29 мая 2014 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Болгарский Неофит совершили Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом.
Ваше Святейшество, Святейший Неофит, Патриарх Болгарский! Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая делегация Болгарской Православной Церкви! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Вознесения Господня и радуюсь, что в этот день Господь судил мне совершить Божественную литургию вместе с моим возлюбленным братом Святейшим Патриархом Неофитом в Казанском соборе моего родного города Санкт-Петербурга.
С особым чувством всегда совершаю службы в этом городе, молюсь с петербургской паствой. Невольно мысли простираются и в прошлое, и в настоящее, и в будущее, и верю, что по милости Божией Господь приклонит Свое благоволение ко всем нам, к Церкви нашей, к народу нашему и к этому первопрестольному северному граду.
Ваше Святейшество, мы находимся на амвоне храма, который был в свое время не просто закрыт теми, кто в Бога не верил и кто с Богом боролся. Именно в этом храме был создан музей, целью которого был отрыв людей от Бога и от веры, — известный на весь мир музей религии и атеизма. Еще ребенком я посещал этот музей. Мне тяжело было взирать на экспозиции, я почти закрывал глаза, а когда я смотрел на этот дивный потолок, на эти колонны, я мысленно представлял себе иконостас и всегда в сердце и в уме была твердая уверенность в том, что приклонит Господь Свою милость и там, где поруганы святыни, они снова воссияют своей духовной силой. Так произошло и с этим историческим собором, построенным в преддверии Отечественной войны 1812 года и ставшим памятником нашей победы над врагом.
Вы знаете, Ваше Святейшество, что из города Санкт-Петербурга от блаженнопочившего государя императора Александра II исходили те мощные волевые импульсы, которые подняли весь наш народ на защиту братьев-болгар, почти 500 лет страдавших под иноземным игом. Именно из этого города и началась освободительная борьба, принесшая свободу Болгарии, а затем и всем другим странам Балканского полуострова и Восточной Европы, которые страдали от османского ига.
Я знаю Ваше особое отношение к памяти царя-освободителя Александра II. Знаю также, что память об этом государе бережно хранится в Болгарии, несмотря на все политические перемены, которые произошли в результате распада Советского Союза, в результате изменения сил на Европейском континенте; и мы верим, что этот замечательный пример духовной и воинской дружбы болгар и русских, который связан с освобождением болгарского народа, будет и в наше непростое время содействовать сохранению взаимной любви между народами, взаимному духовному общению и братской любви между нашими Церквами.
Добро никогда не исчезает, как и зло никогда не исчезает, и, наверное, кончина мира наступит тогда, когда все накопившееся за историю рода человеческого зло превысит совершаемое добро. Именно из этого понимания и исходит Церковь, утверждая Божественную истину и утверждая добро, даже вопреки многим грозным внешним обстоятельствам. И Вселенская Православная Церковь, представленная пятнадцатью Поместными Православными Церквами, сохраняя свое единство, призвана сегодня стоять на страже того, что прямо связано с волей Божией, а с волей Божией связано нравственное устроение человеческого общества. Именно поэтому Господь дал нам Свои заповеди, чтобы, живя по ним, мы в соответствии с Его волей устрояли жизнь личную, семейную и общественную.
Мы живем в то самое время, когда силой государственной власти и силой законов пытаются поколебать эту истину. Мы знаем, что непросто воспитывать свой народ вопреки этому мощному информационному воздействию на людей. Но я с благодарением Богу свидетельствую, что на Руси и в державе Российской сегодня все больше и больше людей понимают, что не может быть счастливого будущего ни для страны, ни для народа, если народ разрывает свою связь с Божией волей и Божиим законом.
Мы знаем, как непросто сегодня свидетельствовать об этом в Европе. Но мы верим, что Православная Церковь, в лице тех Поместных Церквей, которые находятся внутри объединенной Европы, не сложит своего духовного оружия, но будет продолжать свидетельствовать об истине Божией. И это свидетельство, несомненно, будет находить самый добрый отклик и великую признательность в сердцах абсолютного большинства европейцев, потому что закон Божий, по которому Церковь призывает жить людей, отображен в нравственной природе человека и насилие над этой нравственной природой никогда не оставляет людей безразличными. И мы верим, что Господь приклонит милость Свою и отодвинет те страшные времена, когда сумма зла превысит сумму добра. Мы об этом молимся, мы ради этого трудимся, идя нередко против мощного течения. У наших Церквей есть опыт — мы жили в обществах, которые провозгласили себя атеистическими, мы жили в условиях, когда религия не поощрялась государственной властью, а бывали и времена прямого гонения. У нас выработался иммунитет и выработалась способность действовать в соответствии со словом Божиим и своей совестью. И я верю и надеюсь, что как наш совместный исторический опыт, так и наша общая причастность к единой Церкви будет помогать и вам, и нам, и всему Православию совершать дела, достойные нашего призвания. И верим, что Господь будет с нами.
Я благодарю Вас, Ваше Святейшество, за Ваш визит в Россию, в Москву и в Петербург. Считаю его очень важным в плане укрепления традиционно братских отношений между нашими Церквами и между нашими народами.
Позвольте поблагодарить и Вас, Ваше Высокопреосвященство, за Ваши добрые слова, за дары, которые Вы преподнесли нам, и за то гостеприимство, которым Вы окружаете сегодня Святейшего Патриарха Неофита и его делегацию. Всех вас еще раз сердечно приветствую с праздником. Спаси Господи!