Великий праздник всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается Святой Церковью 14 (27 по новому стилю) сентября. В этот день священная хоругвь нашей веры, знамение христианина и христианства – Крест Христов, износится из алтаря и воздвигается перед верующими, напоминая о страданиях, понесенных Сыном Божиим за человеческий род, об узком пути спасения и нашем непобедимом оружии.
26 сентября 2014 года, в навечерие праздника Воздвижения, богослужения прошли в двух академических храмах. В храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова торжественное всенощное бдение совершил ректор академии архиепископ Петергофский Амвросий, в храме Двенадцати апостолов богослужение возглавил почетный гость Духовной академии епископ Афанасий (Евтич).
Архиепископу Амвросию сослужили: архимандрит Софроний (Смук); протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе академии; священник Матти Валлгрен, клирик Финляндской Православной Церкви; священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Глеб Санюк; иеромонахи Геннадий (Поляков), Сергий (Иванов), Афанасий (Букин); протодиакон Кирилл Журавлёв, диакон Герман Ранне.
Чин исповеди совершал духовник академии протоиерей Вячеслав Харинов.
За богослужением пели мужской хор под управлением иеромонаха Матфея (Шарова) и смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной).
По окончании Великого Славословия архиепископ Амвросий с собором духовенства совершил изнесение из алтаря Честного Креста Господня. Совершая торжественный обряд воздвижения Креста Господня, владыка при стократном пении «Господи помилуй» осенил крестом четыре стороны света.
За всенощным бдением в храме Двенадцати апостолов епископу Афанасию сослужили: иеромонахи Варфоломей (Магницкий) и Виталий (Морозов); иеродиаконы Феодосий (Желновачев) и Владимир (Палибрк).
Пел женский хор под управлением Лидии Масловой.
Праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа
Сегодняшний праздник относится к числу двунадесятых и первоначально был установлен в память обретения Честного и Животворящего Креста Господня в 326 году равноапостольной царицей Еленой, матерью первого христианского императора Константина Великого. С VII века с этим днем стало соединяться воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием в 620-е годы. Как при обретении, так и при встрече Креста, возвращенного из Персии, патриарх, дабы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть святыню, воздвигал, то есть поднимал Крест, обращая его ко всем четырем сторонам, и всякий раз народ благоговейно преклонялся, взывая: «Господи, помилуй!» Отсюда праздник получил название «Воздвижение Креста Господня». Так как сила Креста открылась в победах благоверных государей над врагами, и в торжестве христианства над язычеством, то главным песнопением дня Воздвижения служит молитва за род христианский: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным на сопротивныя даруя, и твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
Воспевая силу креста Господня и спасение, на нем содеянное, Святая Церковь призывает нас целовать святой крест “радостно и страхом: страхом греха ради, яко недостойнии суще, радостию же спасены ради, еже подает миру на том пригвоздивыйся Христос Бог, имеяй велию милость”. Сам обряд воздвижения креста Господня имеет глубокое духовное значение. Крест Христов есть орудие и вместе с тем символ нашего спасения, священная хоругвь нашей веры, знамение христианина и христианства. В совершающемся в сей день воздвижении Святого Креста, мы должны усматривать образ нашего спасения, всю сущность нашей святой веры.
Крест низводится долу и вновь возносится ввысь: это образ нашего горького падения в Адаме и нашего превознесения во Христе: от глубины ада к царствию Божию, от смерти к вечно-блаженной жизни в Боге. Для верующего и понимающего человека в священнодействии воздвижения креста Христова – неиссякаемый источник духовного утешения, сильное побуждение к умиленной молитве и благоговейному излиянию сердца своего перед Богом, высшее поощрение к делам благочестия и любви христианской, предмет богомысленного размышления и благодарения Богу на всю вечность.
По церковной богослужебной традиции в праздник Воздвижения Креста полиелей совершается в алтаре при открытых царских вратах, независимо от дня недели поется песнь «Воскресение Христово видевше…»
Празднуя Воздвижение Честного и Животворящего Креста, мы также воспоминаем страдания и смерть Иисуса Христа и поэтому, согласно Типикону, в праздник Воздвижения полагается строгий пост, независимо от дня недели, на который этот праздник выпадает.
***
Завтра, 27 сентября, богослужения также пойдут в двух академических храмах. В храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова духовной академии праздничную Божественную литургию совершит архиепископ Амвросий, в храме Двенадцати апостолов – епископ Афанасий. Перед богослужением архиепископ Амвросий пострижет во чтецов студентов бакалавриата Антония Пронских и Алексея Черникова, на Литургии совершит диаконскую хиротонию студента ФИС Духовной академии Александра Юй Ши. Начало богослужений – в 9:00.
Пресс-служба СПбПДА