6 марта 2016 года, в Неделю мясопустную (о Страшном Суде), ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию в домовом храме исправительной колонии №6 «Обухово». За 28 лет существования храма в честь святителя Тихона Задонского здесь прошло первое архиерейское богослужение.
В стенах ИК №6 студенты Духовной Академии проходят социально-миссионерскую практику: участвуют в совершении богослужений в домовом храме, общаются с заключенными, отвечая на волнующие вопросы духовной жизни. Именно по приглашению заключенных владыка ректор прибыл в колонию с архипастырским визитом, чтобы совершить Божественную литургию.
За богослужением Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Игорь Есипов, настоятель домового храма святителя Тихона Задонского; протоиерей Олег Скоморох, благочинный тюремных храмов Санкт-Петербургской епархии; священник Глеб Санюк, ризничий академического храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова; иеромонах Феодосий (Желновачев) и диакон Герман Ранне.
Чинопоследование 3-го и 6-го часов прочитали сами заключенные. Пел мужской квартет студентов Духовной Академии под управлением студента 3 курса бакалавриата Мартина Ковалева.
После чтения Евангелия архиепископ Амвросий обратился к собравшимся со словом проповеди:
Дорогие братья и сестры, сегодняшнее воскресение Церковь называет Неделей о Страшном Суде. И только что мы с вами слышали Евангелие, которое рисует нам картину всего того, что случится в жизни человечества, в жизни всего мира. Страшный Суд. Времени его никто не знает, он будет совершаться вне времени и вне земных реалий, однако мы точно знаем и это знание принес из иного мира воплотившийся Сын Божий о том, что это обязательно будет. Бог, создавший все земное, приведет в свое время свое творение к единому знаменателю, подведет к такой черте, придя к которой каждый из сотворенных существ сможет увидеть себя таким, каким он был на самом деле, а не таким, каким он казался самим себе. Этот Суд будет касаться не только людей, этот Суд будет касаться и мира невидимого, мира ангельского. И демоны, которые прежде были херувимами вспомнят о своем первом предназначении, осознают, кем они были прежде, находясь рядом с Богом, славословя и воспевая Его, и в кого они превратились из-за собственного падения и личного выбора. И сатана, который прежде был одним из ангелов света, опутавший ныне подобно паутине все человечество и подобно змее вонзивший свои ядовитые зубы в жизнь всего человечества, вдруг поймет с какой высоты он был низвергнут и в какую бездну он ниспал.
То же будет происходить и с человеком. «На страшном судище без оглагольников обличаюся, без свидетелей осуждаюся, книги бо совестныя разгибаются и дела сокровення открываются».Так Святая Церковь описывает это грядущее в истории мира действие в одном из молитвословий. Там не нужно будет никого, кто будет на нас клеветать и доносить, там не нужно будет никаких свидетелей наших грехов или добрых дел, потому что книга совести откроется перед каждым из нас. Книга совести, которая опишет не только нам самим, но и всему миру, всему человечеству, всему, сотворенному Богом, то, что мы совершили в жизни земной хорошего и плохого.
У каждого в тайниках его сердца есть то, что мы не хотим открывать посторонним людям. Иногда в этих тайниках хранится то, что нас самих ужасает уже здесь, но мы как-то забываем, закрываем на это глаза, забиваем в себе это чувство ужаса от осознания в себе той скверны и мерзости, которая подчас наполняет нашу жизнь. Человеку бывает стыдно, когда о нем узнают что-то такое нелицеприятное; то, что доставляет ему позор и стыд. На Страшном Суде все смогут прочитать книгу нашей совести: и Бог, и ангелы, и другие люди. И каждый из нас предстанет перед всем воскрешенным человечеством, пришедшим на Суд Божий, именно таким, каким был на самом деле, а не какими его рисовала собственная воспаленная гордыня.
Господь говорит о том, что мы реально воскреснем в наших телах. Конечно, это не будут те бренные человеческие тела, которые мы сейчас с вами носим, это будут тела преображенные, духовные и воздушные. Именно такими категориями мы можем, насколько это возможно в наших человеческих смыслах, описать это состояние. Хотя человеческий язык недостаточен для того, чтобы описать реальность мира потустороннего, мира, который будет открыт для нас в вечности.
Преподобный Ефрем Сирин предполагает, что каждый из нас будет воскрешен в возрасте тридцати трех лет. Тридцать три года по земны меркам — это возраст, когда человек как бы расцветает, когда он особенно наполняется жизненными силами, когда он способен к особому творчеству, и уже способен преодолеть прежде бывшие ошибки и действительно стать зрелым плодом. Одновременно с этим он имеет впереди еще огромный потенциал и обилие жизненных сил. Тридцать три года – это некий образ настоящего земного человеческого совершенства. И вот, в этом совершенном, не в земных категориях, теле, каждый из нас будет воскрешен. Любой человек, будь то младенец, который не дожил до этого возраста, будь то старик, который много прожил и в совершенно дряхлом теле покинул этот земной мир – все мы воскреснем именно в особом состоянии, в каком-то смысле в одинаковом состоянии, в состоянии совершенства, которое и покажет нам наше реальное содержание. И после этого Суда уже не будет никакой перемены. Праведники воскреснут для вечной жизни со Христом, а грешники, добровольно, по собственному решению избрав нахождение вне Бога, нахождение в аде, воскреснут для того, чтобы тоже вечно пребывать в этой плачевной юдоли.
Вечность будет давать нам возможность усиливать то состояние, которое каждый из нас избирает на этой земле. Если мы выбираем состояние быть с Богом, тогда в вечности каждое мгновение для нас будет новым открытием и усилением радости, новым ощущением счастья, которое будет только усиливаться и не будет иметь никакого предела. Напротив, то состояние, которое будет лишено Божиего присутствия, будет постоянно испытывать человека холодом, мраком, безжизненностью, унынием, отсутствием надежды. И эти качества будут становиться все ярче и будут усиливаться, как бы направляясь и произрастая вглубь, и это тоже не будет иметь никакого конца.Находясь здесь на земле, человек уже делает свой выбор. Находясь здесь на земле, даже имея те нелицеприятные стороны своей жизни, а у каждого из нас есть свои грехи, человек способен выбрать для себя, кем он будет и с кем он будет в вечности: с Богом или с дьяволом.
Иногда звучит такой вопрос. «А разве можно быть счастливым, если кто-то из наших родных или знакомых будет находиться не с нами, а будет пребывать в аду. Как, находясь в состоянии райского блаженства, мы сможем оставаться счастливыми, если будем понимать, что человек, близкий к нам, избрал для себя иной путь?» Это трудный вопрос. И, наверное, на него действительно невозможно ответить до конца, потому что находясь здесь, на земле, мы мыслим в категориях трехмерного пространства. Мы ограничены в словесном выражении и в умственном понимании всего того, что надлежит быть. Мы говорим на языке символов, на языке образов, которые позволяют нам хотя бы отчасти проникнуть в тайну будущего века, в тайну непридуманного, не нафантазированного, но реального века вечности, описать которую точно, находясь во временном пребывании, невозможно. Но лишь с помощью образов и символов можно предположить все то, что наверняка и точно будет происходить. Но как будет это происходит, мы сможем узнать только там.
Каждый из людей пытается найти в другом что-то хорошее. Мы ведь и любим другого человека за что-то хорошее, что есть в нем, и уважаем также за что-то хорошее, что есть в нашем друге, родном, близком или знакомом. Но в вечности откроется совершенно иная картина. Вдруг тот добрый человек, будь то наш знакомый или друг, хорошие стороны которого мы видели здесь, в земной жизни, предстанет перед нами как озверевшее сатанинское чудовище, в котором, оказывается, внутри хранилось и скрывалось так много зла и мерзости, что когда они всплывут на поверхность, это вызовет ужас и отторжение. Невозможно полюбить бациллу какой-либо заразы, невозможно полюбить чудовище, которое дышит смертоносным ядом, которое обрушивается на тебя с руганью и с непримиримой гордыней, не принимая твоего выбора. И тогда, наверное, станет понятным, почему те, к кому на земле было привязано наше сердце, вдруг останутся по другую сторону в вечности. Это будет естественным пониманием того, что человек осуществил свой собственный выбор.
В сегодняшнем Евангелии говорилось о том, когда мы со Христом, а когда без Него. Когда мы являемся по-настоящему людьми, протягиваем друг другу руку помощи, когда мы находимся с теми, кому эта помощь нужна. Когда мы пытаемся быть со слабыми, нищими, больными, несчастными, требующими нашего внимания, тогда в нашу жизнь приходит Христос и в сердце растворяется радость от пребывания в ней Божественной благодати. А когда мы, казалось бы, внешне стараемся быть со Христом, но закрываемся от тех, кто ждет нашего человеческого участия и любви, оказывается, что мы закрываемся и от Бога. Думая, что мы находимся вместе с Ним, на самом деле мы находимся очень далеко от Него. Церковь на каждой воскресной службе в словах Священного Писания и богослужебных текстов пытается достучаться до человеческого сердца и дать человеку возможность понять кто он есть, для чего он живет и к чему он призван. Дать возможность по-настоящему взглянуть на себя, вывернуть себя наизнанку, увидеть, что творится в глубинах его собственного сердца и уже здесь, на земле, исправить все кривизны, неровности нашего сердца, нашего отношения к себе, к Богу, к людям и к окружающему миру. И этот выбор обязательно отзовется в вечности на том Суде, который мы называем Страшным, на котором будет судится все сотворенное Богом на земле. Все тысячи и тысячи лет, которые были прежде нашего бытия вновь приведут в жизнь и тех людей, имена которых давно уже забыты и все мы предстанем на этот Суд. Все мы, действительно понимая это в глубине своего сердца, должны прочувствовать великую ответственность перед самими собой, — ответственность, которая предстоит нам здесь на земле, и исправить все то, что здесь мешает нам встать одесную Бога, уничтожить все то, что поставляет человека ошую Его. Пусть в этот воскресный день наша совместная молитва и незримое, но реальное присутствие среди нас Христа Спасителя поможет каждому из нас вновь и вновь расставить в нашей жизни правильные акценты и честно определиться с кем мы хотим быть — со Христом, или там, где уже не будет никогда ни света, ни радости, ни свободы. Пусть уже сейчас сердце каждого из нас будет наполнено жизнью во Христе без всякого остатка. Аминь.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения о находящихся в заключении.
Все молившиеся за Божественной литургией причастились Святых Христовых Таин.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со архипастырским словом.
В благодарность за организацию богослужений в тюремном храме святителя Тихона Задонского грамотами Санкт-Петербургской Духовной Академии были награждены:
- начальник исправительной колонии №6, полковник внутренней службы К.П. Бубнов;
- заместитель начальника исправительной колонии №6, майор внутренней службы А.Г. Ткаченко;
- майор внутренней службы Е.В. Пальшин.
Во внимание к трудам по организации прохождения практики тюремного служения учащимися Духовной Академии, грамотой был награжден и. о. заместителя начальника исправительной колонии №6, майор внутренней службы В.В. Жердев.
В благодарность за развитие духовно-нравственного просвещения заключенных академической грамоты был удостоен директор Обуховского училища С.Н. Елагин. В данном учебном заведении заключенные колонии имеют возможность получить профессиональное образование.
Настоятель храма протоиерей Игорь Есипов поблагодарил владыку ректора от лица духовенства, отметив, что этот домовый храм ждал архипастырского визита целых 28 лет.
От лица заключенных архиепископа Амвросия поблагодарил староста храма Алексей, подарив архиерею резной образ Владимирской иконы Божией Матери, изготовленный руками заключенных в мастерской исправительной колонии.
В дар храму и лично старосте владыка передал иконы Собора святых Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Во время целования креста владыка подарил всем участникам богослужения образки святителя Серафима (Соболева).
После богослужения настоятель и староста храма подробно рассказали владыке о домовом храме исправительной колонии и его богослужебной жизни.
Затем состоялось общее чаепитие. Угощения, ставшие праздничным подарком заключенным, были приобретены на средства, собранные благотворительной организацией социальной адаптации граждан «Линия жизни» и прихожанами храма Смоленской иконы Божией Матери. Во время трапезы у заключенных была возможность пообщаться с архиереем и задать владыке любые вопросы. Особый интерес вызвали вопросы, посвященные встрече Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска, богословию профессора А. И. Осипова, личности и трудам святителя Николая Японского. В завершении трапезы владыка подарил всем диски с лекциями профессора А.И. Осипова.
Также в рамках визита в исправительную колонию архиепископ Амвросий посетил Обуховское училище №4. В 2015 году между Духовной Академией и Обуховским училищем был заключен договор о сотрудничестве в области духовно-просветительской работы с заключенными, проходящими обучение в Обуховском училище. Экскурсию по училищу провел его директор С.Н. Елагин. Станислав Николаевич показал владыке мастерские и рассказал о процессе духовно-нравственного просвещения заключенных.
После экскурсии архиепископ Амвросий окропил святой водой кабинет директора училища и преподнес в дар библиотеке выпуски научного журнала Духовной Академии «Христианское чтение», а также икону Божией Матери «Знамение».
Пресс-служба СПбДА