21 мая 2015 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Вознесенском соборе г. Ульяновска. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Феофан! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Сергей Иванович, уважаемый Алексей Владимирович, губернаторы Ульяновской и Смоленской областей! Высокие представители местных властей! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я всех вас сердечно поздравляю с важным, по-настоящему историческим событием для Симбирска и для всей Симбирской земли, а в определенном смысле и для всей Руси — с освящением восстановленного кафедрального собора в честь Вознесения Господня.
Когда я освящаю храмы, я почти всегда говорю о том, что храм является памятником веры того поколения, при котором он построен или восстановлен. Ведь без веры людей храмы не строятся — они просто перестают быть нужны. До нас доходят печальнейшие сведения из Западной Европы, где храмы тысячами закрываются и продаются для светских нужд. А вот в России, на Руси Святой, про которую чего только не говорят, — храмы строятся. Это значит, что у народа сильная вера. А сильная вера — это сильный дух, это сильная личность, это способность добиваться чего-то большего, чем материальные блага, это способность совершать подвиг.
Мы празднуем в этом году 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Но разве люди шли отдавать жизнь ради больших денег? Разве им мерещились замки и дворцы, которые они могли бы получить в случае победы? Никто об этом не думал. Вставали в атаку и шли навстречу морю огня, отдавая свои жизнь, потому что были внутренне сильными. Сила духа — это залог победы и в военное, и в мирное время. И то, что сегодня строятся храмы, есть великий знак того, что вера укрепляется в нашем народе.
Сегодня праздник Вознесения, который прямо связан с только что затронутой темой. В первой главе книги Деяний Апостольских, написанной апостолом и евангелистом Лукой, о событии Вознесения повествуется более детально (Деян. 1:1-12), чем это находим в Евангелиях, в том числе и у самого Луки. По его словам, после того как Господа покрыло облако и Он исчез из взора людей, апостолам предстали некие мужи и несколько иронично говорят: «Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо?» Как же они могли не смотреть, если Учитель только что поднялся и исчез там, в этой небесной бездне? Но те спрашивают: «Что вы смотрите на небо? Тот же Иисус, Который вознесся от вас, приидет так же, как вы видели Его восходящим на небо». А в Евангелии апостол Лука рассказывает, что ученики после Вознесения с радостью возвратились в Иерусалим и постоянно пребывали в храме, хваля Бога (Лк. 24:52-53).
Что же это означает? А это означает, что слова ангелов — а именно они явились апостолам на Елеонской горе после Вознесения Спасителя — были великим свидетельством того, что евангельская история не окончилась, что она продолжается. Вознесение — не последняя точка в евангельской истории, хотя и последняя в повествовании о земной жизни Спасителя. Эта история продолжается.
И для того чтобы понять, чем же явилось для нас пришествие в мир Спасителя, что по-настоящему означают крестные страдания и Пасха, мы должны связать воедино события земной жизни Спасителя с этим новым периодом евангельской истории, который наступил после Вознесения и завершится во Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Вот тогда и будет поставлена точка.
А если бы не так, если бы только евангельским повествованием заканчивалась новозаветная история, то очень многое для людей осталось бы непонятным. Но ведь и сегодня у людей остаются вопросы, которые порой мешают им поверить в спасительную миссию Господа: если Пасха есть победа над диаволом, то почему же зло присутствует в мире? И если Господь — Победитель смерти, то почему же мы умираем?
Понять непреходящее значение Пасхи как победы над злом, над диаволом, над смертью, можно только в перспективе окончания Евангельской истории. История спасения не завершилась, и апостолы на 50-й день после Воскресения Христова обрели дар Святого Духа. А ведь это тоже важнейшая часть истории нашего спасения! И что только в этой истории не происходило! Какие явления силы человеческого духа! Какая победа добра над злом! Сколько и радостных, и трагических событий!
Но что самое важное, мы не читатели этой истории, мы не перелистываем ее страницы — мы участники этой истории. История спасения — это, говоря современным языком, интерактивная история, в которой каждый находится в диалоге с Богом, со Христом. Это вместе с Ним мы совершаем историю спасения. Это наша жизнь, это наша борьба со злом, это наше утверждение правды. Это и есть исповедание христианской веры, это и есть соучастие в таинстве Святой Пасхи, это и есть участие в жизни Церкви.
Для каждого из нас тот фрагмент истории спасения, в котором мы — участники, завершится в момент нашей физической смерти. Смерть каждого — это завершение нашей земной истории; и мы не знаем, в какой мере после смерти мы можем участвовать в космической борьбе добра со злом. От нас сокрыто, в каком диалоге с Богом мы сможем быть, мы лишь знаем, что праведники будут в общении с Господом, но для нас совершенно очевидны наши задачи на тот промежуток исторического времени, когда мы становимся соучастниками истории спасения.
Вознесение — это праздник, переносящий наш взор с сиюминутного в вечное. У события Вознесения — величайшее эсхатологическое измерение. Через него прозревается будущее, сокрытое для нас во мраке, и праздник Вознесения должен обострить понимание каждым из нас того, что, пока мы в теле, пока мы здесь, на земле, мы вместе со Христом участвуем в Его борьбе со злом. Мы участвуем в таинстве спасения самих себя и всего человеческого рода.
Что же может сравниться с этой стратегической задачей? Никакая другая цель и никакая другая задача. А это значит, что жизнь человека по вере, с которой мы начали сегодняшнюю беседу, по той самой вере, которая является движущей силой строительства храмов и обновления жизни нашего народа, помогает человеку достигать самых возвышенных и подлинных целей и, душу свою спасая для вечности, преображать земную жизнь. И да поможет нам Господь именно так жить, трудиться, бороться, любить, преодолевать скорби, созидать и творить, не теряя присутствия духа, и помнить: все, что мы делаем в отведенный для нас период истории спасения, имеет значение не только лично для нас и не только для нашей жизни, но и для вечности. Аминь.