Епископ Петергофский Серафим. Каждого человека Господь призывает следовать за Собой

Ваше Высокопреосвященство и Преосвященства! Ваши Высокопреподобия и Преподобия! Глубокоуважаемые гости! Досточтимые профессора и преподаватели! Дорогие студенты! Братья и сестры! Друзья! Сердечно поздравляю всех вас с днем памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – небесного покровителя нашей любимой Духовной Академии города на Неве. Хранение благодарной памяти о наставниках и подражание их вере является духовной обязанностью каждого христианина (Евр 13:7). Сегодня мы по-особому взираем на жизнь апостола Иоанна Богослова, рефлексируем его наследие и молитвенно обращаемся к нему с просьбой о благословении и помощи в нашем служении Церкви Христовой и постижении наук, источником которых является Божественная Премудрость. Дух Святой, Который «есть истина» (1 Ин 5:6), приобретается через любовь к ближним. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин 4:12). В единении с Господом человеку открывается высшее знание, которое способно усвоить только чистое сердце. В знаменитом аскетическом произведении «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника любовь, наряду с верой и надеждой, находится на самой вершине, занимая заключительную тридцатую ступень деятельного восхождения. И это не случайно, ибо всякая добродетель начинается с любви и ею увенчивается. Именно любовь открывает нам Бога, соединяет нас с Ним, наполняет душу елеем духовной радости. «Богослов и друг Христов» апостол Иоанн свидетельствует: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин 4:8). В юности и молодости, когда душа еще не столь отягчена греховным бременем, человек способен наиболее выразительно проявить любовь к Богу и ближнему. Опыт старших поколений показывает, что молодость – это самый увлекательный, но также и максимально ответственный период в жизни каждого человека: это время формирования нашего внутреннего содержания и выбора жизненного пути. В этой связи хочется обратить внимание студентов на глубокие слова академика Д. С. Лихачева: «Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья!» Цель Духовной Академии состоит в подготовке будущих пастырей посредством образования, включения в научно-исследовательскую деятельность и приобщения к живой церковной традиции в воспитательном процессе. Богословские осмысление образования начинается с того, что постижение себя и мира, являющееся естественным стремлением нашего разума, в соединении с духовным подходом способно привести к восстановлению образа Божия в человеке. Для всех, в том числе и священнослужителей, очень важно получить в молодые годы достойное образование. Приобретаемые знания и умения помогают человеку пройти профессиональное становление, позволяют ему успешно развиваться и полноценно жить. Современному священнику, перед которым стоит задача духовной коммуникации с обществом на понятном языке, наряду с богословскими познаниями нужно хорошо ориентироваться в сфере гуманитарных наук. Сегодня развитие новых технологий происходит со стремительной скоростью. Нашим предшественникам было недоступно то, что становится возможным сейчас. Самоуправляемый транспорт, создание искусственного интеллекта, изобретение возобновляемых источников энергии, новые биотехнологии – это реальность нашего времени. Наука молниеносно движется вперед и открывает все больший потенциал для развития человека и общества. Однако без знания и соблюдения Слова Божия научные достижения вместо пользы могут принести человечеству непоправимый вред. Необходимость сопряжения образования с подлинной морально-этической парадигмой становится все более очевидной. Приобретением знаний следует заниматься на протяжении всей сознательной жизни. Говоря об этом, Д. С. Лихачев в качестве примера приводил многих крупных ученых, которые учились и учили всю жизнь. Данная мысль совпадает с популярной теперь концепцией непрерывного образования. Соответственно и пастырю нельзя останавливаться в своем интеллектуальном и духовном движении. Подготовка священнослужителей, осуществляемая в Духовной Академии, включает в себя значимый процесс кристаллизации пастырского призвания. На это в своем дискурсе указывает исповедник веры и Церкви священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский. Призвание – это Божий дар, сообщающий человеку способность выполнения евангельской миссии в течение всей жизни. Чтобы открыть в себе пастырское призвание, необходимо осознанное желание и чистое намерение идти подражательным путем вслед за Христом и Его апостолами. Вместе с тем должна быть обнаружена внутренняя и внешняя готовность к следованию данным путем, чему в значительной степени содействует духовная школа. Отказ от призвания или измена ему не могут иметь никаких уважительных причин. В нынешних условиях молодые люди, стремящиеся к священству, равно как и многие молодые пастыри подвергаются большому количеству сомнений. Смущение происходит по причине соблазнов, отсутствия опыта, наблюдаемой несправедливости, собственных ошибок и самомнения, грехов ближних, а иногда и самой молодости. Некоторые пытаются оправдать свое малодушие неоправданностью ожиданий, они сворачивают с избранной дороги, приводя массу поверхностных аргументов. А кто-то в качестве обоснования выставляет свой душевный анализ, который при объективном рассмотрении оказывается самообманом. Противопоставить сомнению можно и нужно только одно – всецелое доверие Христу, Который говорит нам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин 14:1). Все сомнения пройдут, Господь поможет нам победить их в ответ на нашу веру. Дорогие студенты, не медлите с реализацией своего пастырского призвания! Священство – это самый прекрасный и радостный удел. Не ищите поводов к тому, чтобы повременить с его принятием. Пастырское призвание всегда молодо, также как Бог вечен. В служении Церкви важно владение словом. Надо стараться как можно больше читать, ведь книги дают нам бесценные знания, учат искусству рассуждения и красивого выражения мысли. Для будущего священника должно быть регулярным чтение сочинений отцов и учителей Церкви, передающих нам драгоценную духовную мудрость. Прочитанные книги навсегда становятся нашим неистощимым достоянием. Ко многим из них на протяжении жизни мы будем еще не раз возвращаться, чтобы по-новому прочувствовать их содержание и найти ответы на возникающие вопросы. Всякое знание постигается и воспринимается нами при помощи благодатной силы Божией. Поэтому каждый из нас должен как можно чаще прикасаться к сердцу нашей alma mater, которое бьется в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Здесь в таинствах и общей молитве мы получаем реальный опыт познания Бога, достигаем гармонии с Ним и друг с другом. Молитвенное делание – это часть живой богословской науки, ведущей нас к внутреннему преображению. По слову священномученика архиепископа Серафима (Остроумова), «молитва – самое дорогое, что есть у христианина». Через молитву проявляется наше стремление к непрерывному созерцанию Бога. Чтобы служение пастыря было успешным и благополучным, в центре его жизни всегда должна быть усердная молитва, которая является главным средством отражения любой опасности. Постоянная молитва будущего пастыря должна заключаться в просьбе о дарах Святого Духа: мудрости, разума, мужества, благочестия и страха Божия, который есть «начало премудрости» (Пс 110: 10). Пастырство не знает временных, социальных и иных ограничений. Пастырь обязан оказывать духовную помощь всем, кто в ней нуждается. Памятуя о величайшей ценности вверенных душ, священнику надлежит со всяким вниманием относиться к каждому человеку, отодвигая собственную усталость и трудности на второй план. Духовно-религиозный нарратив священномученика архиепископа Серафима (Остроумова) подчеркивает, что объект пастырского попечения конституируется не только теми, кто постоянно участвует в сакральной жизни Церкви, но всем социумом, в котором находится пастырь. Долг пастыря – оказывать благотворное духовное воздействие на всех людей, включая тех, кто еще находится в мировоззренческом поиске. Пастырство – это, прежде всего, самоотверженная любовь, которую нам источает Сам Бог. Переживаемый социокультурный кризис обуславливает потребность в священниках, совмещающих в себе высокую духовность, образованность и способность проникать вглубь проблем человека и общества. В сей торжественный день хочу поблагодарить профессорско-преподавательскую корпорацию Санкт-Петербургской Духовной Академии за ежедневный труд, вносящий огромный вклад в ответственное дело подготовки будущих служителей Алтаря Господня. Благодаря вашему профессионализму и компетентности Академия града Святого Петра занимает сегодня почетное место в учебной системе Русской Православной Церкви. Дорогим студентам – моим молодым друзьям, вместе с помощью Божией в освоении изучаемых дисциплин и получении опыта научной работы, желаю культивировать в себе важное для пастыря качество духовной ассертивности – то есть твердой независимости от негативного внешнего воздействия, способности самостоятельно на евангельской основе вырабатывать свое мнение и поведение и за них отвечать. Не поддавайтесь провокациям тех, кто впал в разочарование и очерствил свое сердце! Не угашайте свой духовный стимул, не тратьте время на ультрамодные тренды, приводящие человека к экзистенциальной потере. Сохранение горячего стремления к Богу позволит вам избежать иррациональной конформности и сохранить свою уникальность. Божие благословение, Покров Царицы Небесной и предстательство апостола и евангелиста Иоанна Богослова да пребывают со всеми нами. Слово ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии епископа Петергофского Серафима на торжественном Акте по случаю празднования памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 9 октября 2018 года.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение (Лк 5:1-11) повествует нам о призвании Господом Иисусом Христом Петра и других учеников к апостольскому служению. Избрание двенадцати и наречение их апостолами произойдет немного позже. Однако здесь посредством чудесного улова рыбы, который устрояет Спаситель, символически показывается величие миссии, которая будет возложена на апостолов.

Во время проповеди у Геннисаретского озера из-за большого количества народа Христос входит в лодку Симона и просит немного отплыть от берега, дабы каждый мог свободно слушать Его слово. К тому моменту Иисус уже был знаком с Симоном и его приятелями, но они еще не были призваны к апостольству, то есть к постоянному следованию за Господом, а потому занимались своим привычным ремеслом – рыболовством. По окончании проповеди Христос повелевает Симону отплыть дальше, к глубокому месту, и закинуть сети. В ответ Симон с удивлением говорит: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк 5:5). Симон сомневается в возможности улова, ведь вместе с друзьями они пытались выловить рыбу в самое благоприятное для этого время – ночью, но ничего не получилось. Тем не менее, он со смирением подчиняется слову Господа и закидывает сеть. Сомнение сменяется твердой верой в сердце Симона, который выражает свое сознательное желание выполнять то, что говорит ему Иисус. В результате вера Симона вознаграждается: было поймано великое множество рыбы, так что сети стали рваться, и пришлось звать на помощь товарищей, находившихся в другой лодке, «и наполнили обе лодки рыбой, так что они начинали тонуть» (Лк 5:7).

Произошедшее глубоко поразило Симона Петра, и его первой реакцией стало осознание своей греховности и недостоинства. Он припал перед Христом и воскликнул: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк 5:8). Вероятно, на Петра произвело глубокое впечатление не только само чудо, но и то, что произошло оно не по его просьбе, а по благоволению Господа, Который тем самым показывает Свое особое намерение в отношении него. Явление Сына Божия должно было бы вызвать раскаяние у всего иудейского народа и, в первую очередь, у его предводителей – первосвященников, старейшин и книжников, которые обязаны были вести людей к Богу. Вместо этого перед Христом в своих грехах раскаивается Симон и подобные ему простые рыбаки, которым теперь и надлежит стать новыми пастырями нового народа.

Христос успокаивает страх Симона и бывших с ним Иакова и Иоанна и произносит слова, раскрывающие суть апостольского служения, к которому они вскоре будут призваны: «не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк 5:10). Чудесный улов рыбы образно указывал на тот огромный успех, который впоследствии будет иметь проповедь Петра и других апостолов. Они приведут ко Христу целые народы, распространят святую Церковь «даже до края земли» (Деян 1:8). Вместо рыбы, которая ловилась учениками в обычные сети и вытаскивалась из воды, они будут уловлять души людей в сети спасительной веры и изымать их из пучины греховных страстей, чтобы привести в Царство Божие.

Какова же была реакция самих будущих апостолов на призвание, которое обращает к ним Господь? Не раздумывая ни минуты, они «оставили все и последовали за Ним» (Лк 5:11). Ученики полностью доверились Христу, они вручили ему свое настоящее и свое будущее. Без всяких сомнений и промедления, касающихся материальной стороны жизни, ученики пошли за Господом Иисусом. Оставляя рыбную ловлю, они бросали то, что до сих пор стабильно их обеспечивало и, по сути, являлось самым ценным. При этом никто из них не задался вопросом, что ожидает их в новой жизни, в которую их зовет Христос: будет ли это жизнь в достатке или бедности? В этот момент сам Христос становится для них жизнью.

Размышляя на тему призвания учеников, каждый из нас должен спросить себя, а готов ли он так же без всяких колебаний последовать за Господом, как это сделали Симон, Иаков, Иоанн и прочие апостолы? Готовы ли мы оставить самое дорогое, что у нас есть и пойти вслед за Христом, всецело вверяя Ему свою жизнь? Данный вопрос, в первую очередь, должны задать себе будущие пастыри, которым надлежит продолжать апостольскую миссию. Насколько широко открыты наши сердца Господу? Если мы почувствовали Божественное призвание, то должны ответить на него безусловной верой, твердым упованием и смелостью. Следуя за Христом, нельзя сомневаться! Избрав жизнь с Богом, не должно озираться назад и поддаваться искушению пересмотра своего выбора. Порой в душу может вкрадываться соблазн: «А может мне не стоило становиться на этот путь? Возможно, следовало выбрать иную стезю, которая бы принесла мне больше достатка и благополучия?» Иногда это искушение сопровождается обостренным ощущением несправедливости, либо указанием на грехи и недостатки наших ближних. И, к сожалению, некоторые сворачивают с избранного пути: одни делают это косвенно, думая, что поступаю выгодно; другие делают это прямо, думая, что поступают честно. Однако и первые, и вторые совершают грех, ибо «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк 9:62).

Вопрос о призвании значим и для тех, чья жизнь не связана с пастырским служением, то есть вообще для всех людей. Призыв, который обращает к нам Христос, носит всеобщий характер. Господь предлагает каждому человеку подняться над обыденной жизнью с ее несовершенствами и изъянами и вознестись сердцем в Божественную реальность, дающую утешение и успокоение страдающей душе. Тот, кто посвящает Господу Богу себя и все, что имеет, получает несоизмеримо больше в масштабе вечности. Примером тому, служат святые апостолы, по вере и благодати сделавшиеся из рыбаков ловцами человеков. Аминь.

Проповедь епископа Петергофского Серафима, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 19-ю Неделю по Пятидесятнице, 7 октября 2018 года.


Опубликовано 14.10.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter