В нужное время в нужном месте
Мы не видим и не осознаём Божией заботы о нас, как и вынашиваемый мамой малыш не представляет, что вся его жизнь – от матери, ибо сам он – в ее лоне. Еще не родившемуся малышу и в голову не придет, что со временем он появится на белый свет и увидит родную маму. Так и нас вынашивает Бог, Он нянчится с нами всю жизнь, как мать нянчится с капризным ребенком, и Он очень ждет, что мы, духовно созрев за время земной жизни, перейдем к истинной жизни и увидим Его.
Иногда Господь проявляет Себя очевидно и явно, а иногда – таинственно и для мелкого ума человека непостижимо. В том и другом случае человек еще здесь, на земле, прозревает Божие присутствие.
Явное вмешательство – всем известное обращение ко Христу гонителя Савла. Яростный враг Христа, одобрявший убиение Стефана Первомученика, ставил целью искоренить едва зародившуюся веру Христову. Не удовлетворившись жесткой зачисткой в пределах Иудеи, он направился в Дамаск с заверительными письмами, позволявшими хватать христиан. Неожиданно с неба его осиял свет – ибо «Бог есть Свет» (1 Ин. 1: 5), – и раздался голос: «Савл, Савл… Я Иисус, Которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9: 4–5). Непосредственное вмешательство Божие соделало Савла искренним учеником Спасителя,первоверховным апостолом Павлом.
Но явное чудо дается не всем. Господь участвует в нашей жизни, сплетая нить вроде бы естественных событий самым непредсказуемым для нас образом. Очень близкий мне диакон Вадим, занимаясь социальным служением, как-то пересекся с пожилой женщиной Валентиной Кронидовной. На тот момент ей было 76 лет. Она являлась ветераном войны, имела орден за то, что после бомбежки спасла из-под завалов какого-то высокопоставленного человека, о чем сохранилась заметка в газете от тех давних лет, где говорилось, что ее наградил сам Сталин.
Валентина чем-то болела, отец Вадим предложил ей исповедоваться и причаститься, сказал, что рядом храм, и пытался напомнить: «Вы же ветеран войны, в окопах-то неверующих нет», но Валентина Кронидовна засмеялась и решительно ответила: «Молодой человек, не морочьте мне голову, никакого Бога нет. Я ветеран войны, прошла войну без каких-либо ранений, пережила голод в Ленинграде… И что вы мне об этом можете рассказать? Мне ничего не надо». Еще Валентина добавила, что ее удивляет, как люди вообще идут причащаться, почему у них нет брезгливости вкушать «с одной ложки».
Прошло десять лет. Отец Вадим поехал со своим другом-священником в военный госпиталь в Измайлово причащать больную. В палате отец Вадим заметил совсем иссохшую старушку и поразился ее худобе. После Таинства, когда они уже спускались к выходу, совершенно случайно в коридорах госпиталя им встретилась родственница Валентины Кронидовны. Она узнала отца Вадима и подошла. Оказалось, что Валентина, которой было уже 86 лет, находилась в госпитале в крайне плохом состоянии – собственно, она и была та самая иссохшая старушка. Чтобы разминуться с родственницей, достаточно было каких-то секунд, но Бог устроил встречу в нужном месте в нужный час. Вернул их в палату, чтобы вернуть душу Валентины Небесному Отцу. В дароносице каким-то чудом оставалась еще одна частица Святых Таин.
К этому моменту врачи не знали уже, что предпринять: некогда мужественная женщина, герой страны, Валентина испытывала жуткий страх, боялась находиться одна и спать с выключенным светом. Но в душе ее происходила и более радостная перемена, священнослужителям она сказала: «Мне страшно умирать. Вся моя жизнь прошла впустую». Находившиеся рядом родные стали ей возражать: сколько, мол, ты достигла за свою жизнь и сколько всего у тебя есть, включая правнуков. Валентина ответила: «Всё это меня не радует, и я сожалею, что в свое время одному молодому человеку (отца Вадима она не узнала) сказала, что Бога нет, что я могу обойтись без этого. Я очень хотела бы успеть покаяться». Так переосмыслила она ту вроде бы совершенно несостоятельную встречу. Господь устроил так, что Валентине был дан последний шанс, и отец Вадим, сам того не ожидая и поначалу не узнав ее, оказался в ее палате.
Погода была пасмурная, собиралась гроза… Но Валентина неожиданно сказала: «Откройте окно. Я вижу свет»
Священник, находившийся с диаконом Вадимом, принял исповедь сразу же. Она исповедовалась, как он вспоминал, от самых глубин своего прозревшего сердца, слезы текли из глаз бывшей коммунистки, а сердце очищалось от застарелых грехов. Валентину причастили Святых Таин. И вот здесь произошло то, на что можно было бы и не обратить внимания, вроде бы и ничего особого. Погода была пасмурная, собиралась гроза, всё померкло. В палате хотели зашторить окно, но Валентина неожиданно сказала: «Откройте окно. Я вижу свет». Глаза ее были умиротворенно-радостные, она как будто что-то прозрела, а все мучившие ее до этого страхи исчезли, словно их никогда и не было. Человек, которому открылся Свет, и сам становится светлым.
Валентина Кронидовна еще рассказала о своей жизни, о том, что пережила и что совершила, но при этом вновь подтвердила: «Я сожалею о том, как жила, мне нечего вспомнить. Сейчас самая моя большая радость, что ко мне пришли священники. И мое сердце никогда не испытывало такой радости, как сейчас. Если будет у вас возможность, пожалуйста, придите еще завтра». Врачи ворчали на священнослужителей: мол, что вы мешаете больным, слишком долго все это длится, слишком много всего в вашем чине. Но они все равно пришли, совершили таинство Соборования. А после этого – не прошло и пяти минут – Валентина мирно посмотрела на них и закрыла глаза – ее душа перешла в иной мир.
Вот так неисповедимым Своим Промыслом Господь призвал к Себе душу в самый последний момент ее земной жизни – посредством совершенно случайной встречи ее родственницы со священнослужителями. Эта встреча восполнила ранее бывшую встречу, безбожие ушло, а в сердце воцарилась вера. Простая советская женщина Валентина Кронидовна сподобилась, насколько Господь позволил, узреть тот же Божественный свет, который некогда осиял гонителя христиан Савла.
В Евангелии, в притче о Царстве Небесном, уподобленном семени, брошенном в землю, сказано: «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4: 29). Господь забирает душу тогда, когда она созрела для вечности, когда ей даны были возможности обратиться к Нему, и в рассмотренном нами случае душа реализовала самый последний шанс.
Что же еще сказать? Хотя Бог провидит и участвует в жизни людей, но часто не вмешивается в нашу жизнь видимым образом, чтобы свободная воля людей могла осуществлять добровольный выбор. Промысл Божий означает, что на каждом этапе нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра, правды, справедливости и через это восходить к Небесному Отцу.
На самом деле Промысл Божий поставляет каждого конкретного человека в такие условия, в которых лучше всего проявится его личное самоопределение в отношении спасения. Вот чего мы на самом деле хотим: добра или зла, вечной жизни или временных благ? В жизни нам неоднократно дается возможность познать свои немощи, несовершенство, греховность, а отсюда и признать необходимость Спасителя. Однако принятие Его может быть исключительно добровольным, и потому далеко не все обращаются к Нему.
Но мы привыкли оценивать смысл чьей-либо жизни с позиции насыщенности событиями, личных достижений, вклада в общественное благополучие. И если мы этого не видим, то кажется, что жизнь человека не имела какого-то особого значения, словно лишена благословения Божия. На самом деле жизнь любого человека – дар Божий, и осмысляется жизнь не тем эффектом, какой она производит на окружающих, а своей связью с Богом.
А еще нам часто кажется, что многое из случившегося было пустым и ненужным. Вот дай возможность, взял бы и переписал заново свою жизнь. Реальную жизнь мы воспринимаем как плохо написанный черновик: я и здесь бы, и здесь выправил, создал бы такой правильный, идеальный вариант своего жизненного пути. В жизни всё кажется как-то не так. Но Бог нас ведет именно по этому конкретному пути. И Он рядом с нами такими, какие мы есть на самом деле. Самые ошибки, скорби, болезни Он попускает нам с какой-то не всегда понятной нам целью.
В дневнике святой императрицы Александры Федоровны есть удивительные слова: «Мы знаем, что когда Он отказывает нам в нашей просьбе, то выполнение ее было бы нам во зло; когда Он ведет нас не по той дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он всё делает ради нашего высшего блага».
В мозаике каждый камушек или кусочек смальты сам по себе вроде бы мало что значит. И можно подумать: что в нем такого особенного, и какой смысл от этого мелкого, ничего не значащего камушка? Но именно из таких мелких камушков мозаичист выкладывает величественный образ. Так и мелкие события нашей жизни – это камушки, из которых Бог выкладывает мозаику нашей жизни. Но чтобы понять мозаику, надо смотреть на нее, не прижавшись лицом к полотну, а лишь глядя на нее с расстояния.
Проходит время, и спустя много-много лет мы вдруг понимаем, что раньше были как будто Кем-то хранимы, Кто-то уберегал нас от ложных шагов, спасал из безвыходных ситуаций, ограждал от опасностей. И если нам попускалось пасть, то лишь для того, чтобы мы извлекли из этого какой-то важный урок. Промысл Божий понимается на расстоянии. Лишь очень дальновидные люди, способные глубоко относиться к жизни, а не сосредотачивать внимание на сиюминутном, могут сразу прозревать Промысл Божий и предугадывать Божии пути. Вряд ли мы к таким людям относимся. Поэтому лучше смиренно принимать то, что нам подается в жизни, помня, что всё это дается от Бога.
Время от времени мне, как священнику, встречаются люди, пережившие клиническую смерть. Один из них рассказывал, что, оказавшись уже в том мире, он увидел со стороны свое тело, увидел врачей, пытавшихся что-то сделать, потом оказался где-то еще, и перед его взором была прокручена вся его жизнь. Ему было показано, что во всем, что с ним случалось, не было абсолютно ничего бессмысленного, даже какие-то бытовые ситуации, даже то, что вроде бы не приносило никакой жизненной пользы, какие-то встречи – ничто не было случайно, потому что во всем этом тоже проявлялся Промысл Божий.
Знакомый священник, протоиерей Виктор, служил в простом сельском храме Ярославской епархии. Он не имел личного транспорта, передвигался на попутках. Обычно, когда он голосовал на обочине, его всегда подвозили. Однажды мимо пролетела пустая иномарка, так что отец Виктор даже пожалел, что не сел в нее. Потом его взяли в машину, набитую людьми, и через какое-то время он увидел иномарку в кювете. Так Господь наглядно показал, что уберег его от комфортного автомобиля и что нужно благодарить Бога за то, что подается тебе.
Сам не зная почему, отец Виктор проговорил: «Не делайте аборт. Родится у вас мальчик – будет вам таким утешением!»
А однажды отец Виктор сел в машину, в которой ехали супруги, он разговорился с ними, и оказалось, что они собирались делать аборт. Сам не зная почему, отец Виктор сказал: «Не делайте этого. Родится у вас мальчик – будет вам таким утешением!» Потом отец Виктор высадился у родного села. Занялся привычным служением и выездами на требы. Прошли месяцы. А потом ему вдруг стали приходить посылки с продуктами и фотографиями. Оказалось, что подвозившие его супруги послушались, у них действительно родился мальчик и стал для всех необыкновенной радостью и утешением. Так Господь спас жизнь малышу, а его родителей спас от страшного греха убийства, устроив вроде бы случайную встречу с батюшкой, который, сам не понимая как, предсказал им рождение сына.
«Неожиданно я начал чувствовать Бога: в машине, в самих холмах, в звездах… – повсюду»
В завершение хочется вспомнить известного старца – преподобного Паисия Святогорца. Одно его духовное чадо, Афанасий Раковалис, писатель из Салоник, рассказал, какое чудо произошло с ним незадолго до кончины старца. Афанасий иногда забирал преподобного Паисия со Святой Горы, и они ездили в греческое селение Суроти. Это занимало два-три часа езды на машине. По дороге они всегда общались, обсуждали разные вопросы. Однажды Афанасий спросил старца: «Отче, а Бог, Он Какой? Расскажи мне что-нибудь о Боге, Какой Он из Себя?» Афанасий ожидал какого-то ответа, что старец скажет: Бог такой и вот такой. Но вместо этого старец Паисий склонил свою голову, стал молиться. Как вспоминает Афанасий, молился он недолго, меньше одной минуты, но очень глубоко, а затем… вот как говорит сам Афанасий: «Вдруг неожиданно, словно разверзлось небо, раскрылась моя душа. Я вел машину, место было высокое – серпантин. Неожиданно я начал чувствовать Бога: в машине, в самих холмах, в звездах, в галактике – повсюду я ощущал Бога. Я раньше испытывал беспокойство по поводу всего происходящего вокруг нас, в мире, как и что с нами будет. В тот момент я понял, что всё это в руках Бога. Ничего, даже маленький листок, не шелохнется без воли Самого Бога».
И это значит, что, где бы ты ни оказался, всюду ты свой, ибо Господь Бог везде, и Он заботится о тебе, как отец о ребенке. Это значит, что надо рассуждать не о врагах или происках демонов, не о том, что кто-то пытается навести на тебя порчу и сглазить, а о том, что везде есть Господь, Он всё держит в Своих руках, а бесы без Его позволения не могут войти даже в свиней.
Человек проходит жизненный путь, обретая опыт и различные навыки. Конечно, это его личный путь, он сам его совершает. Однако ведет человека по этому пути Бог, как ведет родитель по дорожке маленького ребенка, учащегося ходить.
Бог премудро и милостиво заботится, промышляет о целой Вселенной и особенно о Своих пусть даже и непослушных созданиях – людях, стараясь направить их жизнь ко благу и вечному спасению души.