Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Жизнь человека, как известно, представляет собой величайший Божий дар. Всемогущий Господь по Своей любви создал из небытия человека и вдохнул в него жизнь, ценить и беречь которую – это наш благодарный долг. Причем заботу необходимо проявлять не только о физическом здоровье, но и о духовном состоянии, поскольку именно последнее определяет подлинное благополучие человека, обуславливает его целостность и вечную перспективу.
В неделю 24-ю по Пятидесятнице мы слышим за Божественной литургией евангельский рассказ об исцелении Спасителем гадаринского бесноватого. Данное повествование довольно реалистично описывает, что происходит с человеком, когда вместо благодати Божией внутрь него входят злые духи. Чаще всего это случается по причине порочного образа жизни: если человек перестает думать о своей душе и всецело отдается греховным похотям, то в какой-то момент он становится добычей дьявола, который овладевает его сознанием, чувствами и волей. Закоренелая греховность открывает бесам доступ к человеку, они вселяются в него и тяжело мучают. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает: «не так ведь преступно грешить, как закосневать в грехе». Находясь в исступлении, бесноватые ведут себя неадекватно, совершают действия, несвойственные нормальным людям.
Когда Христос прибыл в Гадаринскую страну, Его встретил одержимый человек, внешний вид и поведение которого были ужасающими – он не одевался в одежду, жил не в доме, а в гробовых пещерах. Увидев Господа Иисуса, бесноватый закричал, пал ниц и громко воскликнул: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк 8:28). Вероятно сжалившись над этим несчастным человеком, Христос изгнал из него нечистого духа, который «долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни» (Лк 8:29). Можно представить, насколько обезображена была жизнь данного человека. На вопрос Спасителя: «Как тебе имя?». Он ответил: «Легион». Поясняя это, евангелист Лука говорит: «Потому что много бесов вошло в него» (Лк 8:30). С позволения Господа изгнанные злые духи входят в пасшееся рядом стадо свиней, которое тут же бросается с крутого берега в озеро и тонет. Далее происходит весьма показательный эпизод: услышав от пастухов о случившемся чуде, весь народ Гадаринской окрестности просит Христа удалиться, и Он со смирением уходит. После исцеления бесноватого, который ранее наводил на всех страх, причиняя неприятности и дискомфорт, гадаринские жители, казалось бы, должны были с радостью и благодарением принять Господа и послушать Его спасительное учение. Однако вопреки этому люди настаивают, чтобы Спаситель покинул их, ибо, скорее всего, думают, что вслед за утратой стада свиней их могут постичь другие материальные потери.
К сожалению, довольно часто греховное свинское существование более востребовано человеком, чем праведная жизнь с Богом. Люди порой предпочитают пребывать в присутствии бесов, нежели жить в чистоте и Божественной гармонии. Бытие с Богом требует от нас постоянной работы над собой, ставит перед нашей душой новые задачи и открывает широкие горизонты для духовного совершенствования. Христианский образ жизни – это состязание, в котором наш внутренний человек превозмогает самого себя, а победной наградой является нетленный венец вечной славы. На это способен тот, кто обладает твердой верой и несгибаемой волей, кто культивирует в себе силу духа. Пораженный греховными слабостями человек со скверным сердцем отказывается от борьбы, вместо восхождения вверх к небу он встает на льстивую порочную колею, по которой катится вниз в бездну зла. Нельзя отдаваться земной бренности, необходимо стремиться к непреходящему благу. Душа не должна быть заложницей тела: человеческое существо требует цельного развития.
Подверженность человека демоническому воздействию, называемое беснованием, имеет много граней и не всегда выражается в неистовости и помешательстве. Одержимостью является отказ человека от Бога, перманентное пребывание во грехе и нежелание отойти от него. В этом смысле жители Гадаринской страны мало отличались от исцеленного Господом бесноватого и также находились во власти злых духов. Подобное в современном мире становится все более частым явлением. Сегодня беснование нередко можно диагностировать не только на уровне отдельных лиц, но целых государств и обществ. Информационное пространство, призванное облегчить общение людей, стало не просто площадкой пропаганды греха, но и его генерирования: одни показывают сладость порока и утверждают его нормальность; другие смердят гноем собственного безумия, пошлости и злословия; третьи занимаются пиаром, перетекающим в самовосхваление и тщеславие. Можно видеть, как некоторые люди, подпадая под влияние нечистых духов, прямо или косвенно идут против Бога, действуют против Церкви и возвещаемой ею евангельской истины. В наши дни довольно много примеров того, как человек говорит Христу: «Оставь меня», – и вытесняет Его из своей жизни. Бог никогда не уходит от нас, если мы сами не отворачиваемся от Него. При этом, если греховную ангажированность нерелигиозного человека еще можно попытаться объяснить, то сознательную злобу и духовную девиацию некоторых верующих людей понять трудно. Опасность оказаться в руках дьявола преследует каждого. Чтобы ее избежать, необходимо всегда пребывать в искренней вере и преданности Господу, выражением чего служит молитва и нравственное трезвение.
Рассказ об исцелении гадаринского бесноватого показывает, как искажается жизнь человека, когда он теряет связь с Богом, и как восстановление этой связи обновляет все стороны человеческой экзистенции. Христос никого не обходит стороной, Он приходит к каждому из нас и предлагает спасение. Чтобы принять это бесценное сокровище, нужно решительно отказаться от греховных пристрастий и всецело проникнуться Божественной любовью и правдой. Аминь.
Проповедь епископа Петергофского Серафима в 24-ю Неделю по Пятидесятнице.