В песнопениях сегодняшнего дня много говорится, что Усекновение было промыслительным событием, состоявшимся для того, чтобы величайший из пророков, печать пророков даже в аду благовестил пришествие явившегося во плоти Бога.
Все ветхозаветные пророки, сходившие после смерти в ад, в «шеол», рассказывали находящимся там душам о приходе Спасителя. Тридцать лет назад, до вспоминаемых событий, святой праведный Симеон Богоприимец сообщил им, что Мессия уже родился, сам Симеон Его видел и даже держал Его на руках. Иоанн Предтеча известил о том, что Агнец Божий, вземлющий грехи мира, вот-вот придет и избавит их, ибо Он уже начал Свое служение.
Если рассматривать события, непосредственно связанные с гибелью Пророка и Предтечи, в историческом контексте, то это была вереница безрассудных поступков. По восточным обычаям, женщин вообще не допускали на пиршества, ведь из евангельского текста мы знаем, что Иродиады там не было. Царевна Саломея пляшет перед подвыпившими мужчинами в полупрозрачных одеждах, что могли делать только рабыни. Ирод клянется за такой танец отдать ей полцарства, если та пожелает. Иродиада, в свою очередь, просит на блюде голову ненавистного ей Иоанна, обличителя ее прелюбодейства. Его смерть была для нее самым желанным подарком. Все эти безумства, в конечном счете и привели к такому печальному событию.
У Оригена есть предание, что Иисус Христос и Иоанн Креститель, как близкие родственники, внешне были очень похожи. Тогда становится понятным страх Ирода, который подумал, что Иисус – это Иоанн, которого тот обезглавил. Однако, при всей своей нравственной распущенности, Ирод знал, что Иоанн – человек непростой, он пророк и праведный. Возможно, он берег Крестителя от фарисеев, старейшин и священников, которых тот тоже обличал. Ирод любил слушать Иоанна, однако, не сумел отказаться от греха. Часто мы тоже заключаем такие сделки с совестью, и пытаемся загладить своим внешним благочестием и церковностью свои грехи.
В истории Церкви мы видим немало примеров того, как святые обличали царей, вышестоящих начальников, когда те были неправы. Преподобный Исаакий Далматский обличал уклонившегося в арианство императора Валента, за что претерпел немало скорбей и заключение. Святитель Московский Филипп обличал царя Ивана Грозного, за что был свержен с кафедры, и спустя время, замучен. Все эти примеры учат нас мужеству и ревности в стоянии за правду. Все они помнили слова Господа, что изгнанным за правду уготовано Царство Небесное. Для этого не обязательно искать царя-нечестивца, чтобы тут же обличить его своей речью. Достаточно в нашей повседневной жизни твердо стоять на евангельской правде, не уклоняясь ни вправо, ни влево и быть бескомпромиссным ко злу, лжи и распущенности этого мира.
Возникает вопрос: а как же тогда следовало было поступить Ироду? Нарушить свое слово, которое он дал при всех? Да, ему нужно было преступить свою клятву, но не допустить беззакония. Однако, Ирод больше боялся людей, чем Бога. Возможно, он испугался вспышки гнева своей жены, насмешек гостей, расстроенной дочери. Святоотеческие толкования этого события согласны в том, что лучше нарушить свое обещание, но не делать противных Богу поступков.
После казни Пророка и Крестителя ученики взяли его тело и положили в одну из гробниц пророков, а честная глава Иоанна претерпела немало скорбей: ее три раза теряли и три раза находили. Судьба же Ирода, его жены и дочери тоже была трагической. Ирод был вызван по обвинению в Рим, лишен всех званий и имений. Всю оставшуюся жизнь бывший правитель и его беззаконная жена провели, находясь в ссылке, в одной из отдаленных римских провинций на территории современной Франции. Их нечестивая дочь, за бесстыдный танец которой было заплачено кровью пророка, погибла страшной мучительной смертью: зимой она провалилась под лед, и сомкнувшиеся края льдин срезали ей голову.
Братья и сестры! Нынешний праздник Усекновения учит нас переносить скорби и гонения за правду. Апостол Петр говорит, что христиане – это святой народ, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенства Господа. А если так, то у нас не может не быть конфликтов с миром. Бог, молитвами святого славного Предтечи и Крестителя Господня Иоанна да подаст нам мужество, ревность и терпение, столь необходимые в служении, которое мы избрали. Аминь.
Проповедь студента 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской православной духовной академии Владислава Мельника, произнесенная 11 сентября 2014 года в академическом храме Двенадцати апостолов за Божественной литургией в день усекновения главы святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.