Сегодня святая Церковь предлагает нам вспомнить важное событие в истории человечества. О важности вспоминаемого свидетельствует тот факт, что ему посвящён весь круг воскресного богослужения. Это событие – изгнание праотца Адама из рая.
Если внимательно отнестись к словам богослужения, то можно обнаружить, что причиной этого изгнания, по словам, вкладываемым в уста Адама, является пристрастие к пище и тщеславие. Не удивительно, поэтому, что Церковь предлагает вспомнить это событие накануне наступления Великого поста.
Однако, остаётся вопрос. Каким образом связаны эти два порока? Что общего у любви к качественной, хорошей пище и самомнением? Неужели каждому из нас, «отягощённому» огромным интеллектуальным багажом и долгой практикой церковной жизни не ясно что одно и другое не имеют никакой связи?
Чтобы прояснить для себя эти вопросы хотелось бы обратиться к читавшемуся сегодня отрывку из Евангелия от Матфея. И хотя в нём нет ни слова об Адаме, он удивительным образом связывает тему пищи и тщеславия. Это не совсем очевидно для нас, людей, которые сформированы современной культурой и ее ценностями. Слова Евангелия, погружённые в глубину культуры своего времени, во многом созерцательного и интуитивного очень трудно поддаются нашему осовремененному сознанию, отягощённому необходимостью посредничества разума, стремящегося преодолеть и созерцание, и интуицию. Попытаемся «перевести» язык Евангелия на язык наших сегодняшних реалий.
Комментируя начало этого евангельского чтения, святитель Иоанн Златоуст очень точно определяет тему, которую выделяет сегодняшний отрывок – привязанность к тленному. А какая причина побуждает человека привязываться к земному, чувственному, мимолётному? Ответ лежит на поверхности – желание наслаждений, удовольствия, комфорта и тому подобные вещи. Всё это создаёт в сознании человека устойчивый образ фундаментальности и основательности земной жизни, которая даёт насладиться человеку различными благами, испить полную чашу удовольствий. И речь идёт не о тех, кто обладает огромными материальными ресурсами для наслаждения различными удовольствиями, а о каждом из нас, стоящем здесь и сейчас в этом храме, на этом богослужении.
А способов получить удовольствие для каждого из нас немало: интернет, алкоголь, хорошая пища и многое другое. Всё перечисленное может нести и благо. Но кто же думает о благе, когда это всё можно использовать для наслаждения? Всё это создаёт для нас такое представление о подлинной реальности нашего земного, чувственного существования, что слова Евангелия о нереальности всего этого просто не звучат в наших сердцах. Так же, как не звучит в сердце ребёнка угроза получить удар током, если малыш ещё не испытал этого в своей жизни.
Однако, евангельские слова точны и справедливы. Ведь за беспокойные наслаждения приходится платить так дорого: все они вредны. Как у злодеев, даже не пойманных с поличным, и после совершения ими преступления не проходит чувство тревоги, так и после нечистых наслаждений надолго остается чувство раскаяния. В них нет ни прочности, ни стабильности: даже те, что не вредят, тоже мимолетны, а значит требуют возвращения к себе, обрекая своего поклонника не нескончаемый бег по кругу: долгое накопление ресурсов для получения удовольствия и, наконец, само быстропротекающее удовольствие. О какой же фундаментальности чувственной и земной реальности можно говорить?
Эту же мысль выражает святитель Иоанн Златоуст: «Немалый для тебя вред будет заключаться в том, что ты будешь прилеплен к земному, будешь рабом вместо свободного, отпадешь от небесного, не в состоянии будешь помыслить о горнем, а только о деньгах, о процентах, о долгах, о прибытках и гнусных корчемствах».
Чтобы преодолеть плен земной, чувственной реальности, Господь наш Иисус Христос даёт нам мудрое наставление: стремиться вести жизнь так, чтобы главным в ней были внутреннее достоинство и совершенство человека. Ведь для того, чтобы любить не нужно никаких труднодоступных ресурсов. Чтобы смириться перед волей Божьей не требуется огромный денежный запас. Путь, который показывает нам Господь может дать человеку счастье сам по себе.
Бог хочет, чтобы привычная нам чувственная, земная реальность стала как бы прозрачна для нас. Прозрачна настолько, чтобы за ней можно было увидеть Бога. Именно это даст нам возможность видеть действия Бога в своей жизни и легче принимать их, идти по пути, на который Он нам указывает. Как сказал авва Исайя: «Возненавидь все в мире, и спокойствие телесное: ибо это сделало тебя врагом Бога».
Естественно, пища – это ключевая категория жизни человека. Само поддержание жизни связано с приёмом пищи. От частоты этого процесса он становится мучительно-неприятным, требующим разнообразия и яркости ощущений. В результате, пища привязывает человека к материальному сильнее многих менее важных, но более ярких впечатлений. Поэтому, преодоление желаний, связанных с пищей, очень важно. Удовлетворение потребности человека в пище связано с самим ощущением важности жизни, а так как пища материальна, то жизнь начинает ощущаться как материальная в своей природе. Выходит, что преодоление чувственного и земного начинается с преодоления отношения к пище. А венцом этого пути к прозрачности реальности является видение Бога и покорность Его воле. Поэтому Адам сетует на два порока: пристрастие к пище и тщеславие. Он не смог видеть мимолётность чувственного и стал рабом мимолётного и, как следствие, воспротивился воле Бога.
Теперь становится понятно, почему пост для человека не может быть поводом гордиться собой. Также нельзя считать себя нормальным христианином время от времени нарушая течение постного времени непозволительной пищей. Пост – это попытка сделать свою материальную природу недоступной для грубой чувственности и через это приблизиться к Богу. Невозможно гордиться тем, что мы приближаемся к Богу. И так же нельзя без вреда для своего внутреннего развития переступить через установления Церкви о посте. Поэтому в сегодняшнем евангельском чтении Господь критикует лицемеров, и привязанных к телесному.
Так пусть же в период предстоящего поста Господь даст каждому из нас в меру наших сил вырваться за рамки материального путём воздержания в пище, для того, чтобы стать ближе к Нему и более покорными Его воле.
Проповедь студента II курса Бибилейско-богословского отделения магистратуры Санкт-Петербургской Духовной Академии священника Евгения Мельникова, произнесенная за Божественной литургией в Неделю Сыропустную 13 марта 2016 г. в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.