Ваше Преосвященство, Преосвященнейший владыка Ефрем!
Дорогие участники Таисиинских чтений!
Сегодня, в дни празднования памяти одной из великих подвижниц земли русской, известной миру как игумения Таисия, обширному изучению наследия которой мы сегодня посвящаем эти несколько дней, особенно актуально обратить внимание на введение предмета «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах Российской Федерации.
Следует отметить, что культура, которую в продолжение веков собирала Церковь на территории сначала Московской Руси, а потом и Российской Империи, является неотъемлемой частью жизни каждого образованного человека, а духовное и нравственное воспитание становится в наше время во главу педагогического процесса.
Православная Церковь, значение которой для нашего общества в свете последних событий все возрастает, была и есть в России основной духовной силой, созидающей нравственность народа, несмотря на попытки дискредитировать ее в глазах как российского, так и зарубежного обывателя.
Православие и его духовно-нравственная культура объединило народы России в единую нацию, по слову апостола Павла, в общество «где нет ни Еллина, ни Иудея,.., ни варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Послание к Колоссянам 3:11). Церковь в Российской Империи создала истинно-византийское общество, где и татарин и русский были едины во Христе, являя собой единый культурно-религиозный этнос.
Общество, разделенное межэтническими распрями, не способно противостоять внешней агрессии, проявлениям антикультурной, во многом западной модели общества бездуховности и толерантности двойных стандартов.
Понимать великое наследие мировой и российской культуры – цель курса ОПК. Не воспитание религиозных фанатиков, на чем пытаются спекулировать многие антирелигиозно настроенные социальные группы, но воспитание достойных детей своей Родины, знающих свои исторические и духовные корни. Человек, не владеющий своей историей, не несущий в себе нравственного стержня, подобен пустому сосуду, который может быть наполнен антирелигиозной и даже антигосударственной информацией.
Человек должен быть знаком с духовной традицией. Не вызывает сомнений, что школьники прошедшие курс ОПК, будут способны в полноте воспринимать окружающую их культуру. Художественное, архитектурное, кинематографическое, наше великое литературное наследие откроются для этих детей совершенно иными красками, откроются Евангельскими истинами.
Не секрет, что преподавание в современных общеобразовательных учреждениях до наших дней носит оттенок антирелигиозный, атеистический. Школьники, обделенные львиной долей родной культуры, не способны до конца понять произведений Ф.М. Достоевского и А.С. Пушкина, осознать глубину духовной жизни многих российских и зарубежных писателей, изучая их биографии лишь поверхностно. Личность педагога открывается для нас не с точки зрения просто учителя, но как высокого профессионала, способного стать для школьников другом и наставником. Педагога, способного вырастить трудолюбивое, талантливое и высокоморальное общество.
Исследуя дореволюционный опыт преподавания в школах Российской Империи, нельзя не упомянуть об одной из великих, но недооцененной нашими современниками, школе Сергея Александровича Рачинского (1833–1902), одного из образованнейших людей своего времени, профессора, получившего блистательное образование в лучших университетах Европы. Опыт его школы как нельзя лучше иллюстрирует ценность духовно-нравственного воспитания в школе.
В конце 60-х годов XIX века Рачинский организовывает уникальные сельские школы во многих деревнях своего имения Татево, находящагося ныне в Тверской области.
Именно здесь, в Татево, он создает и успешно применяет на практике свою национально-религиозную педагогическую концепцию, и уже в 1883 году К.П. Победоносцев пишет императору Александру III об успехах С.А. Рачинского: «Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян, сидевших во тьме кромешной, стал поистине благодетелем целой местности, основал и ведет, с помощью 4-х священников, пять народных школ, которые представляют теперь образец для всей земли»[1].
Одним из самых известных трудов С.А. Рачинского является его книга «Заметки о сельских школах», которая вышла в свет в том же 1883 году. Она была издана задолго до издания самих правил о церковно-приходских школах Российской Империи.
В своей книге Рачинский акцентирует внимание на необходимости создания единой национальной русской школы, основной задачей которой должно быть развитие и расширение не столько «умственного горизонта», но главное — «духовного кругозора» российской сельской молодежи. По его мнению, именно Православие способно помочь народу достигнуть нравственного идеала, который делает русский народ народом христианским, народом непобедимым.
Является знаковым и то, что С.А. Рачинский осознавал педагогическую задачу нравственного и духовного самосовершенствования педагога и лично стремился к этому. В своем письме к К.П. Победоносцеву он говорит о необходимости «завоевать себе право читать Евангелие детям, не краснея»[2].
Плодом работы этого великого ученого стали свыше 20-ти начальных школ, четыре из которых он полностью содержал сам. Следует обратить внимание на то, что образовательный процесс в этих школах проходил на протяжении всего года. В школе Рачинского преподавался полный спектр образовательных дисциплин. Дети изучали историю, географию, геометрию, черчение, детский хор школы Рачинского пел на богослужениях в местных храмах на 12 голосов, чего нет ныне и в столичных городах.
Школьники знакомились с литературными трудами Гомера, Шекспира, А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, семейной хроникой Аксакова, произведениями Л.Н. Толстого, и, подчеркнем, все это в сельской местности, а не в городе.
Такое образование выгодно отличало учеников школы от жителей деревень, и об этом говорит сам С.А. Рачинский:
«Прежде всего, он (ученик) отличается от своих безграмотных односельчан более правильной русской речью. Отличие это немаловажное…
Во-вторых, он приобрел способность писать письма и при должном указании те деловые бумаги, которые бывает нужно писать в крестьянском быту…
В целом, в результате учения у крестьянского юноши формируется «духовная жажда»[3].
Сельская школа, по мнению Рачинского, должна быть неразрывно связана с Церковью, только при этом условии может быть осуществлена задача умственного, нравственного и духовного воспитания молодежи в сельской школе. Но важно также, по его мнению, уважение к народным традициям и к русской культуре. Нельзя, говорит С.А. Рачинский, «порывать связь с прошлым», которое есть основа национальной памяти, позволяющая нам «плодотворно работать для будущего»[4].
Идеи Рачинского во многом перекликаются с образовательными работами Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, который так говорит о современной ему школе: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе»[5],- эти слова великого русского писателя как нельзя лучше иллюстрируют современное состояние наших школ.
О выдающихся успехах образовательной программы говорят выпускники школы, получившие национально-религиозное, умственное, духовное и нравственное воспитание. Уже в то время эти школы стали формировать кадры для российского педагогического и духовного сословий. Учителя и священники, получившие образование в этой школе, знающие крестьянскую жизнь не понаслышке, могли способствовать преодолению разрыва в русском обществе. Разрыв, о котором говорит Ф.М. Достоевский, есть разрыв образованной интеллигенции столичных городов с простым народом, разрыв, который во многом существует и поныне, несмотря на общность современной нам системы среднего образования.
14 мая 1899 г. Николай II писал в Высочайшем рескрипте на имя Сергея Рачинского:
«Школы, вами основанные и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай».
Выпускниками школы С.А. Рачинского были многие известные ученые и художники[6]:
- выдающийся русский художник Богданов-Бельский Николай Петрович (1868—1945), бывший учеником в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре;
- Богданов И. Л. — доктор медицинских наук, член-корреспондент Академии Медицинских Наук СССР;
- протоиерей Васильев Александр Петрович (1868-1918) — духовник царской семьи;
- Синев Николай Михайлович (1906-1991) – профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, заместитель главного конструктора по танкостроению, заместитель председателя государственного комитета СССР по использованию атомной энергии.
Это лишь малая часть достижений школы С.А.Рачинского. Его опыт педагогической деятельности сплотил вокруг себя многих ученых мирового масштаба. П.И.Чайковский, Л.Н.Толстой, В. Розанов общались с ним лично и вели активную переписку. Но многое из его достижений ныне утрачено, поэтому изучение педагогического опыта С.А. Рачинского остается актуальным и своевременным, особенно в свете возвращения духовно-нравственного воспитания молодого поколения в школы.
Предмет ОПК, как и преподавание в школе С.А. Рачинского, основывается на духовных, психологических и мировоззренческих основах личности, поэтому преподаватель православной культуры должен быть на практике с ней знаком. Для достижения этой цели Отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии и Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере подготовки преподавателей курса ОПК.
Не является секретом, что внедрение курса ОПК в Санкт-Петербургской епархии было во многом сорвано из-за многочисленных нарушений, суть которых была отражена в докладе председателя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии епископа Гатчинского Амвросия на собрании Санкт-Петербургской епархиальной коллегии по религиозному образованию и катехизации: «В процессе подготовки к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) в школах Санкт-Петербурга руководством школ допускались нарушения права родителей на свободный выбор модуля, результатом чего стал низкий процент выбора модуля именно «Основ православной культуры» в Санкт-Петербурге. Важно помнить, что участие религиозных конфессий, в том числе Православной Церкви, в процессе подготовки к введению данного курса и в дальнейшем курировании процесса преподавания в сотрудничестве со светской образовательной системой предусмотрено законодательством и нормативными документами Министерства образования и является одним из условий этого государственного проекта»,- сказал в частности архиерей. Родители были дезинформированы и во многом введены в заблуждение недобросовестными представителями системы образования, представившими курс «Светской этики» в более выгодном свете.
Следует подчеркнуть, что создание условий, препятствующих внедрению курса ОПК, является незаконным, а соблюдение правил внедрения курса ОРКиСЭ должно контролироваться не только со стороны церковной администрации, но и со стороны государственных структур образования. Соблюдение законности в этом вопросе должно быть приоритетом, прежде всего для государства.
Согласно Конституции России, Церковь отделена от государства, но общество и народ не может быть отделены от Церкви, и в настоящее время наша страна поистине нуждается в ее многовековом опыте, который основан именно на симфонии государства и Церкви, вместе воздвигнувших Россию.
Стоит ли говорить, что Церковь стала инициатором в деле духовно-нравственного просвещения в славянских народах. Возвращение к традициям, прерванным антирелигиозной советской властью и органами образования Советского Союза в частности, является органичным развитием нашего государства.
Вспомним о тех вехах, которые были бы невозможны без Церкви:
- «Славяно-греко-латинская академия» — первое в Московской Руси высшее учебное заведение основали православные учителя братья Лихуды;
- одной из первых печатных книг, появившихся на нашей земле, стала книга Церкви – Острожская Библия;
- Церковь стала инициатором развития традиционной русской иконописи, архитектуры, музыки, литературы.
Не будет преувеличением сказать, что Церковь поистине открыла Руси дверь в образованный мир, сделала ее наследницей Византийской культуры.
Современная Церковь, после десятилетий гонений, снова пробуждается для того, чтобы дать очередной стимул, как и было ранее, на протяжении веков, к развитию нашей с вами Родины, наследницы той Святой Руси, что была во времена князей и преподобных.
Современный мир — и в Европе, и на Востоке, и в Америке — дает нам пример того, во что превращается общество, не знакомое со своей историей, с духовностью. Нашу страну окружают народы, способные предавать свою веру, превращать свои храмы в спортзалы и книжные магазины. Общество, где гомосексуализм и иные извращения ставятся выше благословенного Богом здорового деторождения. Нас окружает сообщество стран, где прокатываются волны молодежных протестов, парадов нетрадиционной сексуальной ориентации и т.д. Все это ведет к тому, что якобы «по-христиански» воспитанные молодые люди Европы и Америки, с нарушенной системой духовно-нравственных ценностей, не способны создавать крепкие и полноценные семьи, что в конечном итоге приведет к вырождению нации, дегенерации потомства, а в дальнейшей перспективе к полной исламизации Европы.
В противовес такой, казалось бы апокалиптичной, картине можно привести, как это ни удивительно, семьи наших старообрядцев, проживающих в отдаленных восточных регионах России. Их силе духа, высоте морали и крепости семей следует лишь поучиться, ведь они смогли противостоять атеистической советской системе и явить нам сегодня деревни со множеством дворов, со здоровыми детьми и непьющими жителями. Их замкнутая система жизни, подобно инкубатору, сохранила для нас пример исторически-сложившегося традиционного русского социума.
В заключение хочется напомнить о великой ответственности, лежащей на наших педагогах и священниках, ответственности, доверенной им Церковью и государством. Нам, всем вместе, предстоит направить молодежь России на пусть познания истины и Православия. Нам предстоит показать, что в России можно быть православным, что вера наших дедов не является возвращением в темное средневековье, атавизмом модернизованного мира. Нам предстоит показать, что курс ОПК является не просто чередой уроков по изучению религии, но показать всем скептически настроенным слоям общества, что этот курс направлен на то, чтобы научить детей беречь историю и культуру нашей страны, в которой мы с вами живем, в которой будут жить наши дети. Курс ОПК и преподаватели должны привить детям понимание того, что Православие, культура и история России являются одним целым. Осознание этого факта молодежью способно поднять духовность и нравственность народа, а вместе с этим способствовать фундаментальному развитию и укреплению единства России.
Доклад студента 3 курса бакалавриата Санкт-Петербургской православной духовной академии Сергея Мороко на VI Таисиинских чтениях, г. Боровичи Новгородской обл., 18-19 октября 2012 года.
[1] Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. С. 356–357.
[2] Стеклов М. Е. Школьный апостол (С. А. Рачинский) // Педагогика. М., 1998. № 2. С. 65.
[3] Рачинский С. А. Сельская школа. С. 14
[4] Рачинский С. А. Absit omen. М., 1901. С. 31
[5] Константинов Н.А. , Медынский Е.Н. , Шабаева М.Ф. История педагогики.- М., 1982 .
[6] Соловьёв И. С. А. Рачинский. Татевская школа: Док. очерки / Худож. В. М. Веселов; Фот. В. Н. Крылова. — Тверь: Твер. обл. кн.-журн. изд-во: Твер. обл. тип., 2002. — 160 с.