Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Нынешнее воскресное евангельское чтение представляет собой часть Нагорной проповеди, в которой Господь Иисус Христос выразил сущность Своего спасительного учения. Как тогда, так и теперь каждый человек хотел бы определить для себя некую модель поведения, следование которой позволит удачно выстроить повседневную земную жизнь и затем наследовать вечное бытие с Богом. Спаситель дает нам золотое правило, позволяющее этого достигнуть: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк 6:31). Христос ясно указывает, что воплощение наших желаний находится в прямой зависимости от наших собственных поступков.
Если мы хотим иметь хорошие отношения с ближними, то нам надлежит внести свой вклад в построение этих отношений. Часто бывает, что некоторые люди ожидают от своих коллег определенных положительных жестов – уважения, почтения, поддержки, той или иной помощи, но при этом не замечают, что сами ведут себя с ними ровным счетом наоборот, либо в лучшем случае демонстрируют к ним свое безразличие. Нельзя ожидать добра и любви ни от людей, ни от Бога, если ты сеешь зло и ненависть. Всякий раз, когда мы выплескиваем недовольство относительно кого-то или чего-то, необходимо в начале себя спросить: «А правильно ли мы сами поступаем? Какие намерения нами руководят – чистые и бескорыстные или же горделивые и вероломные?». Как добро порождает добро, так и зло умножает зло.
Сегодня очень модным стало излагать свои мысли и суждения, а вместе с этим изливать желчь и открытую ложь в информационным пространстве. Неужели те, кто так делает, думают, что в ответ на подобные поступки они получат благо от Бога и окружающих людей и не отравятся собственным ядом? Только духовно больной человек может полагать, что его зависть, злословие и безумная гордость не обернутся бедой для него самого.
Когда мы делаем кому-то добро, то, действительно, вправе ожидать таковое и по отношению к себе. Это следует из естественного принципа обратного возвращения того, что мы отдаем. Однако Господь призывает нас быть совершеннее – необходимо любить, благотворить и давать взаймы не только тем, кто делает нам то же самое, но и тем, кто нам этого не делает: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк 6:32-34).
Христос ждет от нас бескорыстных поступков. Разве Бог вознаградит нас, если мы любим только тех, кто нас любит в то время, как Сам Он возлюбил всех людей и за всех пострадал, в том числе и за тех, кто Его ненавидел! Жизнь по принципу взаимовыгоды и корысти не достойна настоящего христианина. Расчетливостью руководствуются «грешники», то есть не знающие Христа люди. На основе взаимной выгоды отношения устанавливаются в политике и бизнесе, где зачастую замешаны грех и неправда. Совершенство духа требует искоренение эгоизма. Господь приклоняет милость и ниспосылает полноту духовных и земных благ только тем, кто способен жертвовать. Чтобы что-то получить, необходимо что-то отдать или чего-то лишиться. Всякое приобретение начинается с добровольного ограничения. Когда сам человек не способен на жертву или отказ от чего-то, тогда Бог забирает у него нечто, чтобы затем вознаградить большим. В этом случае нужно лишь довериться Господу и со смирением принять Его волю.
Верующий человек должен запускать бумеранг добра и не ждать его возвращения. Для того чтобы стать сынами Господа, необходимо подражать Ему в любви, благости и всепрощении. «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк 6:35). Иногда нам не хватает любви даже к тем, кто нас любит и хорошо к нам относится, не говоря уже о тех, кто нас ненавидит. Между тем Христос учит нас любить врагов. Как же это сделать? Безусловно, в высшем смысле пример любви к своим врагам явил нам Господь. Но если у нас нет душевных сил, чтобы ответить любовью и добром обидевшему нас злому человеку, то мы, во всяком случае, не должны отвечать ему злом и ненавистью. В таком воздержании и будет состоять наша посильная любовь к врагам.
Из любви Бога проистекает Его милосердие, ставшее причиной сотворения мира, заботы о человеке и искупительной жертвы Христовой. Милосердие – это активное, осознанное сопереживание ближнему, находящее выражение в самоотверженной помощи и конкретных добрых делах. Слова Господа Иисуса: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6:36) являются для нас призывом к совершенной Божественной любви. Во всех ситуациях и ко всем мы должны проявлять всецелую любовь без каких-либо ограничений, как это делает Милосердный Бог.
Сегодняшний воскресный день совпадает с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, в основе которого лежит явление Божией Матери, виденное Андреем, Христа ради юродивым, во Влахернском храме Константинополя. Исторический контекст этого события до сих пор с точностью не определен, его датировка варьируется от IX до X веков. Однако для нас важен духовный смысл данного праздника, который предельно ясен и состоит в том, что Матерь Милосердия распростирает Свой омофор над верными Ее Божественному Сыну людьми и защищает их от всех бед и напастей.
Пречистая Дева Мария являет пример милосердия, Ее широкое любящее сердце не знает границ. Принимая весть от архангела Гавриила о том, что Ей надлежит стать Матерью Сына Божия, Она одновременно добровольно возлагает на себя обязательство послужить всем потенциалом Своих душевных и физических сил делу спасения человеческого рода, в котором есть не только праведники, но и грешники. Первое чудо Господа Иисуса Христа – претворение воды в вино на брачном торжестве в Кане Галилейской происходит по просьбе Его Матери, Которая остро воспринимает проблему другого человека и, соответственно, хочет помочь, поддержать в сложный момент. Господь желает, чтобы наш вектор поведения и отношения к ближним был именно таким.
Во время чудесного явления во Влахернском храме Пресвятую Богородицу сопровождал сонм святых, среди которых особо выделялись Иоанн Предтеча и прямой свидетель Ее милосердия – апостол Иоанн Богослов, видевший, как на Голгофе Ее душа страдает вместе с Сыном и Богом. Это была боль милосердной всепрощающей любви, возвышающейся над человеческим несовершенством и недостоинством. Через Крест страданий Христовых Мария принимает нас в Свои материнские объятия, что указывает на милосердие, как на связующее звено, способное соединить нас с Господом и ввести в вечность.
История нашей Святой Церкви и Отчизны свидетельствует о непрестанной опеке Царицы Небесной над родом христианским. В период войн, нестроений и гонений Божия Матерь всегда покрывала нас Своим державным омофором, и верим, что не оставит Она нас и теперь. Сейчас Русь претерпевает новые испытания: силы зла предпринимают очередные попытки разодрать и разделить ее единое церковное тело. Недуховные цели ввели в страшный соблазн и греховный азарт предержащих властей, некоторых священнослужителей и мирян на соседней Украине. Это происходит вследствие забвения того, что Божественная любовь и милосердие выше любых границ и независимее любых суверенитетов, и что во Христе «нет ни еллина, ни иудея…» (Кол 3:11). Необходимо горячо молиться, чтобы Милостивый и Всещедрый Господь предстательством Своей Пречистой Матери вразумил всех нас, привел к покаянию и изменению нашей жизни и через это помог сохранить духовное достояние нашего земного Отечества – Святой Руси, наипаче же унаследовать Отечество горнее – Царство Небесное. Аминь.
Проповедь епископа Петергофского Серафима, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в день Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 2018 года.