За всенощным бдением архиепископу Амвросию сослужили: протоиерей Виктор Московский, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери; протоиерей Богдан Жук, ключарь храма; протоиереи Иоанн Канинец, Игорь Есипов, Андрей Алексеев, Александр Лесюис, Евгений Сидорин; протоиерей Михаил Найдюк, клирик Кировоградской и Новомиргородской епархии; архимандрит Никон (Дубляженко); игумен Вениамин (Куликов); иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе Духовной Академии; священники Иоанн Московский, Максим Санников и Кирилл Никитин; протодиаконы Николай Фоменко, Вячеслав Паляница и Кирилл Журавлев; диакон Сергей Мороко.
По окончании богослужения архиепископ Амвросий поздравил духовенство и молящихся с днем памяти блаженной Ксении и обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Взор каждого христианина устремлен в небо – в вечность. И каждый из нас понимает, что, переступив через порог земного бытия, мы окажемся в том пространстве, которое сегодня трудно понять, о котором можно размышлять, может быть даже рассказывать, ссылаясь на святых отцов и на чей-то духовный опыт. Но вместить это очень трудно в силу нашего малого опыта жизни во Христе. Среди людей, живших на земле, были такие, которые, находясь здесь своими умом и сердцем почти всем своим существом уже пребывали в вечности – у Бога. Не случайно многие святые отцы говорят о том, что вечность начинается уже здесь, в нашей земной юдоли. Среди таких людей, которые жили прежде и продолжают жить сегодня, но неведомы нам – людям, живущим в городской суете и погруженным в ежедневные заботы, была и та, которую мы все собрались здесь почтить – святая блаженная Ксения Петербургская.
Нам очень трудно понять подвиг юродства. Что это такое, наверное невозможно полностью осознать. Даже формулируя какие-то свои предположения об этом особом подвиге жизни во Христе, мы все равно скажем лишь что-то немногое, потому что лишь тот, кто сам проходит через этот подвиг, если и не до конца, то во многом понимает, что он означает не только для него самого, но и для всего человечества. Нам иногда кажется, что юродивые – это безумные, не совсем нормальные люди. Нередко в годы гонений XX столетия их называли сумасшедшими, помещали в соответствующие лечебницы, закрывали от человеческого взора, от общения с другими людьми. Но юродство это не сумасшествие. Юродство – это то состояние, в котором человек действительно находится здесь, на земле, и одновременно уже находится там, на небе, и общается с Небесным Отцом так, как не общается большинство людей. И это общение подчас вызывает в нем ту реакцию, формирующую образ жизни, которую общество понять не может, потому что в данный момент ум и сердце этого человека заняты общением с Небесным Отцом. Он уже не способен оторваться от того Источника, к которому припал – родника Божией любви, правды, чистоты, милосердия.
Вот такой и была блаженная Ксения Петербургская, которая внешне казалась людям как бы безумной, а на самом деле, как сказано в молитве, – она обличала безумием своим безумие мира сего. Еще преподобный Антоний Великий говорил о том, что наступят времена, когда разумных людей будут считать ненормальными, а безумие – подлинно станет нормой. Нам кажется, что до этих времен еще далеко, но мы ведь тоже живем в подобные времена, когда целомудрие осмеивается, и тот, кто хранит верность до брака, считается в обществе своих сверстников ненормальным, чужаком. Когда с подозрением и со странным недоумением смотрят на человека, занимающего тот или иной пост, но не употребляющего свою власть ради собственной корысти, не марающего своих рук нечестными деньгами.
И можно привести еще много примеров той мнимой нормы нашей современной жизни, которая своим мнимым безумием обличает блаженная Ксения, призывая людей не только молиться ей, не только почитать ее, не только воссылать славословие, но и следовать по тому пути, который указал Христос. Как бы ни было это непочетно в нашей современной жизни, как бы ни высмеивалось, какие бы последствия ни влекло за собой. Быть честным, правдивым, человеком любящим людей, не разменивающимся на сиюминутные выгоды – вот именно такими блаженная Ксения хотела бы нас видеть.
Мы понимаем, что мы не способны понести подвиг ее юродства, да и не нужно этого делать. Ведь у каждого человека на земле есть свое предназначение и свой путь. Одному известному архиерею Элладской Церкви его одноклассник однажды сказал: «Ты посвятил свою жизнь Богу, а мне Господь дал многодетную семью и мне нужно много работать, заниматься воспитанием детей. У тебя есть возможность много молиться и разговаривать с Богом, у меня этой возможности нет. И поэтому я прошу тебя, возьми мою заботу себе: молись и за меня тоже, и за моих детей, а я буду по мере сил выполнять послушание, данное мне Богом на земле. Конечно я тоже буду обращаться к Нему с молитвой, но не в той степени посвящу себя Ему, как это можешь сделать ты». Замечательно, когда человек отдает себя в руки молящейся Церкви и просит у нее этой молитвы. Замечательно, что и мы сегодня собрались на Смоленском кладбище, чтобы поклониться гробнице святой блаженной Ксении Петербургской и доверить себя ее молитвам. Себя, своих сродников и всех тех, за кого некому молиться. Ныне она, пребывая в пространстве вечности с нашим Небесным Отцом, имеет дерзновение и возможность вечно молиться за всех тех, кто обращается к ней, кто слышит ее призыв быть настоящими христианами – пусть и безумными для этого мира, но мудрыми во Христе».
Пресс-служба СПбДА