Петербургское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры
Не многим известно, что нынешнее здание Центральной публичной библиотеки имени В.В. Маяковского в Санкт-Петербурге на Фонтанке некогда являлось одним из главных мест в городе, посвященных преподобному Сергию Радонежскому, – подворьем Троице-Сергиевой Лавры. В своё время подворье было крупнейшим центром богословского образования в стране, здесь преподавали выдающиеся профессора Петроградского университета, а также закрытой Духовной Академии. Однако кровавые события 20-х годов ХХ века никому не оставили шансов.
Одно из главных мест поклонения преподобному Сергию Радонежскому в Петербурге находилось в самом центре города – на набережной реки Фонтанки, вблизи Невского проспекта. В соответствие с указом Петра I, по которому все главные монастыри страны должны были иметь в новой столице свои подворья, в 1721 году в Санкт-Петербурге появилось первое деревянное подворье Троице-Сергиевой Лавры на берегу реки Ждановки, на городской стороне, а вскоре и каменное – на набережной Невы у 15-й линии Васильевского острова. В 1733 году настоятель Лавры и духовник императрицы Анны Иоанновны архимандрит Варлаам (Высоцкий) получил от казны расположенный на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки деревянный дом контр-адмирала Дуффуса, куда перенёс с набережной Ждановки лаврское подворье. После постройки в 1750–1753 годах на этом участке каменного здания, в ноябре 1754 года для монахов была освящена походная церковь Казанской иконы Божией Матери, принадлежавшая ранее Кабардинскому полку. В 1771 году эту церковь разобрали и взамен ее в перестроенном восточном флигеле освятили 1 октября 1772 года церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.
В конце XVIII века часть обширного участка подворья перешла во владение князей Белосельских-Белозерских, для которых архитектор Ф.И. Демерцов в 1800 году построил дворец на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки, перестроенный в 1846 году А.И. Штакеншнейдером и связанный в начале XX века с именем св. новомученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. В 1831 году церковь преподобного Сергия Радонежского была расширена приделом по проекту И. Шарлеманя; при этом был устроен новый иконостас, несколько икон для которого написал А.Г. Венецианов. Обновленный храм освятили 7 апреля 1831 года; в нём хранилась чтимая икона с частицей мощей Преподобного, перед которой по понедельникам служили акафист.
В начале XIX века в левой части главного здания подворья была устроена вторая церковь – Пресвятой Троицы. В 1857–1858 годах это здание получило новый фасад с разноцветными золочеными наличниками в древнерусском стиле по проекту А.М. Горностаева. В 1870–1872 годах С.В. Садовников, использовав замысел предшественника, надстроил здание, возвёл купол над церковным залом и устроил на нижнем этаже часовню. Одновременно он заново отделал интерьер церкви, поставив в ней великолепный мраморный иконостас. 12 февраля 1873 года наместник Лавры митрополит Московский Иннокентий освятил этот храм во имя Пресвятой Троицы. Церковь славилась старинными иконами, многие из которых имели богатые оклады. В 1905–1906 годах она была отремонтирована и вновь расписана. В предреволюционные годы в храме пел прекрасный хор под управлением регента К.А. Маркевича. В митрополичьих покоях подворья останавливались во время приездов в Петербург все московские архиереи, в том числе святой митрополит Филарет (Дроздов).
После выбора в октябре 1917 года Святейшим Патриархом Московским и всея России святителя Тихона лаврское подворье стали также называть патриаршим. Именно здесь проживал Патриарх во время своего единственного приезда в Петроград в конце мая – начале июня 1918 года. В соответствии с требованиями советской власти в январе 1919 года при храме подворья была образована приходская община, которая избрала церковный совет, заключивший 19 января договор с представителями райисполкома о взятии помещения храма и церковной утвари в бессрочное и бесплатное пользование. Члены приходского совета должны были лично отвечать за сохранность имущества – когда 13 мая 1921 года из церкви похитили два больших серебряных позолоченных креста и три напрестольных Евангелия, они выплатили стоимость похищенного.
В начале 1921 года настоятелем подворья был назначен известный церковный деятель священномученик архимандрит Сергий (в миру Василий Павлович Шеин). Он родился 30 декабря 1870 года в деревне Колпна Новосильского уезда Тульской губернии, в 1893 году окончил Училище правоведения в Петербурге и в 1912 – начале 1917 года являлся депутатом IV Государственной Думы, а в августе 1917 – сентябре 1918 года – членом и секретарем проходившего в Москве Всероссийского Поместного Собора. 12 сентября 1920 года В.П. Шеин принял монашеский постриг с именем Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского, затем вскоре был возведен в Москве в сан иеромонаха и архимандрита. Будущий Патриарх, а тогда епископ Ямбургский Алексий (Симанский) 27 апреля 1921 года написал своему духовнику митрополиту Арсению (Стадницкому), что «по слухам, исходящим от Патриарха» Тихона, архимандрит Сергий «только временно переводится в Петроград, скоро предстоит его хиротония и назначение на место митрополита Крутицкого».
Но судьба архимандрита сложилась иначе. На общеприходском собрании 9 июня 1921 года архимандрит Сергий был избран председателем нового состава церковного совета из 25 человек, среди членов которого были насельники подворья иеромонахи Иоаким (Истомин), Феофилант (Недосолов) и священник Иоанн Вениаминов, а также бывший доцент Московской Духовной Академии, профессор Петроградского Богословского института Федор Константинович Андреев, позднее принявший сан протоиерея и ставший идеологом иосифлянского движения. Поселился отец Сергий в здании подворья на набережной Фонтанки, 44.
К этому времени подворье стало крупнейшим центром богословского образования в стране. Еще в октябре 1919 года гражданская власть, утвердив ходатайство представителей приходских общин, предоставила в распоряжение создаваемого вместо закрытой Петроградской Духовной Академии Богословского института бывшие митрополичьи покои Троицкого подворья (23 октября центральный жилищный отдел выделил для института третий этаж д. 44 по наб. Фонтанки). Здесь Богословский институт и открылся 16 апреля 1920 года. Чрезвычайно сильным был состав его преподавателей: ректор – будущий Ленинградский митрополит Григорий (Чуков); профессора закрытой Духовной Академии – А.И. Бриллиантов, Н.Н. Глубоковский, И.А. Карабинов, протоиерей В.М. Верюжский; профессора Петроградского университета – академик Б.А. Тураев, Л.П. Карсавин, Д.И. Абрамович, И.М. Гревс, М.Д. Приселков и другие. В декабре 1920 года в здание подворья переехало и Петроградское Богословско-пастырское училище. Большое внимание этим учебным заведениям уделял священномученик митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). Так, 27 мая 1921 года епископ Алексий (Симанский) написал духовнику, что был на акте в Богословском институте, а сначала служил Литургию с митрополитом Вениамином и епископом Кронштадтским Венедиктом «с огромным количеством сослужащих» в церкви Троицкого подворья.
К началу 1922 года институт имел в своём составе около 30 преподавателей и более 150 студентов, а училище – 9 наставников и свыше 50 слушателей. В то время это были ведущие духовные учебные заведения в стране, в число их преподавателей приглашали известных ученых из других городов, например, отца Павла Флоренского из Москвы.
Трагические события 1922 года – кампания по изъятию церковных ценностей, массовые репрессии духовенства и обновленческий раскол – стали переломными в истории подворья. 22 апреля специальная комиссия наметила к изъятию из его храма 10 серебряных позолоченных предметов общим весом около 18 фунтов, но приходской совет обязался в пятидневный срок выкупить эти ценности, и действительно в указанный срок внес серебряный лом требуемого веса.
Таким образом, ценности временно остались в храме. Хотя никаких эксцессов при этом не было, настоятель подворья архимандрит Сергий был 31 мая 1922 года арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей и 5 июля приговорен Петроградским губревтрибуналом вместе с митрополитом Вениамином и другими новомучениками к смертной казни. 13 августа отец Сергий, владыка Вениамин, профессор Петроградского университета Юрий Новицкий и юрисконсульт Александро-Невской Лавры Иоанн Кочуров были расстреляны и похоронены на территории Ржевского артиллерийского полигона на северо-восточной окраине города. В 1992 году их причислили к лику святых.
5 июня 1922 года в здании Троицкого подворья состоялось пастырское собрание духовенства Петрограда, которое единогласно приняло резолюцию: просить советскую власть об освобождении на поруки всего духовенства города митрополита Вениамина, но это не помогло. Вскоре церковную власть в стране при поддержке ГПУ захватили обновленцы. В «северной столице» они встретили самое сильное сопротивление со стороны возникшей в августе 1922 года так называемой «Петроградской автокефалии», в состав которой вошла и община Троицкого подворья. Новым (и последним) её настоятелем после расстрела архимандрита Сергия стал игумен Софроний.
В феврале–марте 1923 года Петроградская автокефалия была разгромлена, а её руководители арестованы и осуждены. Это предопределило и закрытие церкви Троицкого подворья, состоявшееся в апреле, хотя официальное решение Президиум Петроградского губисполкома принял только 7 июля 1923 года: «Принимая во внимание, что церковь б. Троицкого подворья является домовой церковью и составляет одно целое с жилыми помещениями – утвердить постановление Центрального райисполкома о её закрытии и обязать губернский отдел управления срочно её ликвидировать, передав помещение в Губоткомхоз».
Под угрозой захвата обновленцами и в связи с нехваткой денежных средств Совет Богословского института 2 мая 1923 года принял решение о самоликвидации, а Богословско-пастырское училище сумело отстоять себя от обновленцев и переехало после закрытия института и подворья в помещение Русско-Эстонской церкви.
Главные святыни Троицкого подворья – ковчег с частицами мощей и чтимый образ преподобного Сергия Радонежского 30 апреля 1923 года передали в Знаменскую церковь у Московского вокзала. Передача произошла «исключительно по желанию и просьбам прихожан Знаменской церкви, которые и ранее ходили на поклонение этих святынь в Троице-Сергиево подворье». Верующим удалось добиться разрешения на перенос ковчега и иконы со стороны Петроградского Управления научных и художественных учреждений, на учёте которого святыни находились. 11 июля 1923 года на общеприходском собрании Знаменской церкви было отвергнуто предложение Епархиального Управления передать ковчег и икону в Сергиевский собор на Литейный проспект.
Перед самым началом Великой Отечественной войны Знаменская церковь была закрыта и в мае 1941 года взорвана. К сожалению, дальнейшая судьба святынь Троицкого подворья неизвестна. Другая церковная утварь и мебель подворья были изъяты 18 июня 1923 года и по акту переданы в кладовую хозяйственной части исполкома Центрального района города.
Здание подворья долгое время использовалось под жилье, в 1930-х годах его переделали с ликвидацией купола над церковным залом, а в конце 1970-х годов окончательно перестроили для Центральной городской библиотеки им. В.В. Маяковского с уничтожением внешней отделки. В 1993 году в ходе реставрационных работ фасаду был возвращен прежний облик. Ещё в 1990 году образовалась община, которая долгое время пыталась вернуть здание подворья епархии. С конца 1990-х годов на часть своих прежних помещений стала претендовать Троице-Сергиева Лавра, в разгоревшейся борьбе с библиотекой ей пока удалось получить лишь одно помещение.