Епископ Петергофский Серафим. Духовное здоровье возможно только со Христом

Ваше Высокопреосвященство и Преосвященства! Ваши Высокопреподобия и Преподобия! Глубокоуважаемые гости! Досточтимые профессора и преподаватели! Дорогие студенты! Братья и сестры! Друзья! Сердечно поздравляю всех вас с днем памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – небесного покровителя нашей любимой Духовной Академии города на Неве. Хранение благодарной памяти о наставниках и подражание их вере является духовной обязанностью каждого христианина (Евр 13:7). Сегодня мы по-особому взираем на жизнь апостола Иоанна Богослова, рефлексируем его наследие и молитвенно обращаемся к нему с просьбой о благословении и помощи в нашем служении Церкви Христовой и постижении наук, источником которых является Божественная Премудрость. Дух Святой, Который «есть истина» (1 Ин 5:6), приобретается через любовь к ближним. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин 4:12). В единении с Господом человеку открывается высшее знание, которое способно усвоить только чистое сердце. В знаменитом аскетическом произведении «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника любовь, наряду с верой и надеждой, находится на самой вершине, занимая заключительную тридцатую ступень деятельного восхождения. И это не случайно, ибо всякая добродетель начинается с любви и ею увенчивается. Именно любовь открывает нам Бога, соединяет нас с Ним, наполняет душу елеем духовной радости. «Богослов и друг Христов» апостол Иоанн свидетельствует: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин 4:8). В юности и молодости, когда душа еще не столь отягчена греховным бременем, человек способен наиболее выразительно проявить любовь к Богу и ближнему. Опыт старших поколений показывает, что молодость – это самый увлекательный, но также и максимально ответственный период в жизни каждого человека: это время формирования нашего внутреннего содержания и выбора жизненного пути. В этой связи хочется обратить внимание студентов на глубокие слова академика Д. С. Лихачева: «Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья!» Цель Духовной Академии состоит в подготовке будущих пастырей посредством образования, включения в научно-исследовательскую деятельность и приобщения к живой церковной традиции в воспитательном процессе. Богословские осмысление образования начинается с того, что постижение себя и мира, являющееся естественным стремлением нашего разума, в соединении с духовным подходом способно привести к восстановлению образа Божия в человеке. Для всех, в том числе и священнослужителей, очень важно получить в молодые годы достойное образование. Приобретаемые знания и умения помогают человеку пройти профессиональное становление, позволяют ему успешно развиваться и полноценно жить. Современному священнику, перед которым стоит задача духовной коммуникации с обществом на понятном языке, наряду с богословскими познаниями нужно хорошо ориентироваться в сфере гуманитарных наук. Сегодня развитие новых технологий происходит со стремительной скоростью. Нашим предшественникам было недоступно то, что становится возможным сейчас. Самоуправляемый транспорт, создание искусственного интеллекта, изобретение возобновляемых источников энергии, новые биотехнологии – это реальность нашего времени. Наука молниеносно движется вперед и открывает все больший потенциал для развития человека и общества. Однако без знания и соблюдения Слова Божия научные достижения вместо пользы могут принести человечеству непоправимый вред. Необходимость сопряжения образования с подлинной морально-этической парадигмой становится все более очевидной. Приобретением знаний следует заниматься на протяжении всей сознательной жизни. Говоря об этом, Д. С. Лихачев в качестве примера приводил многих крупных ученых, которые учились и учили всю жизнь. Данная мысль совпадает с популярной теперь концепцией непрерывного образования. Соответственно и пастырю нельзя останавливаться в своем интеллектуальном и духовном движении. Подготовка священнослужителей, осуществляемая в Духовной Академии, включает в себя значимый процесс кристаллизации пастырского призвания. На это в своем дискурсе указывает исповедник веры и Церкви священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский. Призвание – это Божий дар, сообщающий человеку способность выполнения евангельской миссии в течение всей жизни. Чтобы открыть в себе пастырское призвание, необходимо осознанное желание и чистое намерение идти подражательным путем вслед за Христом и Его апостолами. Вместе с тем должна быть обнаружена внутренняя и внешняя готовность к следованию данным путем, чему в значительной степени содействует духовная школа. Отказ от призвания или измена ему не могут иметь никаких уважительных причин. В нынешних условиях молодые люди, стремящиеся к священству, равно как и многие молодые пастыри подвергаются большому количеству сомнений. Смущение происходит по причине соблазнов, отсутствия опыта, наблюдаемой несправедливости, собственных ошибок и самомнения, грехов ближних, а иногда и самой молодости. Некоторые пытаются оправдать свое малодушие неоправданностью ожиданий, они сворачивают с избранной дороги, приводя массу поверхностных аргументов. А кто-то в качестве обоснования выставляет свой душевный анализ, который при объективном рассмотрении оказывается самообманом. Противопоставить сомнению можно и нужно только одно – всецелое доверие Христу, Который говорит нам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин 14:1). Все сомнения пройдут, Господь поможет нам победить их в ответ на нашу веру. Дорогие студенты, не медлите с реализацией своего пастырского призвания! Священство – это самый прекрасный и радостный удел. Не ищите поводов к тому, чтобы повременить с его принятием. Пастырское призвание всегда молодо, также как Бог вечен. В служении Церкви важно владение словом. Надо стараться как можно больше читать, ведь книги дают нам бесценные знания, учат искусству рассуждения и красивого выражения мысли. Для будущего священника должно быть регулярным чтение сочинений отцов и учителей Церкви, передающих нам драгоценную духовную мудрость. Прочитанные книги навсегда становятся нашим неистощимым достоянием. Ко многим из них на протяжении жизни мы будем еще не раз возвращаться, чтобы по-новому прочувствовать их содержание и найти ответы на возникающие вопросы. Всякое знание постигается и воспринимается нами при помощи благодатной силы Божией. Поэтому каждый из нас должен как можно чаще прикасаться к сердцу нашей alma mater, которое бьется в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Здесь в таинствах и общей молитве мы получаем реальный опыт познания Бога, достигаем гармонии с Ним и друг с другом. Молитвенное делание – это часть живой богословской науки, ведущей нас к внутреннему преображению. По слову священномученика архиепископа Серафима (Остроумова), «молитва – самое дорогое, что есть у христианина». Через молитву проявляется наше стремление к непрерывному созерцанию Бога. Чтобы служение пастыря было успешным и благополучным, в центре его жизни всегда должна быть усердная молитва, которая является главным средством отражения любой опасности. Постоянная молитва будущего пастыря должна заключаться в просьбе о дарах Святого Духа: мудрости, разума, мужества, благочестия и страха Божия, который есть «начало премудрости» (Пс 110: 10). Пастырство не знает временных, социальных и иных ограничений. Пастырь обязан оказывать духовную помощь всем, кто в ней нуждается. Памятуя о величайшей ценности вверенных душ, священнику надлежит со всяким вниманием относиться к каждому человеку, отодвигая собственную усталость и трудности на второй план. Духовно-религиозный нарратив священномученика архиепископа Серафима (Остроумова) подчеркивает, что объект пастырского попечения конституируется не только теми, кто постоянно участвует в сакральной жизни Церкви, но всем социумом, в котором находится пастырь. Долг пастыря – оказывать благотворное духовное воздействие на всех людей, включая тех, кто еще находится в мировоззренческом поиске. Пастырство – это, прежде всего, самоотверженная любовь, которую нам источает Сам Бог. Переживаемый социокультурный кризис обуславливает потребность в священниках, совмещающих в себе высокую духовность, образованность и способность проникать вглубь проблем человека и общества. В сей торжественный день хочу поблагодарить профессорско-преподавательскую корпорацию Санкт-Петербургской Духовной Академии за ежедневный труд, вносящий огромный вклад в ответственное дело подготовки будущих служителей Алтаря Господня. Благодаря вашему профессионализму и компетентности Академия града Святого Петра занимает сегодня почетное место в учебной системе Русской Православной Церкви. Дорогим студентам – моим молодым друзьям, вместе с помощью Божией в освоении изучаемых дисциплин и получении опыта научной работы, желаю культивировать в себе важное для пастыря качество духовной ассертивности – то есть твердой независимости от негативного внешнего воздействия, способности самостоятельно на евангельской основе вырабатывать свое мнение и поведение и за них отвечать. Не поддавайтесь провокациям тех, кто впал в разочарование и очерствил свое сердце! Не угашайте свой духовный стимул, не тратьте время на ультрамодные тренды, приводящие человека к экзистенциальной потере. Сохранение горячего стремления к Богу позволит вам избежать иррациональной конформности и сохранить свою уникальность. Божие благословение, Покров Царицы Небесной и предстательство апостола и евангелиста Иоанна Богослова да пребывают со всеми нами. Слово ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии епископа Петергофского Серафима на торжественном Акте по случаю празднования памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 9 октября 2018 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Жизнь человека, как известно, представляет собой величайший Божий дар. Всемогущий Господь по Своей любви создал из небытия человека и вдохнул в него жизнь, ценить и беречь которую – это наш благодарный долг. Причем заботу необходимо проявлять не только о физическом здоровье, но и о духовном состоянии, поскольку именно последнее определяет подлинное благополучие человека, обуславливает его целостность и вечную перспективу.

В неделю 24-ю по Пятидесятнице мы слышим за Божественной литургией евангельский рассказ об исцелении Спасителем гадаринского бесноватого. Данное повествование довольно реалистично описывает, что происходит с человеком, когда вместо благодати Божией внутрь него входят злые духи. Чаще всего это случается по причине порочного образа жизни: если человек перестает думать о своей душе и всецело отдается греховным похотям, то в какой-то момент он становится добычей дьявола, который овладевает его сознанием, чувствами и волей. Закоренелая греховность открывает бесам доступ к человеку, они вселяются в него и тяжело мучают. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает: «не так ведь преступно грешить, как закосневать в грехе». Находясь в исступлении, бесноватые ведут себя неадекватно, совершают действия, несвойственные нормальным людям.

Когда Христос прибыл в Гадаринскую страну, Его встретил одержимый человек, внешний вид и поведение которого были ужасающими – он не одевался в одежду, жил не в доме, а в гробовых пещерах. Увидев Господа Иисуса, бесноватый закричал, пал ниц и громко воскликнул: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк 8:28). Вероятно сжалившись над этим несчастным человеком, Христос изгнал из него нечистого духа, который «долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни» (Лк 8:29). Можно представить, насколько обезображена была жизнь данного человека. На вопрос Спасителя: «Как тебе имя?». Он ответил: «Легион». Поясняя это, евангелист Лука говорит: «Потому что много бесов вошло в него» (Лк 8:30). С позволения Господа изгнанные злые духи входят в пасшееся рядом стадо свиней, которое тут же бросается с крутого берега в озеро и тонет. Далее происходит весьма показательный эпизод: услышав от пастухов о случившемся чуде, весь народ Гадаринской окрестности просит Христа удалиться, и Он со смирением уходит. После исцеления бесноватого, который ранее наводил на всех страх, причиняя неприятности и дискомфорт, гадаринские жители, казалось бы, должны были с радостью и благодарением принять Господа и послушать Его спасительное учение. Однако вопреки этому люди настаивают, чтобы Спаситель покинул их, ибо, скорее всего, думают, что вслед за утратой стада свиней их могут постичь другие материальные потери.

К сожалению, довольно часто греховное свинское существование более востребовано человеком, чем праведная жизнь с Богом. Люди порой предпочитают пребывать в присутствии бесов, нежели жить в чистоте и Божественной гармонии. Бытие с Богом требует от нас постоянной работы над собой, ставит перед нашей душой новые задачи и открывает широкие горизонты для духовного совершенствования. Христианский образ жизни – это состязание, в котором наш внутренний человек превозмогает самого себя, а победной наградой является нетленный венец вечной славы. На это способен тот, кто обладает твердой верой и несгибаемой волей, кто культивирует в себе силу духа. Пораженный греховными слабостями человек со скверным сердцем отказывается от борьбы, вместо восхождения вверх к небу он встает на льстивую порочную колею, по которой катится вниз в бездну зла. Нельзя отдаваться земной бренности, необходимо стремиться к непреходящему благу. Душа не должна быть заложницей тела: человеческое существо требует цельного развития.

Подверженность человека демоническому воздействию, называемое беснованием, имеет много граней и не всегда выражается в неистовости и помешательстве. Одержимостью является отказ человека от Бога, перманентное пребывание во грехе и нежелание отойти от него. В этом смысле жители Гадаринской страны мало отличались от исцеленного Господом бесноватого и также находились во власти злых духов. Подобное в современном мире становится все более частым явлением. Сегодня беснование нередко можно диагностировать не только на уровне отдельных лиц, но целых государств и обществ. Информационное пространство, призванное облегчить общение людей, стало не просто площадкой пропаганды греха, но и его генерирования: одни показывают сладость порока и утверждают его нормальность; другие смердят гноем собственного безумия, пошлости и злословия; третьи занимаются пиаром, перетекающим в самовосхваление и тщеславие. Можно видеть, как некоторые люди, подпадая под влияние нечистых духов, прямо или косвенно идут против Бога, действуют против Церкви и возвещаемой ею евангельской истины. В наши дни довольно много примеров того, как человек говорит Христу: «Оставь меня», – и вытесняет Его из своей жизни. Бог никогда не уходит от нас, если мы сами не отворачиваемся от Него. При этом, если греховную ангажированность нерелигиозного человека еще можно попытаться объяснить, то сознательную злобу и духовную девиацию некоторых верующих людей понять трудно. Опасность оказаться в руках дьявола преследует каждого. Чтобы ее избежать, необходимо всегда пребывать в искренней вере и преданности Господу, выражением чего служит молитва и нравственное трезвение.

Рассказ об исцелении гадаринского бесноватого показывает, как искажается жизнь человека, когда он теряет связь с Богом, и как восстановление этой связи обновляет все стороны человеческой экзистенции. Христос никого не обходит стороной, Он приходит к каждому из нас и предлагает спасение. Чтобы принять это бесценное сокровище, нужно решительно отказаться от греховных пристрастий и всецело проникнуться Божественной любовью и правдой. Аминь.

Проповедь епископа Петергофского Серафима в 24-ю Неделю по Пятидесятнице.


Опубликовано 16.11.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter