5-6 апреля 2015 года в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершены богослужения первого дня Страстной седмицы. 6 апреля, в Великий понедельник, ректор Духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров.
Накануне, вечерню Недели Ваий совершил священник Адам Бокарев в сослужении иеромонаха Сергия (Иванова) и священника Владимира Первушина-фон-Дитц.
Трипеснцы на малом повечерии и утрене прочитал владыка ректор.
По окончании малого повечерия архиепископ Амвросий совершил великопостную утреню с чтением Евангелия.
На утрене, по окончании трипеснца, архиепископ Амвросий, священник Глеб Санюк и протодиакон Кирилл Журавлев исполнили трио светилен первых дней Страстной седмицы «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный».
Богослужение завершилось чтением первого часа.
В Великий понедельник, наставляя чад в вере и благочестии, Святая Церковь предлагает два назидательных примера: ветхозаветную библейскую историю праведного Иосифа Прекрасного и евангельский рассказ о бесплодной смоковнице.
Иосиф, сын праотца Иакова, из зависти был продан родными братьями в рабство. Пройдя огненные искушения в египетской земле, сохранив благочестие и целомудрие, он достиг высот власти среди чужеземцев. В голодные годы, благодаря его мудрому управлению, без пищи не остались не только жители Египта, но и многочисленные беженцы, в том числе и семья праведного Иакова, переселившаяся в Египет.
Иосиф есть прообраз Христа, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников – иудеев, продается учеником за тридцать серебреников, заключается в мрачный и тесный ров – гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом – Своею Живоносной Плотью.
Иссохшая смоковница, по словам Евангелия, была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме того, для жителей Востока смоковница символизировала мудрость. Поэтому история о смоковнице, оказавшейся бесплодной перед Христом, говорит нам о суетности и бесплодности человеческой мудрости перед открывшейся евангельской Истиной.
В Великий понедельник в академическом храме евангелиста Иоанна Богослова архиепископ Амвросий совершил вечерню Великого понедельника и навечерие праздника Благовещения Пресвятой Богородицы в соединении с Божественной Литургией Преждеосвященных Даров. Вечерню и Литургию предварило чинопоследование часов Страстной седмицы и изобразительных. Евангелие на часах прочитал владыка ректор.
За Литургией архиерею сослужили: архимандрит Софроний (Смук), протоиерей Виталий (Грищук), проректор по воспитательной работе; иеромонах Геннадий (Поляков); священники Андрей Парафенюк и Александр Кузнецов; иеромонах Варфоломей (Магницкий); священник Глеб Санюк; священник Евгений Николин, клирик храма-часовни святой равноапостольной Марии Магдалины на Малоохтинском проспекте; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); священники Адам Бокарев и Владимир Первушин-фон-Дитц.
Диаконский чин возглавил протодиакон Кирилл Журавлев.
За литургией пели три академических хора, в храме молились сотрудники и студенты всех отделений Духовной академии.
Песнопение «Да исправится молитва моя…» было исполнено трио в составе священника Глеба Санюка, диакона Германа Ранне и магистранта I курса библейско-богословского отделения Андрея Бондарева в сопровождении смешанного хора Духовной академии.
По окончании Божественной литургии владыка ректор обратился к молящимся с архипастырским словом:
Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня — Великий понедельник. Этот день преподносит нам два образа – образ праведного Иосифа, ветхозаветного человека, явившего пример целомудрия, терпения, незлобия, прощения, кротости и страдания, и образ бесплодной смоковницы, о которой мы слышали вчера в евангельском чтении на утрени.
Смоковница в Евангелии — это образ человека и даже отдельных народов. Господь ожидает плодов как от отдельных людей, так и от целых народов. Бесплодной смоковницей стал народ, которому дана была возможность стать богоизбранным, однако он не сохранил своего первородства. Точно такая же возможность дается и каждому из нас – людям, вступившим в жизнь вечную, которая начиналась уже здесь на земле со времени нашего возрождения в крещальной купели.
При прочтении евангельского повествования о бесплодной смоковнице у людей возникает совершенно справедливый вопрос: ведь евангелист сам совершенно четко говорит, что не пришло время собирания смокв, т.е. еще не пришло время урожая, за что же так Христос прогневался на это, казалось бы, безобидное дерево?
Конечно же, здесь нам дан некий образ, который учит нас тому, что мы в своей жизни должны принести плод, и не будь этого плода – такая же участь ожидает и людей, и целые народы. Но для того, чтобы более четко понять смысл “несправедливого” обращения Христос с таким, казалось бы, невинным деревом, мы должны знать, что смоковничное дерево приносит плоды трижды в год. Первый раз в апреле, потом в начале июня, а затем уже и в августе. Первый урожай всегда бывает кислым, плоды бывают невкусными, но, однако же, они все равное годны в пищу, второй – уже более сочный, ну а третий – наиболее спелый, радующий вкус человека. И есть еще одна удивительная особенность этого дерева: плоды появляются раньше, чем листья, листья следуют за плодами. И когда пришел Христос и увидел это дерево, он увидел на нем листья, а это значит, что сама по себе эта смоковница уже была бесплодна, на ней не было даже начатка плодов, которые вполне годились бы в пищу, даже если еще не пришло время для собирания урожая. Нам хорошо знаком вкус несозревших яблок – как часто в детстве мы рвали их в саду и пытались ими наесться. Однако это дерево было совершенно бесплодным, и Господь сказал, что ему больше не будет дана возможность плодоносить.
В жизни каждого человека и каждого народа, в жизни всего человечества наступает такой период, когда данные нам возможности многократно превосходят наше стремление приумножить эти таланты. И Небо закрывает от нас двери этих возможностей, перестает нам их подавать, обрекая на полное бесплодие. И в этом вина не Неба, но вина отдельных людей, отдельных народов и всего человечества. Нынешний образ бесплодной смоковницы пусть устрашит каждого из нас. Задумаемся над тем, что дает нам Господь и над тем, как мы пользуемся наследием, полученным вовсе не по нашим заслугам, а по Его величайшей милости. Будем стремиться спешить принести эти плоды, потому что время кратковременно, оно настолько быстро бежит, что вечность, простертая для нас в нынешней временной жизни, очень скоро захватит нас полностью. И тогда у нас больше не будет возможности принести плоды, без которых, оказавшись за пределами земной реальности, конечно же, невозможно будет совоскреснуть и пребывать с Христом, подававшем нам возможность плодоношения в нашей временной жизни.
Сегодня вечером, в 18.00, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова архиепископ Амвросий в сослужении духовенства совершит всенощное бдение (великое повечерие с литией, утреню и 1-й час) праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
Завтра в академическом храме будут совершены часы, изобразительны и великая вечерня в соединении с Литургией святителя Иоанна Златоуста. Начало богослужения в 8.30, начало исповеди в 8.00.
Пресс-служба СПбПДА