Епископ Петергофский Серафим. Христос ждет от нас бескорыстных поступков

Ваше Высокопреосвященство и Преосвященства! Ваши Высокопреподобия и Преподобия! Глубокоуважаемые гости! Досточтимые профессора и преподаватели! Дорогие студенты! Братья и сестры! Друзья! Сердечно поздравляю всех вас с днем памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – небесного покровителя нашей любимой Духовной Академии города на Неве. Хранение благодарной памяти о наставниках и подражание их вере является духовной обязанностью каждого христианина (Евр 13:7). Сегодня мы по-особому взираем на жизнь апостола Иоанна Богослова, рефлексируем его наследие и молитвенно обращаемся к нему с просьбой о благословении и помощи в нашем служении Церкви Христовой и постижении наук, источником которых является Божественная Премудрость. Дух Святой, Который «есть истина» (1 Ин 5:6), приобретается через любовь к ближним. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин 4:12). В единении с Господом человеку открывается высшее знание, которое способно усвоить только чистое сердце. В знаменитом аскетическом произведении «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника любовь, наряду с верой и надеждой, находится на самой вершине, занимая заключительную тридцатую ступень деятельного восхождения. И это не случайно, ибо всякая добродетель начинается с любви и ею увенчивается. Именно любовь открывает нам Бога, соединяет нас с Ним, наполняет душу елеем духовной радости. «Богослов и друг Христов» апостол Иоанн свидетельствует: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин 4:8). В юности и молодости, когда душа еще не столь отягчена греховным бременем, человек способен наиболее выразительно проявить любовь к Богу и ближнему. Опыт старших поколений показывает, что молодость – это самый увлекательный, но также и максимально ответственный период в жизни каждого человека: это время формирования нашего внутреннего содержания и выбора жизненного пути. В этой связи хочется обратить внимание студентов на глубокие слова академика Д. С. Лихачева: «Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья!» Цель Духовной Академии состоит в подготовке будущих пастырей посредством образования, включения в научно-исследовательскую деятельность и приобщения к живой церковной традиции в воспитательном процессе. Богословские осмысление образования начинается с того, что постижение себя и мира, являющееся естественным стремлением нашего разума, в соединении с духовным подходом способно привести к восстановлению образа Божия в человеке. Для всех, в том числе и священнослужителей, очень важно получить в молодые годы достойное образование. Приобретаемые знания и умения помогают человеку пройти профессиональное становление, позволяют ему успешно развиваться и полноценно жить. Современному священнику, перед которым стоит задача духовной коммуникации с обществом на понятном языке, наряду с богословскими познаниями нужно хорошо ориентироваться в сфере гуманитарных наук. Сегодня развитие новых технологий происходит со стремительной скоростью. Нашим предшественникам было недоступно то, что становится возможным сейчас. Самоуправляемый транспорт, создание искусственного интеллекта, изобретение возобновляемых источников энергии, новые биотехнологии – это реальность нашего времени. Наука молниеносно движется вперед и открывает все больший потенциал для развития человека и общества. Однако без знания и соблюдения Слова Божия научные достижения вместо пользы могут принести человечеству непоправимый вред. Необходимость сопряжения образования с подлинной морально-этической парадигмой становится все более очевидной. Приобретением знаний следует заниматься на протяжении всей сознательной жизни. Говоря об этом, Д. С. Лихачев в качестве примера приводил многих крупных ученых, которые учились и учили всю жизнь. Данная мысль совпадает с популярной теперь концепцией непрерывного образования. Соответственно и пастырю нельзя останавливаться в своем интеллектуальном и духовном движении. Подготовка священнослужителей, осуществляемая в Духовной Академии, включает в себя значимый процесс кристаллизации пастырского призвания. На это в своем дискурсе указывает исповедник веры и Церкви священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский. Призвание – это Божий дар, сообщающий человеку способность выполнения евангельской миссии в течение всей жизни. Чтобы открыть в себе пастырское призвание, необходимо осознанное желание и чистое намерение идти подражательным путем вслед за Христом и Его апостолами. Вместе с тем должна быть обнаружена внутренняя и внешняя готовность к следованию данным путем, чему в значительной степени содействует духовная школа. Отказ от призвания или измена ему не могут иметь никаких уважительных причин. В нынешних условиях молодые люди, стремящиеся к священству, равно как и многие молодые пастыри подвергаются большому количеству сомнений. Смущение происходит по причине соблазнов, отсутствия опыта, наблюдаемой несправедливости, собственных ошибок и самомнения, грехов ближних, а иногда и самой молодости. Некоторые пытаются оправдать свое малодушие неоправданностью ожиданий, они сворачивают с избранной дороги, приводя массу поверхностных аргументов. А кто-то в качестве обоснования выставляет свой душевный анализ, который при объективном рассмотрении оказывается самообманом. Противопоставить сомнению можно и нужно только одно – всецелое доверие Христу, Который говорит нам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин 14:1). Все сомнения пройдут, Господь поможет нам победить их в ответ на нашу веру. Дорогие студенты, не медлите с реализацией своего пастырского призвания! Священство – это самый прекрасный и радостный удел. Не ищите поводов к тому, чтобы повременить с его принятием. Пастырское призвание всегда молодо, также как Бог вечен. В служении Церкви важно владение словом. Надо стараться как можно больше читать, ведь книги дают нам бесценные знания, учат искусству рассуждения и красивого выражения мысли. Для будущего священника должно быть регулярным чтение сочинений отцов и учителей Церкви, передающих нам драгоценную духовную мудрость. Прочитанные книги навсегда становятся нашим неистощимым достоянием. Ко многим из них на протяжении жизни мы будем еще не раз возвращаться, чтобы по-новому прочувствовать их содержание и найти ответы на возникающие вопросы. Всякое знание постигается и воспринимается нами при помощи благодатной силы Божией. Поэтому каждый из нас должен как можно чаще прикасаться к сердцу нашей alma mater, которое бьется в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Здесь в таинствах и общей молитве мы получаем реальный опыт познания Бога, достигаем гармонии с Ним и друг с другом. Молитвенное делание – это часть живой богословской науки, ведущей нас к внутреннему преображению. По слову священномученика архиепископа Серафима (Остроумова), «молитва – самое дорогое, что есть у христианина». Через молитву проявляется наше стремление к непрерывному созерцанию Бога. Чтобы служение пастыря было успешным и благополучным, в центре его жизни всегда должна быть усердная молитва, которая является главным средством отражения любой опасности. Постоянная молитва будущего пастыря должна заключаться в просьбе о дарах Святого Духа: мудрости, разума, мужества, благочестия и страха Божия, который есть «начало премудрости» (Пс 110: 10). Пастырство не знает временных, социальных и иных ограничений. Пастырь обязан оказывать духовную помощь всем, кто в ней нуждается. Памятуя о величайшей ценности вверенных душ, священнику надлежит со всяким вниманием относиться к каждому человеку, отодвигая собственную усталость и трудности на второй план. Духовно-религиозный нарратив священномученика архиепископа Серафима (Остроумова) подчеркивает, что объект пастырского попечения конституируется не только теми, кто постоянно участвует в сакральной жизни Церкви, но всем социумом, в котором находится пастырь. Долг пастыря – оказывать благотворное духовное воздействие на всех людей, включая тех, кто еще находится в мировоззренческом поиске. Пастырство – это, прежде всего, самоотверженная любовь, которую нам источает Сам Бог. Переживаемый социокультурный кризис обуславливает потребность в священниках, совмещающих в себе высокую духовность, образованность и способность проникать вглубь проблем человека и общества. В сей торжественный день хочу поблагодарить профессорско-преподавательскую корпорацию Санкт-Петербургской Духовной Академии за ежедневный труд, вносящий огромный вклад в ответственное дело подготовки будущих служителей Алтаря Господня. Благодаря вашему профессионализму и компетентности Академия града Святого Петра занимает сегодня почетное место в учебной системе Русской Православной Церкви. Дорогим студентам – моим молодым друзьям, вместе с помощью Божией в освоении изучаемых дисциплин и получении опыта научной работы, желаю культивировать в себе важное для пастыря качество духовной ассертивности – то есть твердой независимости от негативного внешнего воздействия, способности самостоятельно на евангельской основе вырабатывать свое мнение и поведение и за них отвечать. Не поддавайтесь провокациям тех, кто впал в разочарование и очерствил свое сердце! Не угашайте свой духовный стимул, не тратьте время на ультрамодные тренды, приводящие человека к экзистенциальной потере. Сохранение горячего стремления к Богу позволит вам избежать иррациональной конформности и сохранить свою уникальность. Божие благословение, Покров Царицы Небесной и предстательство апостола и евангелиста Иоанна Богослова да пребывают со всеми нами. Слово ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии епископа Петергофского Серафима на торжественном Акте по случаю празднования памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 9 октября 2018 года.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Нынешнее воскресное евангельское чтение представляет собой часть Нагорной проповеди, в которой Господь Иисус Христос выразил сущность Своего спасительного учения. Как тогда, так и теперь каждый человек хотел бы определить для себя некую модель поведения, следование которой позволит удачно выстроить повседневную земную жизнь и затем наследовать вечное бытие с Богом. Спаситель дает нам золотое правило, позволяющее этого достигнуть: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк 6:31). Христос ясно указывает, что воплощение наших желаний находится в прямой зависимости от наших собственных поступков.

Если мы хотим иметь хорошие отношения с ближними, то нам надлежит внести свой вклад в построение этих отношений. Часто бывает, что некоторые люди ожидают от своих коллег определенных положительных жестов – уважения, почтения, поддержки, той или иной помощи, но при этом не замечают, что сами ведут себя с ними ровным счетом наоборот, либо в лучшем случае демонстрируют к ним свое безразличие. Нельзя ожидать добра и любви ни от людей, ни от Бога, если ты сеешь зло и ненависть. Всякий раз, когда мы выплескиваем недовольство относительно кого-то или чего-то, необходимо в начале себя спросить: «А правильно ли мы сами поступаем? Какие намерения нами руководят – чистые и бескорыстные или же горделивые и вероломные?». Как добро порождает добро, так и зло умножает зло.

Сегодня очень модным стало излагать свои мысли и суждения, а вместе с этим изливать желчь и открытую ложь в информационным пространстве. Неужели те, кто так делает, думают, что в ответ на подобные поступки они получат благо от Бога и окружающих людей и не отравятся собственным ядом? Только духовно больной человек может полагать, что его зависть, злословие и безумная гордость не обернутся бедой для него самого.

Когда мы делаем кому-то добро, то, действительно, вправе ожидать таковое и по отношению к себе. Это следует из естественного принципа обратного возвращения того, что мы отдаем. Однако Господь призывает нас быть совершеннее – необходимо любить, благотворить и давать взаймы не только тем, кто делает нам то же самое, но и тем, кто нам этого не делает: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк 6:32-34).

Христос ждет от нас бескорыстных поступков. Разве Бог вознаградит нас, если мы любим только тех, кто нас любит в то время, как Сам Он возлюбил всех людей и за всех пострадал, в том числе и за тех, кто Его ненавидел! Жизнь по принципу взаимовыгоды и корысти не достойна настоящего христианина. Расчетливостью руководствуются «грешники», то есть не знающие Христа люди. На основе взаимной выгоды отношения устанавливаются в политике и бизнесе, где зачастую замешаны грех и неправда. Совершенство духа требует искоренение эгоизма. Господь приклоняет милость и ниспосылает полноту духовных и земных благ только тем, кто способен жертвовать. Чтобы что-то получить, необходимо что-то отдать или чего-то лишиться. Всякое приобретение начинается с добровольного ограничения. Когда сам человек не способен на жертву или отказ от чего-то, тогда Бог забирает у него нечто, чтобы затем вознаградить большим. В этом случае нужно лишь довериться Господу и со смирением принять Его волю.

Верующий человек должен запускать бумеранг добра и не ждать его возвращения. Для того чтобы стать сынами Господа, необходимо подражать Ему в любви, благости и всепрощении. «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк 6:35). Иногда нам не хватает любви даже к тем, кто нас любит и хорошо к нам относится, не говоря уже о тех, кто нас ненавидит. Между тем Христос учит нас любить врагов. Как же это сделать? Безусловно, в высшем смысле пример любви к своим врагам явил нам Господь. Но если у нас нет душевных сил, чтобы ответить любовью и добром обидевшему нас злому человеку, то мы, во всяком случае, не должны отвечать ему злом и ненавистью. В таком воздержании и будет состоять наша посильная любовь к врагам.

Из любви Бога проистекает Его милосердие, ставшее причиной сотворения мира, заботы о человеке и искупительной жертвы Христовой. Милосердие – это активное, осознанное сопереживание ближнему, находящее выражение в самоотверженной помощи и конкретных добрых делах. Слова Господа Иисуса: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6:36) являются для нас призывом к совершенной Божественной любви. Во всех ситуациях и ко всем мы должны проявлять всецелую любовь без каких-либо ограничений, как это делает Милосердный Бог.

Сегодняшний воскресный день совпадает с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, в основе которого лежит явление Божией Матери, виденное Андреем, Христа ради юродивым, во Влахернском храме Константинополя. Исторический контекст этого события до сих пор с точностью не определен, его датировка варьируется от IX до X веков. Однако для нас важен духовный смысл данного праздника, который предельно ясен и состоит в том, что Матерь Милосердия распростирает Свой омофор над верными Ее Божественному Сыну людьми и защищает их от всех бед и напастей.

Пречистая Дева Мария являет пример милосердия, Ее широкое любящее сердце не знает границ. Принимая весть от архангела Гавриила о том, что Ей надлежит стать Матерью Сына Божия, Она одновременно добровольно возлагает на себя обязательство послужить всем потенциалом Своих душевных и физических сил делу спасения человеческого рода, в котором есть не только праведники, но и грешники. Первое чудо Господа Иисуса Христа – претворение воды в вино на брачном торжестве в Кане Галилейской происходит по просьбе Его Матери, Которая остро воспринимает проблему другого человека и, соответственно, хочет помочь, поддержать в сложный момент. Господь желает, чтобы наш вектор поведения и отношения к ближним был именно таким.

Во время чудесного явления во Влахернском храме Пресвятую Богородицу сопровождал сонм святых, среди которых особо выделялись Иоанн Предтеча и прямой свидетель Ее милосердия – апостол Иоанн Богослов, видевший, как на Голгофе Ее душа страдает вместе с Сыном и Богом. Это была боль милосердной всепрощающей любви, возвышающейся над человеческим несовершенством и недостоинством. Через Крест страданий Христовых Мария принимает нас в Свои материнские объятия, что указывает на милосердие, как на связующее звено, способное соединить нас с Господом и ввести в вечность.

История нашей Святой Церкви и Отчизны свидетельствует о непрестанной опеке Царицы Небесной над родом христианским. В период войн, нестроений и гонений Божия Матерь всегда покрывала нас Своим державным омофором, и верим, что не оставит Она нас и теперь. Сейчас Русь претерпевает новые испытания: силы зла предпринимают очередные попытки разодрать и разделить ее единое церковное тело. Недуховные цели ввели в страшный соблазн и греховный азарт предержащих властей, некоторых священнослужителей и мирян на соседней Украине. Это происходит вследствие забвения того, что Божественная любовь и милосердие выше любых границ и независимее любых суверенитетов, и что во Христе «нет ни еллина, ни иудея…» (Кол 3:11). Необходимо горячо молиться, чтобы Милостивый и Всещедрый Господь предстательством Своей Пречистой Матери вразумил всех нас, привел к покаянию и изменению нашей жизни и через это помог сохранить духовное достояние нашего земного Отечества – Святой Руси, наипаче же унаследовать Отечество горнее – Царство Небесное. Аминь.

Проповедь епископа Петергофского Серафима, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в день Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 2018 года.


Опубликовано 14.10.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter