Братие! Сегодня вы услышите повествование блаженного евангелиста о таинстве (sacramentum) Рождества Господа. “Рождество – говорит (Евангелие) – Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее” (Мф 1:18-19) .
Каким образом он был справедлив, если полагал, что благоразумно не спорить о зачатии своей невесты, не разыскивать причины смущения подозреваемой, не доказывать доброе имя своей супруги и (ничего) не расследовать?
“Он хотел тайно отпустить ее”. На первый взгляд, это свойственно человеку скорее любящему, чем справедливому – но по человеческому суждению, не Божественному. У Бога нет благочестия без справедливости, ни справедливости без благочестия. В небесным смысле (coelesti sensu) справедливость не существует без великодушия, ни великодушие без справедливости. Будучи разделенными, эти добродетели исчезают. Нелицеприятность без доброты – бессердечие, справедливость без милосердия – жестокость.
Воистину, поэтому, был Иосиф справедливым, потому что он был любящим. Он питал свою любовь, и был чужд жестокосердия. Удержал свои чувства, и сохранил справедливость. Отложил месть, и избежал преступления. Удержался от того, чтобы быть обвинителем, и сам избежал осуждения.
Его святая душа, потрясенная неведомым обстоятельством, была в смятении. Его Жена стояла беременная, хотя и Дева. Она стояла непраздная, но не потерявшая целомудрия [1]. Она стояла в заботе за свою беременность, но не в страхе за свою невинность. Она была одета как мать, но не отлучена от чести девства. Что должен был делать ее муж в таком случае? Должен был обвинить ее в грехе? Но он сам был свидетелем ее невиновности. Должен был огласить ее вину? Но он сам хранитель ее чистоты. Должен был подвергнуть наказанию за неверность? Но он сам защитник ее целомудрия. Что он должен был делать в этих обстоятельствах? Он помыслил отпустить ее, поскольку не смог бы открыть то, что случилось, ни держать это в тайне. Он помыслил отпустить ее и поведал это Богу, поскольку не мог поведать ничего людям. И мы также, братия, когда что-то беспокоит нас, или какая-то видимость обманывает нас, или внешний вид скрывает от нас внутреннюю суть обстоятельств, будем сдержаны в суждении. Отложим наказание, воздержимся от осуждения, и поведаем все Богу. В противном случае, когда мы, возможно, напрасно подвергнем наказанию невиновного, мы навлечем на себя осуждение. Господь говорит: «Каким судом судите, таким будете судимы” (Мф 7:1.). Но, если мы будем хранить молчание, Господь непременно скажет во всеуслышание. Ангел ответит, который воспрепятствовал Иосифу оставить невинную Деву, сказав: “Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их«.
“Иосиф, сын Давидов!” Смотрите, братия, что в одном лице именуется народ. Смотрите, весь род показывается одним человеком. Смотрите, все поколения потомства Давида призваны в лице Иосифа.
“Иосиф, сын Давидов!” Родившийся в двадцать восьмом поколении (ср. Мф 1:6.), как он был бы назван сыном Давида, если бы здесь не раскрывалась тайна народа, не исполнялись обетования, и небесное зачатие девического рождения не было бы запечатлено во плоти?
«Иосиф, сын Давидов!» Этот же глас произнес обетование Бога Отца Давиду: » Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем.» (Пс 131:11). В этой песни он славит то, что исполнится: » И сказал Господь Господу моему: Седи одесную Меня” (Пс 109:1).
«От плода чрева твоего«. Истинно, Плоти от плоти твоей, истинно от утробы, потому что небесный Гость (hospes), Житель небес, так сошел в пристанище утробы, словно не повредив ограждения тела. Он покинул обитель утробы так, как если бы девственные врата не открывались, и то, о чем поется в Песни Песней исполнилось: «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник” (Песн 4:12).
«Иосиф, сын Давидов!» Жених увещевается не бояться обстоятельств своей невесты. Истинно любящий более боится, когда страдает вместе с кем-то еще.
«Иосиф, сын Давидов!» С другой стороны, когда потревожен разум, ты можешь не понимать этой тайны.
“Иосиф, сын Давида, не бойся!” То, что ты видишь в ней – добродетель, а не преступление. Это не человеческое падение, а Божественное снисхождение. Это награда, а не вина. Это – распространение неба, а не изъян тела. Это не измена человека, а тайна Судии. Здесь торжество защитника (palmacognitoris), а не наказание подсудимого (suppliciipoena) [2]. Здесь не тайное деяние человека, а сокровище Божие. Здесь причина не смерти, но жизни. Поэтому не бойся, ибо Та, которая приносит жизнь не заслуживает умерщвления.
«Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять к Марию, жену твою!» Таков Божественный закон (ср. Быт 29:21) – называть невесту женой. Поэтому, так же, как она – мать, но сохранила девство, также она называется женой, пребывая невинной.
«Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять к Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого.» Пусть придут и слушают те, кто допытываются, Кто есть Тот, Которого носила Мария.
«Рождаемое от Нее есть от Духа Святого«. Да придут и слышат те, кто стремится затемнить ясность латинского языка вихрем греческого, и кощунственно называет ее «άνθρωποτόκον» (человекородицей) и «Χριστοτόκον» (Христородицей), чтобы похитить ее именование «Θεοτόκον» (Богородица) .
«Рождаемое от Нее есть от Духа Святого«. Тот, Кто рожден от Святого Духа, есть Дух (Ин 3:6), потому что Бог есть Дух. Итак, зачем ты допытываешься, Кто Этот Рожденный от Духа Святого? Ибо Сам Бог отвечает тебе, что Он – Бог, как Иоанн увещевает тебя, когда говорит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог …. И Слово стало Плотью, и обитало с нами. И мы видели славу Его» (Ин 1:1-14) ? Иоанн зрит славу Его, видит и оскорбление неверием.
“Рождаемое от Нее есть от Духа Святого «; «И мы видели славу Его”. К кому это слово “его» относится? К Тому, который родился от Духа Святого, к Тому, Кто, как «Слово стал плотью, и обитал с нами«.
«Рождаемое от Нее есть от Духа Святого«. Она зачала, как Дева, но от Духа. Как Дева рождает, пророчествует Исаия: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7:14; Мф 1:24) . Он есть Бог для нас, для них (т.е. еретиков) Он – Человек. И Писание говорит: «Проклят человек, который надеется на человека» (Иер 17:05). Да слышат это те, кто вопрошает: “Кто Он, родившийся от Марии”? .
«Родишь Сына,» говорит ангел «и наречешь Ему имя Иисус» (Лк 1:31). Почему Иисус? Апостол говорит: » Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп 2:10). И ты, лукавый следователь (cognitor), ты теперь спрашиваешь, кто такой Иисус? “И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. (Флп 2:11). Ты все еще спрашиваешь, кто такой Иисус?
«Ты родишь Cына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих”. Не чужих людей Он спасает. От чего Он спасает их? “От грехов их«. Если ты, о невернейший, не веришь христианам, когда они говорят, что Тот, кто прощает грехи, есть Бог, поверь, по крайней мере иудеям, когда они говорят: «Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Ин 10:33), и » Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?” (Мк 2:7). Те, кто не верил, что Он – Тот, Кто прощает грехи, отрицали, что Он есть Бог. Вы верите, что Он прощает грехи, но стыдитесь признать, что Он есть Бог? Слово стало Плотью, для того, чтобы человеческая плоть могла быть вознесена в Божию славу, а не для того, чтобы Бог во плоти сносил унижение. Как говорит апостол: «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. » (1 Кор 6:17). И как же Бог не соединяется с человеком, когда Бог – един? Человеческие законы аннулируют все спорные вопросы по прошествии тридцати лет; почему же Христос же является причиной для споров уже около пятисот лет после Своего рождества? Почему пререкаются о Его происхождении, исследуют обстоятельства? О еретик! Перестань судить твоего Судию, и поклонись Ему как Богу Небесному, Тому Богу, Которому волхвы поклонились на земле (Мф 2:11).
Перевод протодиакона Константина Марковича
// PL. t. 52 col. 588-591
Справка
Свт. Петр Хрисолог – (ок. 380-450) – отец Западной Церкви и один из величайших латинских проповедников и церковных ораторов.
О жизни св. Петра известно немного. В 433 г. Он был избран на архиепископскую кафедру г. Равенны, города, где в то время располагалась резиденция императоров Западной империи. Он был другом и последователем св. Льва Великого, поддерживавшим его в борьбе против евтихианства. Сохранилось послание св. Петра Евтихию, в котором он увещевает его следовать учению св. Льва.
Гомилетическое наследие св. Петра имело такое же значение для Древней Западной Церкви, как наследие его современника – св. Иоанна Златоуста – для Восточной. В отличие от гомилий Златоуста – слова (sermones) св. Петра кратки по объему. Однако все они являются глубокомысленными по содержанию и совершенными форме. Он говорит лаконичными, отточеными фразами, буквально врезающимися в память. Его речь ритмична, почти музыкальна. Он часто говорит в рифму. Поэтому в IX в. Св. Петру было усвоено именование Хрисолог (Златословесный).
[1] Дословно: Plena pignore, sed non vacua pudore. Последняя фраза допускает двойственный перевод -“не потерявшая целомудрия, девической чести” или “не свободная от упрека, от стыда”. Первый вариант в данном случае более уместен по смыслу.
[2] Дословный смысл этой фразы: Победа судебного стряпчего, или поверенного, в суде, добившегося отмены наказания для своего подзащитного.