Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы слышали отрывок из Книги пророка Исаии, где повествуется о Суде Божьем. Пророк возвещает грядущий Суд – День Господа Саваофа. И Суд этот связан, прежде всего, с нарушением богоизбранным израильским народом нравственного закона. Пророк Исайя – пророк беды. Он – мститель за поруганную святость Господню, он очищающая совесть своего народа.
Пророческое слово Исаии показывает время царствования нечестивых царей как эпоху сугубого отступничества от Бога, за которое Иудее предстоит неминуемый Суд Божий. Здесь можно провести сравнение с такими критическими событиями Священной истории, как потоп, гибель Содома и Гоморры, Египта, Ханаана. Все эти события – Суд Божий, который вершится тогда, когда мера нечестия превосходит предел. И в царствование Манассии мера беззаконий Иудеи переполнилась, за что суд Божий оказался неотвратимым.
Разъясняя, в чем будет состоять суд и унижение Иудейского царства, пророк делает акцент на грехах иудейских правителей, ведь из-за них люди оказались на краю гибели. Как говорил святитель Василий Великий, виноваты будут старейшины и предводители, которые не занимаются виноградом, они не просвещают его учением и примером своей жизни.
Страшные слова «вы опустошили виноградник» (Ис 3:14) могут быть применимы и к нам самим. Мы пользовались плодами Божия виноградника, вместо того, чтобы, сохранить этот виноград для хозяина, как ответственные за него и пекущиеся о нем люди.
Божий Суд происходит в каждый момент нашей жизни – она вся для него как один миг. Для Бога отсутствуют такие понятия как прошлое или будущее, для Него все заключается в одном понятии: сейчас. И поэтому внутренняя оценка и суд самих себя происходят в каждый осознанный момент нашей жизни. Суд Божий не находится во времени, это не длительный процесс, где присутствуют прокуроры и адвокаты, где проходят слушания. Суд Божий актуален как реальность вне времени и вне пространства.
Как говорил святитель Василий Великий: «Не нужно думать, что понадобится много времени для того, чтобы каждый увидел свои дела и себя. И последствия Суда Божьего предстанут уму в мгновение ока невообразимой силой. Это все живо отразится в душе, как в зеркале, и там человек увидит все сделанное им».
Трудно не грешить. И Бог это понимает, но Гласом пророка Он, упрекает свой народ в том, что они даже и не пытались жить иначе, напротив, прилагали все усилия, чтобы быть как все остальные, чтобы все было «как у людей». Они открыто грешили «по-содомски», не только ничего не стесняясь, но гордясь тем, что делали.
И тогда вневременный Суд Божий становится последним, когда мы грешим и гордимся нашим грехом, вместо того, чтобы раскаяться. И если это последнее слово, которое может сказать человек Богу, то чего Ему еще ждать? В этот момент Суд становится действительно последним, а приговор – страшным. Апостол Петр говорит, что: «Праведник с трудом спасется то, как же это сделают нечестивый и грешный?». Как найти себе оправдание?
Но как ни в одной другой книге Ветхого Завета у пророка Исаии мы видим такое проявление Божьей благодати. В его пророчестве мы находим, осуждение народа, но затем и благословение, спасение народа. Поэтому можно заключить, что суть этого пророчества в том, что по благодати Божией нам даруется спасение, и мы должны приложить все свои усилия, чтобы стать способными принять эту спасающую Божественную благодать, и чтобы время великого поста стало временем духовной весны в нашем сердце. Аминь.
Проповедь студента 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской Духовной Академии чтеца Сергея Шкурко, произнесенная в академическом храме Двенадцати апостолов за Литургией Преждеосвященных Даров 18 марта 2016 года.