Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Каждый день церковного календаря предлагает нам память какого-либо святого. Читаем мы житие святого – знакомимся с его личностью, узнаем о его жизни многие подробности, иногда от юности до самой праведной кончины. Мы берем пример от жизни святых. Подражать жизни святых, конечно, трудно, но еще труднее подражать жизни ангелов. Ведь наше знание об ангелах отличается от знания жизни святых. Как мы, земные и обложенные плотью, можем брать пример у небесных и подражать бестелесным? Возможно ли такое?
Церковный опыт дает положительный ответ на этот вопрос. В Священном Писании мы находим много мест, где человек сравнивается с ангелами.
Мудрость ветхозаветных царей уподобляется мудрости ангельской (2 Цар 14:17). В Деяниях апостолов мы читаем, что лицо Стефана на синедрионе было, как лицо ангела, так что все изумлялись (Деян 6:15). И жизнь будущего века подобна жизни ангельской: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мар 12:25).
Кто подобен ангелам?
Ангелам подобны преподобные. «Радуйся, земный ангеле и небесный человече», — поем мы в службе преподобным отцам. Мы называем их «ангелов собеседниками» и саму жизнь их приравниваем к жизни ангелов: «ангельскому житию поревновал еси…».
Кто подобен ангелам?
Ревностное стремление мучеников к горнему, жажда мучений за Христа подобны горячности, пламенности и быстроте, какую имеют ангелы.
То, что принадлежит святым, часто воспринимается нами за нечто недостижимое. Нам кажется, что это не для нас, не наш путь и мы далеки от того мира, который называется горним или ангельским. Неужели только тем, чьи имена находятся в святцах, надлежит именоваться «ангелами»?
И паки вопросим: кто подобен ангелам?
Ангелам подобен человек. Всякий человек! Мы – обремененные житейскими заботами люди призваны к ангельской жизни нашим Творцом. «Что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс 8:5-6). Христианство дает по-настоящему возвышенный образ человека. В христианстве человек – это личность, персона, созданная по образу Бога. По своему достоинству человек стоит не ниже ангелов. Через него земное вступает в связь с Божественным, и единая благодатная сила Божия проходит во всю тварь.
В своем «Слове на Богоявление» святитель Григорий Богослов так говорит о достоинстве человека: «Созидает, [Господь], человека… как бы некоторый второй мир – в малом великий; поставляет на земле иного ангела, зрителя видимой твари, таинника твари умозрительной, царя над тем, что на земле, подчиненного горнему царству, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцательного, ангела, который занимает середину между величием и низостью, один и тот же есть дух и плоть – дух ради благодати, плоть же ради превозношения, дух, чтобы пребывать и прославлять Благодетеля, плоть, чтобы страдать, и страдая припоминать и поучаться, сколько ущедрен он величием; творит живое существо… достигающее обожения».
Обожение – вот чего удостаивается человек, уподобляясь ангелам. В особенности это знание относится к большей части из нас, готовящихся к принятию сана священника. Ведь пастырь не только сам должен стать подобным Христу, но и других приводить к обожению.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский задает вопрос: Кто есть священник? И сам отвечает на него: «Священник есть — Ангел Божий».
Ангел, потому что предстоит и служит Богу: «Священник должен стоять с ангелами, славословить с архангелами, священнодействовать со Христом, воссозидать создание, восстановлять образ Божий, творить для горнего мира», — говорит святитель Григорий Богослов.
Предстоя на молитве дома, на богослужении в храме, а особенно участвуя в Евхаристии, мы должны помнить, что тогда нам сослужат ангелы, тогда земное соединяется с небесным, тогда «Ныне силы Небесные с нами невидимо служат».
Святой Иоанн Златоуст, стараясь дать своим слушателям понятие о величии священнослужителя, в частности, в момент совершения Евхаристии, писал: «Священнослужение совершается на земле, но по чинопоследованию небесному, и весьма справедливо, ибо ни человек, ни ангел, ни архангел, ни какая другая сотворенная сила, но Сам Утешитель его установил, и людей, еще облеченных плотью, соделал представителями ангельского служения… они приняли (от Бога) власть такую, какой Бог не дал ни ангелам, ни архангелам».
Будем помнить эти страшные и одновременно великие слова Писания, святых отцов, возвеличивающих достоинство человека. Будем носить в своем сердце ангельскую чистоту. Настоящий праздник есть напоминание каждому из нас о своем великом предназначении, о сопричастности нашей Собору Архангелов и всех горних чинов, а значит, о сопричастии Богу. Аминь.
Проповедь магистранта II курса церковно-практического отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Сергея Забавнова, произнесенная 20 ноября 2012 года на всенощном бдении в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.