключенным, и распятым человеком. В Причте о Страшном Суде Господь отождествляет себя, в том числе, и с заключенными: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. (Матф.25:34-37)» Христос полностью разделяет страдание и унижение человека — чтобы всякий человек смог разделить Его славу в жизни будущего века. Следуя за Господом, Апостолы терпели гонения, и, в частности, тюрьму. Книга Деяний Апостольских, написанная Евангелистом Лукой, рассказывает о тюремном заключении святых Апостолов Петра, Павла, Силуана, многих, не названных по именам христиан.
Вот что книга Деяний рассказывает об одном из заключений Святого Апостола Павла. Язычники, раздраженные проповедью Евангелия, «дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал [в темницу] и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи [мои]! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. (Деян.16:23-32)»
Апостолы, не совершив никаких преступлений, были избиты, закованы и брошены в зловонную темную яму — именно так выглядели античные темницы. Будущее их было неясным. Наверное, естественно было бы переживать глубокое потрясение, отчаяние, ярость, гнев — но Павел и Сила «молясь, воспевали Бога». Они знали нечто такое, что позволяло им радоваться в самых невыносимых условиях; они знали Бога, они были уверены в вечной жизни. Было неизвестно, будут ли они избавлены из этой темницы, или нет; но они знали, где завершится их путь — в Царстве Божием. Бог совершает чудо, и у Апостолов появляется возможность бежать. Но они не делают этого, мы видим их отношение к темничному стражу. Был ли этот стражник их другом? Нет.
Был ли он хотя бы добр к ним? Как раз наоборот, мы читаем, что он «он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду». Многие из нас на месте Павла и Силы не испытывали бы к нему ничего, кроме отвращения и ненависти. Это был жестокий человек, часть еще более жестокой системы, он хотел совершить самоубийство из страха перед наказанием. Казалось бы — туда ему и дорога, но Апостолы так не считали. «Не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь»; для жертв это очень странное отношение к мучителю и палачу. Но Апостолы не видели себя жертвами; они видели себя посланниками — и видели в своем пребывании в тюрьме часть возложенной на них миссии. Бог сделал так, чтобы они оказались здесь — и сделал это не потому, что хотел наказать их, но потому, что они доверил им очень важное дело, в частности, послужить спасению темничного стража. С ними действительно обошлись очень несправедливо — но вместо того, чтобы предаваться обиде и гневу, они думали о том, как помочь другим людям — в том числе, своим обидчикам — о том, чтобы спасти других и для земной жизни, и для вечности.
Это, однако, далеко не единственное заключение святого Апостола Павла. В Послании к Коринфянам он рассказывает о трудах, которые он понес, и преследованиях, которым он подвергался: «в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; (2Кор.11:23-25)». Часть своих посланий — послания к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, к Филимону и Второе Послание к Тимофею — Апостол пишет из-под стражи. Однако Апостол не рассматривает себя как жертву обстоятельств или людской злобы: его жизнь подчинена его миссии. Как говорит он сам, «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. (Деян.20:24)». Причем его проповедь обращена к тем самым людям, которые его преследуют и истязают; он не хочет, чтобы они пострадали. Напротив, его самое горячее желание — чтобы они уверовали и спаслись.
Человек может оказаться в тюрьме по своей вине или по чужой, на относительно недолгое время или на всю оставшуюся жизнь — но в любом случае у Апостолов есть для него и послание, и пример того, как можно относиться к заключению. Когда человек приходит ко Христу с покаянием и верой, он обретает прощение всех своих прежних грехов; прошлое осталось в прошлом и больше не определяет его жизнь. Сам Апостол Павел до своего обращения был жестоким гонителем Церкви; это не помешало ему стать благовестником. Евангелие может превратить человека из жертвы своего или чуждого греха в посланника, в человека, которому Бог доверил очень важную миссию.