«Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно…»

«Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно…»

В канун Рождественского сочельника, 5 января 2016 года, в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской Духовной Академии совершены уставные богослужения: вечерня, малое повечерие и утреня. «Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно…»

Богослужения совершили: иеромонахи Геннадий (Поляков), Лука (Пронских) и Кирилл (Порубаев) в сослужении протодиакона Кирилла Журавлева и диакона Германа Ранне. Канон предпразднства Рождества Христова «Волною морскою» на малом повечерии и шестопсалмие прочел ректор Академии архиепископ Петергофский Амвросий. «Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно…» Пел основной состав мужского хора Духовной Академии под управлением студента 4 курса Марка Качанкина. За богослужениями молились студенты, оставшиеся в академии на период Рождественских каникул, и прихожане храма. «Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно…» После шестой песни канона на утрене священник Илия Макаров, преподаватель Духовной Академии, прочитал «Слово о том, как должно сретать (встречать) день Рождества Христова» святителя Амвросия Медиоланского. «Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно…» В этом удивительно красивом своим литературным стилем произведении великий святитель Западной Церкви IV века, описывая привычный для его времени пышный церемониал, сопутствующий празднованию дня рождения императора, отмечает, что люди, участвующие в таком торжестве, надевают лучшие одежды, произносят красивые речи, делая таким образом все для того, чтобы подчеркнуть свое уважение к правителю и получить его милость и расположение. «Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно…» Говоря об этом, святитель спрашивает свою паству: если так старательно готовятся люди ко встрече дня рождения царя земного, смертного, то чем же мы должны украсить себя для встречи Рождества Бессмертного Царя царей, пришедшего в этот мир нашего ради спасения? И далее, отвечая на поставленный вопрос, святитель говорит:
«Царь наш Христос не требует великолепия одежд, но приверженности души, не смотрит на украшение тела, но зрит на сердце служащих Ему; не дивится блеску тленнаго пояса, коим препоясуются чресла, но восхищается непреодолимым целомудрием, которое связует стыдом вожделения. Итак, потщимся явиться пред Ним искусными в вере, облеченными милосердием, благоустроенными в образе нашей жизни: кто искреннее любит Христа, пусть светлее украсит себя соблюдением Его заповедей, дабы Он видел, что мы истинно в Него веруем, являясь в таком великолепии во время торжества Его, и тем вящше бы радовался, чем более зрел бы в нас чистоты духовной».
Богослужениями Рождественского сочельника Святая Церковь приготавливает нас ко встрече праздника Рождества Христова, рассказывая о предшествовавших ему событиях, о том, как повинуясь повелению римского императора, Иосиф и обрученная ему Приснодева Мария направляются в Вифлеем для участия в переписи населения. «Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно…» Но не только историю, предшествовавшую Рождению Христа, мы слышим сегодня в храме – богослужения Рождественского сочельника наполнены особым богословским смыслом. Торжественно и скорбно звучат песнопения канона «Волною морскою» на малом повечерии. Этот канон очень схож по стилю и содержанию с каноном Великой Субботы, который читается у Плащаницы Спасителя в те дни, когда мы вспоминаем Его страдания и смерть. И это совпадение не случайно: приуготовляя нас к  празднованию Пришествия Спасителя в мир, Церковь напоминает нам и о том, ради чего и ради кого Бог сошел в этот падший мир, и через что Богочеловеку надлежало пройти ради нашего спасения.

«Был объят, но не удержан недрами кита Иона  ибо нося образ Тебя, родившегося и во плоти явившегося, он вышел из зверя, как из чертога: ведь Тебе, Рожденному ныне по плоти и к погребению и смерти приблизившемуся, предстоит на третий день воскреснуть»

(Ирмос 6-й песни канона на малом повечерии).

Завтра, в Рождественский сочельник, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова архиепископ Амвросий в сослужении духовенства академического храма совершит последование Царских часов, которое включает чтение 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа с особыми псалмами, пением тропарей, паремиями, чтением Евангелия и Апостола. После Царских часов и изобразительных будет совершена вечерня праздника Рождества Христова в соединении с Божественной литургией святителя Василия Великого.

Начало богослужения в 9:00, начало исповеди в 8.30.

Пресс-служба СПбДА

Фотогалерея


Опубликовано 05.01.2016 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter