Груды камня и осыпавшейся штукатурки, обезображенные руины на месте храмов и монастырей, изуродованные до неузнаваемости древние фрески, разграбленные и оскверненные кладбища, заваленные битым мрамором надгробных крестов. В таком виде открываются взорам путешественников останки памятников великой культуры, родившейся здесь, на Кипре, задолго до нашей эры, расцветшей в лоне христианства, а ныне безжалостно уничтожаемой завоевателями.
Торжественную церемонию открытия выставки, посвященной проблеме сохранения богатейшего культурного наследия греческой цивилизации на оккупированной турками части острова Кипр – в частности в районе г. Морфу, 19 января по благословению ректора Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископа Амвросия посетили студенты бакалавриата и ФИС Духовной академии.
Выставка, состоящая из фотографий разграбленных и оскверненных памятников кипрской культуры с рассказами об их истории, была создана по инициативе активистов греческого муниципалитета и Митрополии Морфу, прилагающих все возможные усилия по сохранению памяти об историко-культурных достопримечательностях района. Выставка демонстрировалась, в Никосии, в Брюсселе – в Европейском парламенте, в Афинах – в парламенте Греции, в Лондоне – в британском парламенте. Цель данной выставки познакомить публику с памятниками, расположенными в оккупированном Турцией районе Морфу, и добиться от турецких властей разрешения приступить к реставрации и спасению объектов культурного наследия, которые разрушаются. Представленные на выставке фотографии рассказывают о том, что доисторическим поселениям в Петра ту Лимнити и Туба ту Скуру угрожает прямое исчезновение, как и большей части древнего города Соли.
В Санкт-Петербурге экспозиция расположилась в Отделе литературы на иностранных языках Центральной городской публичной библиотеки им. Маяковского. На открытие выставки были приглашены работники дипломатических ведомств, представители греческой общины Санкт-Петербурга, преподаватели, деятели культуры и искусств, студенты, иностранные гости Северной столицы, журналисты.
Мероприятие открыл генеральный консул Республики Кипр в Санкт-Петербурге господин Д. Димитриу. Он приветствовал собравшихся, поблагодарив их за интерес к непростой судьбе кипрского народа, и выразил надежду, что главная цель организаторов выставки будет достигнута.
После приветствия генерального консула к гостям выставки обратился греческий мэр г. Морфу Х. Питтас.
«Этой выставкой Муниципалитет Морфу поднимает тему осквернения и уничтожения многовекового культурного наследия в районе Морфу и в целом на оккупированной части Кипра и, следовательно, нарушения гуманитарных прав и религиозной свободы законных греческих жителей Морфу, и вообще всех жителей нашей родины, половина которой находится в оккупации. Цель выставки – поведать цивилизованному человечеству об усилиях, которые прилагаются для спасения археологических и христианских памятников на оккупированной территории Кипра»
– подчеркнул господин Питтас, отметив, что выставка является «неопровержимым свидетельством нашей греческой идентичности и нашей православной веры».
«Наша культурная и религиозная традиция является бесценным сокровищем. Сколько бы лет ни прошло, сколько бы захватчиков ни проходило по нашей земле, эта традиция никогда не прекратится, поскольку ее корни уходят глубоко в нашу землю. История, традиции и богатство Морфу отражены в нашей выставке. Морфу знают как город святых, город мучеников и город героев. Для нас, выросших в этом месте, нет зрелища более ранящего, чем вид оскверненной и разграбленной церкви. Каждое фото – эта зияющая рана, памятью возвращающая в прошлое и рождающая беспокойство о будущем наших памятников и нашего культурного наследия»
– подытожил чиновник.
Церемонию открытия выставки украсило выступление хорового коллектива «Фортис» под управлением Е. Андреевой, исполнившего духовные песнопения и греческую народную песню в обработке современного греческого композитора.
Мероприятие завершилось вручением памятных подарков и фуршетом.
Историческая справка:
Утром 14 августа 1974 в Женеве безрезультатно завершилась трехсторонняя конференция с участием министров иностранных дел Великобритании, Греции, Турции и представителей греко-киприотов и турко-киприотов. Целью конференции было решение противоречий, сложившихся на острове между греческим и турецким населением острова после получения независимости от Великобритании после Второй мировой войны и войны кипрского народа за независимость.
Через час после провала конференции, турецкая армия вновь пошла в наступление по выжженной земле многострадального острова Кипр. Турецкие танки и мощные пехотные подразделения двинулись на восток, в направлении Фамагусты, и на запад — в направлении местечка Морфу. 15 августа они беспрепятственно заняли Фамагусту, а на следующий день, 16 августа, — Морфу, расчленив остров надвое. По пути турецкая армия чинила ужасающие зверства и насилие.
Турецкое вторжение и оккупация нанесли тяжелую рану историко-культурной традиции района Морфу, протянувшейся с древнейших времен и до наших дней, заключенной в многочисленных памятниках, предметах археологии, письменных источниках и обычаях.
Нынешние географические границы округа, принадлежащего Митрополии Морфу протянулись вдоль обширной территории горного массива Троодос и западной части долины Месаория, а также большей части залива Морфу. В юрисдикции Митрополии Морфу находятся 68 общин и девять действующих монастырей. Из них 23 общины и город Морфу оккупированы Турцией.
В пределах свободных от оккупации районов Митрополии Морфу находятся семь из десяти византийских памятников Кипра, включенных в перечень объектов культурного наследия ЮНЕСКО, а также знаменитая базилика и ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божьей Матери.
Христианская история Морфу начинается с прохождения апостолов Павла, Варнавы и Марка в 45 году н.э. На реке Сетрахос, где сейчас стоит монастырь святого Иоанна Лампадиста был крещен святой Ираклидий, первый епископ Тамасоса.
Во время второго апостольского путешествия, около 49 года н.э., апостолы Варнава и Марк высадились на мысе Кормакитис, неподалеку от Морфу. Там они встретили и окрестили жрецов Афродиты Аристона и Тимона.
После мученической смерти апостола Варнавы, основателя Кипрской Церкви, около 57-60 г. н.э., евангелист Марк крестил и рукоположил первого римского епископа Солейского, святого Авксивия родом из Рима. В честь св. Авксивия в IV веке была воздвигнута большая раннехристианская базилика, украшенная прекрасными мозаиками.
Еще одним святым, оказавшим большое влияние на распространение христианства в конце ΙΙΙ века, был Артемон, прибывший на остров из малоазиатской Лаодикии. Развалины древнехристианского баптистерия и мозаичные полы конца IV- начала V века из базилики святого Артемона были обнаружены при раскопках вблизи селения Авлона на оккупированной Турцией территории.
Епископы Солейские принимали участие во Вселенских Соборах, среди них – Авксивий III, Евагрий, Евстафий, Епифаний и Стратоник.
В 649 и 650 Солы подверглись разрушительным арабским набегам. Описание этих событий дает нам ценная надпись из Сол 655 года. Византийские императоры отправляют в северные районы Кипра пограничников из района Черной горы в Сирии для его защиты.
Они принесли на Кипр культ своих святых покровителей Георгия и Мамаса, вместе с частицами мощей св. Мамаса также и в район Морфу, где стояли лагерем. С тех пор святой Мамас из Малой Азии, мироточивый чудотворец – мученик, стал защитником Морфу и его покровителем.
Мироточивого святого полюбили не только киприоты, которые стали считать его киприотом, – слава о нем разошлась по всему Средиземноморью, достигнув даже и России, где он представлен на старых переносных иконах.
В 965 году Кипр был освобожден от арабов и вернулся в лоно Византии. С Χ по ΧΙΙ век город-государство Теоморфу, известное как Морфу, в качестве преемника древних Сол, окончательно сформировало свой христианский православный облик, и как местные святые почитаются более чем 30 святых, включая последнего священномученика Филумена, принявшего мученическую смерть в 1979 году на Святой Земле.
К северо-востоку от оккупированного села Кира не невысоких холмах с видом на залив Морфу и лежащее напротив побережье Карамана в Малой Азии, расположен один из старейших монастырей на Кипре, монастырь св. Георгия Ригатиса, существующий с Χ века. Монастырь в настоящее время является подворьем Иерусалимского Патриархата.
В 1191-92 году Кипр попадает в руки западных крестоносцев, а на острове утверждается королевство франков. Буллой папы Иннокентия III, число кипрских епархий сокращается с 14 до 4, в главных городах: Никосии, Фамагусте, Лимасоле и Пафосе. Позднее четыре епископа были высланы в села своих епархий. Был отменен институт и звание архиепископа Кипра, и первым в иерархии стал считаться епископ Никосии с титулом епископ Солейский. В 1260 году кипрской буллой, изданной Папой Александром епархия Сол была окончательно упразднена.
После поражения византийцев в битве при Манцикерте в 1071, и позднее, в ΧΙΙΙ веке, с падением государств крестоносцев в Леванте и продвижением турок-сельджуков, беженцы перевозят на Кипр, мощи св. Варнавы и Иллариона в Перистерону, а Киприана и Иустины в Менико. Следует обратить внимание, что церковь св. Киприана и Иустины в Менико очень популярна среди посещающих Кипр паломников из России, а сами мощи привозились в Россию для поклонения.
В период венецианского правления (1489-1571 гг.) в районе Морфу возделывался сахарный тростник, а производившийся сахар экспортировался в Венецию.
В этот период было возведено довольно много храмов и монастырей, украшенных фресками и иконами в стиле так называемого Кипрского Ренессанса.
В первой половине ΧVI века греческой феодал Евгений Синклитик построил в Морфу на развалинах двух раннехристианских базилик и одного поствизантийского храма великолепный храм св. Мамаса, одноименный с монастырем.
Храм, одно из наиболее значительных сооружений так называемого франко-византийского стиля, является важнейшим объектом поклонения этому святому на Кипре, так как там находится гробница святого, мраморный саркофаг III века н. э.
Среди храмовых реликвий выделяется потир из позолоченного серебра искусной работы 1506 года, который вы видите на экране, сегодня он является экспонатом Византийского музея Фонда Архиепископа Макариоса III в Никосии.
После захвата Морфу в 1974 году оккупационные власти превратили храм в «музей иконы». Храм св. Мамаса является одной из немногих церквей на оккупированной территории, которые не были подвергнуты разграблению.
С 2004 года муниципалитет Морфу по договоренности с ООН проводит шествия на праздник святого Мамаса 1 и 2 сентября. Множество верующих, в основном беженцев из Морфу, с душевной болью прибывают в храм на оккупированной территории, чтобы поклониться святому и принять святое миро из его гробницы.
В 1571 году Кипр был завоеван турками-османами. В Морфу поселились пришлые турки, как видно на рисунке Василия Барского. С первых лет османского владычества и по 1660 год существовала воссозданная Солейская епархия.
Впоследствии она находилась в подчинении у Митрополии соседней Кирении вплоть до 1973 года, когда была воссоздана архиепископом Макариосом III под названием Митрополия Морфу.
В 1974 году Морфу и окрестные деревни были захвачены турецкими оккупационными войсками. В ушедшем 2014 году отмечалось 40-ая годовщина турецкого вторжения на остров. Переговоры о воссоединении Кипра продолжаются по сей день, но пока не найдено оптимальных политических решений, необходимо сохранить память о христианском и эллинском прошлом острова, эту идею и продвигают организаторы выставки.
Напомним, что в Санкт-Петербурге выставка проходит с 20 по 26 января в Отделе литературы на иностранных языках Центральной городской публичной библиотеки им. Маяковского по адресу Набережная реки Фонтанки 46, вход со двора. Вход свободный.
Пресс-служба СПбПДА