О выборе пути, о своем отце, ставшем главным жизненным примером, о годах учебы рассказывает магистрант СПбПДА священник Иоанн Тарасов, рукоположенный в сан пресвитера за Божественной литургией 28 апреля 2013 года.
— Отец Иоанн, студенты академии, а также мужской хор поздравляют Вас с принятием иерейского сана. Расскажите, как Вы пришли в Церковь, с чего начался Ваш христианский путь?
— Я родился в православной семье. Мои родители учились вместе в тогда еще Ленинградских духовных школах. Они познакомились здесь и благодаря академическому воспитанию всю жизнь отдавали себя Богу и людям. После окончания духовной семинарии мой отец был направлен на Украину и служил диаконом в Свято-Никольском храме города Василькова Киевской области. Через два года он стал настоятелем того же храма, где и прослужил всю свою жизнь. Моя мать, выпускница регентского отделения, стала настоящей опорой в его служении. До сих пор она остается регентом этого храма. С самого детства я рос при Свято-Никольском храме, ходил в воскресную школу, пел в хоре, прислуживал на богослужениях, помогая отцу. Очень часто я ходил с ним на требы, смотрел, как он общается с людьми и совершает таинства. Благодаря тому что мои родители до поступления в духовные школы окончили светские музыкальные заведения, им удалось привить всем своим детям любовь к церковной музыке. После поступления в Санкт-Петербургскую семинарию мне было легко петь в хоре, так как все произведения мне были знакомы с детства.
— Как Вы решили посвятить жизнь служению Богу? Как пришли в духовные школы?
— После школы я поступил в педагогический вуз на экономический факультет. Спустя некоторое время в моей жизни произошли события, перевернувшие мое мировоззрение. Самым серьезным испытанием стала неожиданная смерть отца. Это заставило о многом задуматься. Кроме того, проведя год в светском вузе я понял, что интересы современной молодежи мне совершенно чужды. К этому времени пришло понимание того, что меня ждет другой путь. Я оставил университет и принял решение поступить в семинарию.
— Почему Ваш выбор пал на СПбПДА?
— У меня не было сомнений, в какую духовную школу поступать. Мои родители учились здесь, и я последовал их примеру. В 2006 году поступил в семинарию. Сразу попал в мужской хор академии, с которым сроднился, как с семьей. На втором курсе был назначен уставщиком этого хора, нес это послушание до окончания семинарии.
— Как послушание уставщика повлияло на Вас за эти годы?
— Исполняя это послушание, я очень сильно поменял свое отношение к богослужению. В большей степени это произошло благодаря отцу Софронию (Смуку). Этого никогда не испытает сторонний наблюдатель. Подготавливая службу, невольно начинаешь анализировать малейшие детали богослужения. После хиротонии эти навыки помогают мне в служении Богу. Я благодарен владыке Амвросию за возможность проходить свое служение в сане диакона в академическом храме. Думаю, что стройность и красота академических служб являются огромным примером и создают особую молитвенную атмосферу.
— Как, по Вашему мнению, следует готовиться к принятию сана?
— Я уверен, что очень сложно по-настоящему подготовиться к принятию сана. После шести лет пения в хоре и изучения устава хиротония стала для меня шагом в неизвестность. Было такое состояние, будто попал в другой мир. Не знаешь, что будет дальше. Особенно в памяти остались слова владыки Амвросия: в неизвестности следует просто довериться Богу, положиться на Его волю.
— Вы заканчиваете академию, что больше всего запомнилось, кто из педагогов оставил особый след в памяти?
— Больше всего запомнились отношения между ребятами. Описать их невозможно, это нужно пережить. Что бы ни произошло в жизни — верится, что мы останемся той большой академической семьей, которой являемся сейчас. Что же касается учебного процесса, то все преподаватели — специалисты высокого уровня. Каждый из них вносит свою часть в общую картину. Но больше всего запомнился преподаватель литургики Иван Николаевич Судоса. Этот человек показал тот внутренний ритм, который необходим каждому будущему священнослужителю.
— Кто в Вашей жизни был примером, кто больше всего повлиял на формирование Вашей личности?
— Главный примером в жизни был мой отец. То, как он служил Церкви и как общался с людьми, его любовь к Богу и ответственность, являются для меня направляющими векторами в моем служении. Я часто его вспоминаю. Он был человеком открытой души, являлся примером для многих, так как искренне служил Богу. За 21 год служения в священном сане он воспитал более 17 священников, открыл и зарегистрировал около 25 приходов. Вспоминая его широкую личность, хочется правильно идти по пути своего служения.
Беседовал Андрей Бондарев Фото: Александр Осокин