Епископ Петергофский Серафим. Христос – единственное условие полноценной жизни

Епископ Серафим. Митрополит Никодим – человек нашего времени.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

В неделю после праздника Воздвижения воскресное евангельское чтение развивает тему наследования вечной жизни через самоотречение. Господь говорит: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8:35). На первый взгляд смысл этих слов выглядит парадоксально: кто хочет себя сохранить, обеспечить всем необходимым – тот себя потеряет, то есть погибнет, и, напротив, кто отдается Христу и Евангелию, тот сохранит, спасет себя.

Забота о своей жизни глубоко заложена в человеческом сознании. Инстинкт самосохранения – врожденная модель поведения по спасению себя от возникающей опасности, определяется многими учеными в качестве основного инстинкта человека. Между тем, даже вне всяких угроз каждый человек старается максимально обеспечить себя всем необходимым, сделать так, чтобы в его жизни не было никакой нужды и, таким образом, достичь благополучия.

Христос ставит под сомнение такой столь привычный для нас образ поведения, указывая на то, что только Он и Его спасительное учение являются залогом полноценной жизни. Культивирование материальной стороны жизнедеятельности, попечение о земном более чем, о небесном, укоренение во временном, вместо вечного – ведет к деформации, а затем и к разрушению человеческой личности. Наряду с инстинктом физического самосохранения необходимо развивать в себе рефлекс самосохранения духовного, который бы побуждал нас заботиться о душе, ее чистоте и комфорте не менее чем о благоприятных условиях для нашего телесного бытия.

Господь спрашивает нас: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк 8:36-37). Жизнь человека, сотворенного по образу и подобию Божию – это величайший дар. Ценность нашей бессмертной души настолько велика, что с ней несравним весь материальный мир с его тленными благами. Если человек порабощается грехом, отрывается от Бога, губит свою жизнь порочными страстями, то причиненные потери в вечной перспективе для него ничем невосполнимы. Поэтому каждый из нас должен заботиться о подлинном счастье, которое состоит в спасении души через принятие Христа и следование за Ним.

Господь Иисус предупреждает нас, что грешный мир не будет принимать проповедуемые Им истины, будет вести борьбу, нацеленную на отказ человека от Бога и Его слова: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк 8:38). Ценность победы в этой борьбе столь же велика, как ценность самой человеческой жизни, поскольку только тот, кто не поддастся лжи и лести греха, господствующего в мире, будет оправдан Сыном Божиим. Каждый из нас постоянно стоит перед выбором: постыдиться Христа или сохранить Ему верность; действовать ли в соответствии с Евангелием, чтобы спасти свою душу, либо же поступать вопреки ему ради тленного блага в этой временной жизни. Предостерегая от неправильного выбора, Господь призывает нас не разменивать свою бессмертную душу на греховную пустоту, ведущую к потере экзистенциального смысла и духовной погибели.

Принятие Христа открывает нам Царство Небесное уже в земной жизни. Верность Богу, достойное прохождение скорбей и испытаний вводят человека в благодатное состояние блаженства даже в реалиях сего скоротечного житейского странствования: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1). Сила Царства Божия, начинающегося в нашем сердце, несоизмеримо больше любого иного действия. Духовная мощь, даруемая в тесном общении с Господом, делает человека способным к позитивным изменениям своего внутреннего состояния и окружающего социума. Аминь.

Проповедь епископа Петергофского Серафима, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 18-ю Неделю по Пятидесятнице, 30 сентября 2018 года.


Опубликовано 30.09.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter