Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Праздник Святой Троицы, отмечаемый нами сегодня, стоит в череде самых важных христианских праздников наряду с Рождеством Христовым и Пасхой. Господь наш Иисус Христос пришел в мир, принял на себя грехи его, взошел на Крест, Воскрес, Вознесся, воссел одесную Бога Отца и низпослал Святого Духа Утешителя ученикам своим, тем самым утвердив Церковь. Духом Святым весь мир живет, здравствует и укрепляется.
Еще в Ветхозветные времена люди почитали праздник начала лета, первого урожая тепла и солнца. Они приносили в храм первые плоды, зеленые ветви и цветы. Однако мудрейшие из народа иудейского понимали, что следует чтить не природу за ее благодеяния, а Бога — истинного Творца всего сущего. И этот праздник наполнился новым великим содержание. В этот день воспоминалось событие, перевернувшее историю иудейского народа, а затем и всего мира. Воспоминалось событие, когда на горе Синай Бог избрал иудейский народ Своим народом и дал ему заповеди — моральные установки, соблюдая которые человек мог надеяться на то, что жизнь его будет благоденственна и мирна. Люди получили заповеди Божии, они узнали Бога, однако они не могли исполнять их.
Оказалось, что на первый взгляд десять простых максим невозможно исполнить человеку без помощи Божией. И пророки горестно восклицали: нет праведного ни одного перед Господом, все грешны (ср. Пс. 13:3, Еккл. 7:20). А позже святой апостол Павел скажет: «Господи, я знаю закон добра, но почему-то делаю зло, я знаю, что такое зло, и не хотел бы его делать, но всегда получается, что именно его я и делаю» (ср. Рим. 7:18-23). И вот в день новозаветной Пятидесятницы Господь дарует Святого Духа, Божественная сила и энергия которого помогает человеку исполнять заповеди Божии и творить Его волю. Ученики Господа, прошедшие с Ним Его земное поприще, слышавшие Его слово и видевшие чудеса, видевшие Воскресение и Вознесение Господа, слышавшие Его повеление пойти и научить всех и крестить, почему-то не выполняют этой возложенной на них миссии. Они, знающие живого Бога, закрываются в иерусалимской горнице, прячась от мнимого врага, они дрожат от страха, чувствуя, что если они выйдут к людям, их так же могут убить, как и их Божественного Учителя. Однако происходит еще одно событие – Дух Божий снисходит на апостолов, как говорит дееписатель, подобно огненным языкам (ср. Деян. 2:3). Этот огонь воспламеняет верой сердца апостолов. И вот они совершают то, о чем еще минуту они даже не могли помыслить, они выходят на проповедь, выходят к толпе людей, настроенной явно не доброжелательно. И мы видим,что эта проповедь — не заискивание перед людьми, это суровая пламенная речь апостола Петра, которая привлекает не одну тысячу людей.
Подходит к концу очередной учебный год в нашей Духовной школе и для многих из нас он является крайним. Впереди проповедь в мире, настроенном недоброжелательно. Может показаться действительно страшным выйти из санитарных условий духовной школы в мятущийся мир и нести Слово Божие, однако стоит помнить, что в каждом из нас присутствует огонь веры, мы все испытали свою личную Пятидесятницу, когда решили посвятить свою жизнь служению Богу. В нас разгорелся огонь, в нашем сердце есть горючее для того, чтобы огонь горел. Однако как любой огонь имеет свойство покрываться золой и гаснуть, так и наша внутренняя вера может угасать, поэтому мы должны сдувать эту золу, сдувать для того, чтобы наше пламя горело. Ведь как мы можем возжигать сердца людей верой, если наш огонь не горит? Как сказал апостол Иоанн Богослов, непрерывно возгревайте дары Духа. То есть мы должны сдуть золу с нашего сердца, чтобы оно могло светить и гореть. И если же мы положим все свое сердце, всю свою волю к тому, чтобы осуществлять то, к чему нас призывает Господь, а именно продолжить дело святых Апостолов: идти учить, крестя «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф 28:19); если мы положимся всем сердцем на Святого Духа, горящего в нас, то наша проповедь будет не проповедью боящихся мира, а проповедью тех, кто идет воспламенить сердца людей верой в Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Проповедь магистранта II курса библейского отделения академии Владимира Зегнуна, произнесенная в академическом храме на Божественной литургии в праздник Святой Пятидесятницы.