Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее евангельское чтение (Лк 5:1-11) повествует нам о призвании Господом Иисусом Христом Петра и других учеников к апостольскому служению. Избрание двенадцати и наречение их апостолами произойдет немного позже. Однако здесь посредством чудесного улова рыбы, который устрояет Спаситель, символически показывается величие миссии, которая будет возложена на апостолов.
Во время проповеди у Геннисаретского озера из-за большого количества народа Христос входит в лодку Симона и просит немного отплыть от берега, дабы каждый мог свободно слушать Его слово. К тому моменту Иисус уже был знаком с Симоном и его приятелями, но они еще не были призваны к апостольству, то есть к постоянному следованию за Господом, а потому занимались своим привычным ремеслом – рыболовством. По окончании проповеди Христос повелевает Симону отплыть дальше, к глубокому месту, и закинуть сети. В ответ Симон с удивлением говорит: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк 5:5). Симон сомневается в возможности улова, ведь вместе с друзьями они пытались выловить рыбу в самое благоприятное для этого время – ночью, но ничего не получилось. Тем не менее, он со смирением подчиняется слову Господа и закидывает сеть. Сомнение сменяется твердой верой в сердце Симона, который выражает свое сознательное желание выполнять то, что говорит ему Иисус. В результате вера Симона вознаграждается: было поймано великое множество рыбы, так что сети стали рваться, и пришлось звать на помощь товарищей, находившихся в другой лодке, «и наполнили обе лодки рыбой, так что они начинали тонуть» (Лк 5:7).
Произошедшее глубоко поразило Симона Петра, и его первой реакцией стало осознание своей греховности и недостоинства. Он припал перед Христом и воскликнул: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк 5:8). Вероятно, на Петра произвело глубокое впечатление не только само чудо, но и то, что произошло оно не по его просьбе, а по благоволению Господа, Который тем самым показывает Свое особое намерение в отношении него. Явление Сына Божия должно было бы вызвать раскаяние у всего иудейского народа и, в первую очередь, у его предводителей – первосвященников, старейшин и книжников, которые обязаны были вести людей к Богу. Вместо этого перед Христом в своих грехах раскаивается Симон и подобные ему простые рыбаки, которым теперь и надлежит стать новыми пастырями нового народа.
Христос успокаивает страх Симона и бывших с ним Иакова и Иоанна и произносит слова, раскрывающие суть апостольского служения, к которому они вскоре будут призваны: «не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк 5:10). Чудесный улов рыбы образно указывал на тот огромный успех, который впоследствии будет иметь проповедь Петра и других апостолов. Они приведут ко Христу целые народы, распространят святую Церковь «даже до края земли» (Деян 1:8). Вместо рыбы, которая ловилась учениками в обычные сети и вытаскивалась из воды, они будут уловлять души людей в сети спасительной веры и изымать их из пучины греховных страстей, чтобы привести в Царство Божие.
Какова же была реакция самих будущих апостолов на призвание, которое обращает к ним Господь? Не раздумывая ни минуты, они «оставили все и последовали за Ним» (Лк 5:11). Ученики полностью доверились Христу, они вручили ему свое настоящее и свое будущее. Без всяких сомнений и промедления, касающихся материальной стороны жизни, ученики пошли за Господом Иисусом. Оставляя рыбную ловлю, они бросали то, что до сих пор стабильно их обеспечивало и, по сути, являлось самым ценным. При этом никто из них не задался вопросом, что ожидает их в новой жизни, в которую их зовет Христос: будет ли это жизнь в достатке или бедности? В этот момент сам Христос становится для них жизнью.
Размышляя на тему призвания учеников, каждый из нас должен спросить себя, а готов ли он так же без всяких колебаний последовать за Господом, как это сделали Симон, Иаков, Иоанн и прочие апостолы? Готовы ли мы оставить самое дорогое, что у нас есть и пойти вслед за Христом, всецело вверяя Ему свою жизнь? Данный вопрос, в первую очередь, должны задать себе будущие пастыри, которым надлежит продолжать апостольскую миссию. Насколько широко открыты наши сердца Господу? Если мы почувствовали Божественное призвание, то должны ответить на него безусловной верой, твердым упованием и смелостью. Следуя за Христом, нельзя сомневаться! Избрав жизнь с Богом, не должно озираться назад и поддаваться искушению пересмотра своего выбора. Порой в душу может вкрадываться соблазн: «А может мне не стоило становиться на этот путь? Возможно, следовало выбрать иную стезю, которая бы принесла мне больше достатка и благополучия?» Иногда это искушение сопровождается обостренным ощущением несправедливости, либо указанием на грехи и недостатки наших ближних. И, к сожалению, некоторые сворачивают с избранного пути: одни делают это косвенно, думая, что поступаю выгодно; другие делают это прямо, думая, что поступают честно. Однако и первые, и вторые совершают грех, ибо «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк 9:62).
Вопрос о призвании значим и для тех, чья жизнь не связана с пастырским служением, то есть вообще для всех людей. Призыв, который обращает к нам Христос, носит всеобщий характер. Господь предлагает каждому человеку подняться над обыденной жизнью с ее несовершенствами и изъянами и вознестись сердцем в Божественную реальность, дающую утешение и успокоение страдающей душе. Тот, кто посвящает Господу Богу себя и все, что имеет, получает несоизмеримо больше в масштабе вечности. Примером тому, служат святые апостолы, по вере и благодати сделавшиеся из рыбаков ловцами человеков. Аминь.
Проповедь епископа Петергофского Серафима, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 19-ю Неделю по Пятидесятнице, 7 октября 2018 года.