Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня мы с вами услышим Евангельский текст, в котором говорится о том, что одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и увидели там Его, и поклонились Ему. “И, приблизившись, Иисус сказал им: дана мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века”. (Мф 28:18-20).
Поручение Спасителя в этом тексте содержит в себе указание на богослужение как цель и результат проповеди. Это как бы увенчание всего Евангелия. Проповедование не обладает самоцелью, но ведет к богослужению и следует для него. Христос повелевает апостолам учить новопосвященных соблюдать все, что Он заповедовал. Среди этих заповедей – совершение Евхаристии – «… сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). Уверовавший во Христа, наставленный в вере, воскресает со Христом для обновленной жизни в Таинстве Крещения, он становится христианином – помазанником Духа в Таинстве Миропомазания. Итак, необходимо идти и научить все народы, чтобы сделать их участниками литургической жизни церкви.
Свидетельство церкви миру – свидетельство о единении в вере, надежде и любви. Церковь вбирает в себя всех. Мы присоединяемся, чтобы быть даром друг для друга. Это единство осуществляется в Евхаристии, в Ней мы соединяемся с Богом и друг с другом. Единство с Богом побуждает человека быть единым с братьями. «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит» (1 Ин 4:20). Чтобы достичь единства, надо приложить усилия. Это духовное усилие – преодолевать свой эгоизм и учиться любить другого человека. “По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собой”, – говорит Господь (Ин.13:35). С этим у всех христиан большие проблемы. Проповедовать Христа многие могут, но вот быть едиными друг с другом, чтобы сказать: придите и посмотрите, как мы живем. Этого не имеет почти никто. Цель проповеди должна быть направлена не на то, чтобы одного человека открыть Богу, но чтобы привести его в общину братьев и сестер. Необходимо приложить усилия для достижения единственно важной цели, чтобы человек мог найти живого Бога в церкви. Многие люди, пришедшие в храм, не находят церковь. Мы позвали человека, но куда? Придя в храм, он видит равнодушие, сплетни. В какую церковь мы их зовем? Кто их примет?
Очень часто мы призываем человека в никуда. Человек приходит в храм, но при этом не приобретает нового круга общения, остается потерянным, одиноким. Христианин не может противостоять в одиночку силам зла. Поэтому мы причащаемся не для себя, но для того, чтобы нести в мир Христа. Хотя литургия совершается церковью и в церкви, но не является внутренним делом церкви. Она совершается для того, чтобы через церковь, через христиан был спасен мир в нас, нами, через нас. Благодаря вкушению Воскресшего Христа, мы в этом мире должны сеять семена Божественной любви, добра, милосердия, сострадания.
Часто люди причащаются, а любви не прибавляется. Почему Божественная любовь не может зацепиться за сердце человека? Потому что нет общения, потому что причащаются отдельные личности, но не церковь как община любви. Есть только толпы случайных людей, каждый из которых причащается для себя и за себя. Когда мы вкушаем Тело и Кровь Христа вместе, мы даем Богу возможность излить свою любовь на нас. И этой любовью необходимо поделиться с другими людьми. Поэтому миссия невозможна вне личного общения, вне сострадательной любви, вне диалога. Это означает, что если в самой церкви нет личностных связей и почти никогда нет взаимного общения любви, то миссия, как дар Божественной любви, невозможна. Миссии нет, потому что мы недостойно причащаемся, потому что мы не любим друг друга. Ведь часто мы, называя себя христианами, относимся друг к другу с завистью, с презрением или просто с равнодушием. Какое приобретение нам от поста, молитвы, бдения, когда нет в нас мира и любви, поэтому Божественная любовь не наполняет сердца причастников.
Однажды, когда преподобный Макарий Великий молился, к нему был голос, который говорил: “Макарий! Ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие вместе в ближайшем городе”. Получив такое откровение, преподобный пошел в тот город. Найдя там дом, где жили эти женщины, Макарий постучался в дверь. Тотчас одна из тех женщин вышла на стук и, увидев преподобного, с великою радостью приняла его в свой дом. Призвав к себе обеих женщин, преподобный спросил их, какие добрые дела они делают. Женщины ответили, что не знают за собой никаких добродетелей. Но преподобный настаивал, чтобы они рассказали ему образ своей жизни. Тогда, убежденные им, женщины сказали: “Мы не были родственницами между собою прежде, но потом мы вышли замуж за двух родных братьев, и вот уже пятнадцать лет мы живем все вместе, в одном доме; во все время своей совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собою, но до настоящего времени прожили в мире и согласии”.
Так будем, дорогие отцы, братья и сестры, и мы жить в мире, согласии и любви между собою, и тогда эта любовь, наполняя нас, будет изливаться на всех людей, которые окружают нас в нашей жизни, а это есть самая лучшая проповедь веры Христовой. Аминь!