28 августа 2016 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию в домовом Успенском храме, отмечающем сегодня престольный праздник.
После чтения часов владыка ректор постриг во чтеца студента 4 курса бакалавриата Рустика Анчукова.
За Божественной литургией архиерею сослужили: иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; иеромонах Геннадий (Поляков); священник Андрей Парафенюк; иеромонах Варфоломей (Магницкий); священник Александр Кузнецов; иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета; священник Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Лука (Пронских) и Филипп (Балиниу); священник Иоанн Никитин; протодиакон Кирилл Журавлев, диаконы Герман Ранне и Антоний Копаев. Пел смешанный хор под управлением Лидии Масловой
За Литургией духовенство и прихожане храма молились о мире в Сирии и Украине: после сугубой ектении владыка ректор прочитал молитву о прекращении кровопролития и воцарении мира в этих странах.
По окончании Литургии архиепископ Амвросий поздравил участников богослужения с праздником Успения Пресвятой Богородицы и престольным днем академического храма и обратился к молящимся с архипастырском словом:
«Сердечно поздравляю Вас с праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – престольным днем домового крестового храма ленинградских митрополитов, которые после закрытия митрополичьих покоев Александро-Невской лавры перебрались в эти стены и в течение нескольких десятилетий совершали здесь свое служение. В будние дни они молились в этом маленьком храме, повергая перед Престолом Божиим все свои скорби и печали, которых всегда бывает исполнена жизнь верных служителей Церкви, но особенно ими была исполнена жизнь служителей Церкви в годы гонений XX столетия. Поэтому сегодня мы с особым чувством поминали и основателя этого храма – митрополита Никодима и тех митрополитов, которые служили здесь после него, воздавая честь хвалу и поклонение Той, Которая является особой заступницей любящих ее монахов, священнослужителей и мирян, и в честь Успения Которой был освящен этот маленький домовый храм.
Преподобный Андрей Критский говорит о том, что тление не коснулось тела Пресвятой Богородицы. Не коснулось потому, что у нее было две великих добродетели. Первая – это чистота и целомудрие, а вторая – смирение. Поэтому сегодняшний день есть праздник чистоты и смирения – тех качеств, которые мы тоже пытаемся стяжать в своей жизни, прекрасно понимая, как трудно это бывает и какие ошибки и срывы происходят на пути нашего земного странствования, но, тем не менее одновременно осознавая, что именно эти качества особым образом приближают нас к Богу, делают нас своими для Него, и Его – своим и родным для нас. Именно благодаря этим качествам избранница человеческого рода стала Той, через Которую Бог пришел на землю.
Жизнеописатель земного пути преподобного Иосифа Исихаста, который скончался в этот день после Божественной литургии, упоминает о том, что преподобный Иосиф говорил, что добродетель всегда сопровождается благоуханием, ощущаемым в том числе и физически. Грех же всегда смердит. Афон является особым уделом Божией Матери, и сегодняшний день там называют летней Пасхой, потому что темы воскресения и смерти, так переплетающиеся друг с другом и одновременно разнящиеся, сегодня особым образом переживаются именно там, где Божия Матерь ощущается, конечно, не физически, но каким-то особым образом, где люди испытывают ее присутствие и участие в жизни тех, кто там живет и приходит в качестве паломников.
Один из нынешних настоятелей афонского монастыря, именуемого Ксенофонт, архимандрит Алексей однажды рассказал такую историю. На Афоне есть предание, что существует некоторое количество праведников, не известных миру, которые подвизаются в отдаленных местах Святой Горы, недоступных даже для ее жителей. Поскольку эти люди неведомы, то трудно проверить, так ли это на самом деле. И вот однажды отец Алексей задался целью увидеть этих людей. Он пошел туда, куда, как предполагалось, они уходят, чтобы совершать свой незримый подвиг в полном удалении от любого людского глаза, оставаясь на протяжении всей оставшейся жизни наедине только с Богом и окружающей их природой. Несколько раз он выходил для этого поиска, но всякий раз он заканчивался неудачей. И вот однажды отец Алексей вышел на одну из скал, где не было никакой растительности, но ощутил некое благоухание, притом настолько сильное, что его было невозможно с чем-то перепутать. Там не было ни травы, ни растений, ни другого видимого физического источника этого запаха. Тогда он пошел дальше. Этот запах исходил из одной пещеры. Когда он вошел в нее, то увидел человека, умершего около восьми месяцев тому назад и лежащего там, где он совершал свои незримые подвиги, где он стяжал добродетели чистоты и смирения. Его останки благоухали так, что этот аромат наполнял всю окружающую местность. Тогда отец Алексей понял, что предание — вовсе не сказки и на Святой Горе живут люди, о которых никто даже не знает, но они молятся за весь мир и приближаются к Богу именно такими добродетелями как чистота и смирение.
Поэтому праздник – это всегда урок, который мы должны усвоить. Но не просто выучить теоретически и правильно ответить, а воспринять его в круг своей жизни и замкнуть его в своем земном бытии для того, чтобы усвоив качества чистоты и смирения мы хотя бы немножко смогли приблизиться к тем людям, которые благоухают своими добродетелями уже здесь на земле и неизъяснимо благоухают в Небесном Царстве.
Пусть материнский покров Царицы Небесной и Ее участие в жизни каждого из нас будут так же ощутимы, как их переживали и преподобный Иосиф Исихаст и те святые отцы, которые подвизались и подвизаются на всяком месте владычества Божия и которым Царица Небесная сообщила дар умной Иисусовой молитвы как некий залог того, что этой молитвой и упоминавшимися сегодня добродетелями мы смогли бы стать своими и родными для той удивительной семьи Божией, которую прежде на земле, а ныне в Небесном Царстве составляют Приснодева Мария и Ее Божественный Сын, небесные силы и от века угодившие Богу».
Новый учебный год откроется вечерней с акафистом Божией Матери и молебном, которые 31 августа в храме Иоанна Богослова совершит архиепископ Амвросий. 1 сентября Божественную литургию возглавит Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав. Приглашаем всех на торжественное богослужение.
Успение Пресвятой Богородицы
Праздник Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии значится одним из двенадцати (двунадесятых) главных праздников Православной церкви. Он предваряется строгим Успенским постом и празднуется Православной Церковью 28 августа (по новому стилю).
В Евангелии о жизни Девы Марии после Распятия Иисуса говорится совсем немного. По просьбе Спасителя, обращенной Им с Креста к Своему апостолу, после завершения земной жизни Христа Иоанн Богослов «взял Ее к себе», то есть на свое попечение. Богородица постоянно находилась с апостолами, и в день Пятидесятницы, как и на учеников Христа, на Нее сошел Святой Дух.
Из церковного предания известно, что после Распятия Спасителя Богородица жила в Иерусалиме – в доме родителей Иоанна Богослова. Она ежедневно ходила на Голгофу и к Гробу Господню, где неустанно молилась. В период очередных гонений на христиан Дева Мария вместе с Иоанном Богословом уехала в Эфес (на территории современной Турции), где и прожила несколько лет. Потом снова вернулась в Иерусалим. Она, как и апостолы, неустанно проповедовала Евангелие, исцеляла людей, заботилась о новообращенных христианах.
По преданию, однажды, во время молитвы у Гроба Господня, Богородице явился Архангел Гавриил. Он сказал: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время».
О полученном от Ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому – он был одним из учеников Иисуса, но в число апостолов не входил. По его просьбе и по молитве Богородицы в течение нескольких дней в Иерусалиме собралось большинство апостолов, чтобы проститься с Ней.
Пресвятая Дева ожидала завершения земных дней спокойно и с радостью – ведь Она знала, что вскоре встретит Своего Сына и Бога. Вот как описывает последние минуты Богородицы святитель Дмитрий Ростовский: «Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, – Сам Царь славы, Христос, со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».
Большинство исследователей сходятся во мнении, что Дева Мария прожила на земле 72 года и скончалась примерно в 57-м году по Рождестве Христовом.
Апостолы похоронили Богородицу в гробнице Ее родителей, праведных Иоакима и Анны, в которой покоился и прах Ее мнимого супруга – Иосифа Обручника, у самого подножия Елеонской, или Масличной горы, возле Гефсиманского сада, где так любил беседовать с учениками Христос и где Он был арестован. На этом месте сейчас подземный православный (греческий) храм.
Похоронная процессия была столь торжественной и многолюдной, что это вызвало гнев иудейских первосвященников. Они ненавидели Христа, а значит, не пылали любовью и к Матери Его, Которая личным примером и убедительным словом Сама обратила в христианство многих язычников и иудеев. Посланные стражники процессии помешать не смогли: и тело Девы Марии, и идущие рядом с ним христиане были как будто ограждены невидимой стеной.
Предание хранит историю о том, как проходивший мимо иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр с телом Девы Марии, но тут же его руки были отсечены неведомой силой. Афония был так потрясен этим, что глубоко раскаялся, а потом принял христианскую веру и руки его вернулись на место.
Могилу Девы Марии апостолы закрыли камнем так же, как ранее могилу Христа, – так полагалось по обычаю.
Не успел проститься с Пречистой Девой апостол Фома – он пришел в Иерусалим лишь на третий день после погребения. Другие апостолы привели его к гробнице, чтобы Фома тоже мог проститься с Матерью своего Бога. «…Когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, – остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы» – повествует святитель Димитрий Ростовский.
Пресс-служба СПбДА