Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы молитвенно вспоминаем одного из великих святых Церкви – преподобного Амвросия Оптинского. Время его жизни выпало на эпоху расцвета не только политической, экономической и культурной мощи России, но и расцвета духовной жизни, возвращения к своим истокам, осознания самобытности и уникальности Православия. Именно XIX век дал столько святых, сколько не давал ни один век в истории Русской Церкви до этого времени. И среди святых XIX века важное место занимает преподобный Амвросий.
Будущий преподобный родился в крестьянской семье, рано потерял отца и воспитывался у дедушки-священника. Как многие молодые люди того времени, он поступает в духовные школы, спустя несколько лет после окончания которых, вспоминая об обете, данном Богу, поселяется в Оптиной пустыни и принимает монашеский постриг. До конца жизни Оптина пустынь и стала земным домом для преподобного Амвросия. Здесь он испытывал болезни и скорби, возлагая все свое упование на Бога, здесь он принимал людей, требующих духовного наставления и телесного исцеления, здесь он преображал русский народ, приводя его к истинной вере отцов. Благодаря ему русская интеллигенция обратила свой взор с западного скептицизма на родное Православие. Многие выдающиеся личности культурной и политической жизни России побывали в те времена в Оптиной у старца Амвросия.
Но теперь, обращая свой взор назад, мы можем задать вопрос: как получилось, что страна, в которой была явлена такая сила Божия, за считанные годы стала безбожной? Как получилось, что русский народ, без сомнения знавший Оптинских старцев, не послушал их заветов и поднял руку на веру, царя и отечество? Ведь именно в те годы, когда, во многом благодаря преподобному Амвросию стала возрождаться духовная жизнь, неведомые силы, противясь этому, решили покончить с Россией, стержнем которой всегда была вера. Они оставляли после себя лишь хаос и разрушение: Оптина пустынь, как и все монастыри и храмы, была разграблена и закрыта, могила великого старца Амвросия была сравнена с землей, за одно произнесение его имени могли расстрелять. Россия, поднимаясь с колен, упала лицом в грязь. Очевидно, это было необходимо: Бог, как очищающий огонь, коснулся каждого сердца, и ярче золота были сердца новомучеников. И именно для их укрепления, скорее всего, и нужна была жизнь старца Амвросия, призванная показать величие и славу Божию. Его жизнь, прославленная чудесами и великими подвигами, была известна далеко за пределами Оптины, она выражала преданность своему служению и стойкость в вере, так необходимые спустя несколько десятилетий после его смерти тем, кто вступал в духовную брань в своем сердце: предать Христа и жить дальше или же стоять в Боге и даже умереть за Него.
Казалось бы, все это было давно. И сейчас сам преподобный Амвросий и его духовные чада – новомученики – являются лишь теми, кого мы вспоминаем, приходя на богослужения, посвященные им. Но не этого хотел преподобный Амвросий. Он оставил нам пример своей жизни не для своего восхваления и почитания. В первую очередь, его жизнь должна стать неким указателем для нас, людей, живущих после эпохи открытых гонений, христиан, живущих в видимом благополучии. Мы должны помнить, что это благополучие лишь некая небольшая передышка перед ожидающим нас поруганием и оплеванием. А стойкость перед будущими испытаниями вырабатывается уже здесь и сейчас в малых вещах. «Верный в малом и во многом верен» (Лк 16:10), верный при благополучии будет верен и при гонениях.
Так будем, дорогие братья и сестры, восхваляя преподобного Амвросия, учиться у него тому, чего недостает нам: стойкости в вере и жизни во Христе. Аминь.
Проповедь аспиранта I курса СПбПДА священника Алексия Красавина, произнесенная 22 октября на вечерней молитве в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.