Царящий в храме полумрак разрезан яркими огнями немногочисленных свечей. Строго и стройно возносятся к затемненным сводам аккорды великопостных песнопений. Черные ризы, сосредоточенные спокойные лица молящихся. В последний вечер перед началом Святой Четыредесятницы начальствующие, учащие и учащиеся Духовной академии собрались в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, чтобы, согласно христианскому обычаю, вступая на поприще поста, испросить друг у друга прощения.
22 февраля 2015 года, вечером Недели сыропустной, в Прощеное воскресенье, ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил вечерню в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. По окончании богослужения прошел чин прощения.
Архиерею сослужили священник Глеб Санюк, иеромонахи Сергий (Иванов) и Сергий (Шардаков); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне и иеродиакон Феодосий (Желновачев). В алтаре молились архимандрит Софроний (Смук), протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе, духовенство академического храма.
После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы. С этого момента богослужебные песнопения исполняются особым великопостным напевом. В конце вечерни поются великопостные тропари, и совершается молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя земными поклонами.
По окончании богослужения, обращаясь к молящимся с
архипастырским словом, архиепископ Петергофский Амвросий призвал помнить, что Великий пост – это время перемен, которые происходят как во внешней, так и во внутренней жизни каждого человека. Владыка напомнил, что мы призваны усиленно потрудиться, чтобы приобрести навык побеждать собственное естество, которое тянет нас во мрак греха. И этот путь открывается подвигом прощения, побеждающим самость, гордыню и злопамятство. Это подвиг, открывающий нам дорогу ко встрече с Истиной, которая есть Сам Хозяин Украшенного Чертога – Христос Спаситель. Завершая слово, владыка Амвросий испросил у паствы прощения.
По примеру владыки, следуя древней христианской традиции, духовенство, студенты и прихожане также испросили прощение друг у друга. Во время чина прощения академические хоры исполняли песнопения подготовительных недель и Великого поста, а в завершении пропели стихиры Святой Пасхи.
Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом, или 7-е воскресенье перед Пасхой.
В этот день верующие, стоя за литургией, имеют возможность слышать евангельское чтение, где говорится о прощении грехов, о посте и о собирании небесных сокровищ (Мф 6:14-19).
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
Всю первую неделю Великого поста в Санкт-Петербургской православной духовной академии нет учебных занятий, потому что главное занятие – опыт молитвы и духовной борьбы – проходит всю неделю в храме. В первой половине дня учащие и учащиеся, во главе с владыкой ректором, молятся за богослужениями с 8:30 до полудня, с одним небольшим, пятнадцатиминутным перерывом. День начинается утренними молитвами, затем – утреня, часы, изобразительны и вечерня (в среду и пятницу – Литургия Преждеосвященных Даров). Быт студентов духовной академии в эти дни с раннего утра и до отбоя наполнен великопостным смыслом. В трапезной предлагается строгая постная пища. Вечером, с шести до восьми часов – великое повечерие с каноном преподобного Андрея Критского. Между службами – необходимые хозяйственные послушания. Сразу после вечерней трапезы читается молитвенное правило.