Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Состоялся торжественный вход в Иерусалим. Ученики Иисуса Христа, привыкшие более к просторам Галилейского озера, нежели к великолепию столичного города, восхищаются красотами Иерусалимского Храма. Но Божественный Учитель заверяет их: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф 24:2).
Сегодня мы видим Христа с учениками на Елеонской горе, откуда открывается панорамный вид на Иерусалим. Апостолы в смущении вопрошают о судьбе города, и Божественный Учитель открывает им страшные подробности грядущих событий, которые произойдут совсем скоро — уже в 70-м году Иерусалим будет разрушен в ходе осады, которую шотландский богослов Уильям Баркли назвал одной «из самых ужасных осад в истории».
Но сегодня мы слышали пророчество и о конце времен. Конечно, для современного человека подобные речи звучат несколько странно — век рационализма и высоких технологий не оставляет места для Откровения. Но это не означает, что вопрос о конечных судьбах мира нас больше не интересует. По верному замечанию Екклезиаста, «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл 1:9). Только на смену предсказаниям прорицателей пришли прогнозы различного рода социологов, экономистов и политологов. Появились целые организации прогнозирования и даже отдельная междисциплинарная сфера науки — футурология, которая ставит своей целью предвидение будущего развития человечества и отдельных сфер его деятельности. В большинстве своем, отдаленное будущее имеет радужные перспективы: прорицатели века сего убеждены, что путем социальных реформ будут уничтожены вражда и разногласия, что технологический прогресс дарует нам райское блаженство, что фармакология победит наши болезни, а в перспективе — и саму смерть.
Какое радикальное различие с тем, что мы слышали сегодня о ненависти, войнах, умножении беззакония, о великой скорби, «какой не было от начала мира доныне» (Мф 24:21). Да, в своей конечной перспективе христианская эсхатология носит самый светлый и возвышенный характер: апостол Иоанн Богослов пишет о том, что Бог отрет «всякую слезу» с очей наших, «и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр 21:4). Однако дистанция от этого «прежнего» мира до Царства будущего века, согласно обетованию Самого Спасителя, будет преисполнена многими скорбями и катастрофами, причем таких масштабов, что, если бы ради избранных «не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» (Мф 24:22).
«Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф 24:42). Но верно и обратное: не знаете, в который час вы приидете ко Господу. Ведь наша смерть, конец нашего личного мира — с его ожиданиями, радостями и разочарованиями, открытиями и рутиной — наш персональный Страшный Суд могут состояться гораздо раньше Второго Пришествия и, что более важно, столь же неожиданно. В этом факте заключена вечная актуальность призыва бодрствовать и молиться, который сегодня имеет сугубый смысл: мы переступили порог самой напряженной, весомой и значимой седмицы богослужебного года. Посему будем не только бодрствовать, но и внимать. Будем внимательны к тем богослужебным текстам, которые предлагает нам святая Церковь. К текстам, которые являются, пожалуй, величайшим произведением словесного искусства за всю историю человечества. Будем внимательны. Будем внимать гимнографии Постной, а в скором времени и Цветной Триоди, чтобы содержание этих книг и смыслы их текстов сделать содержанием и смыслом нашей жизни. Аминь.
Проповедь студента I курса богословского отделения магистратуры диакона Григория Борисова, произнесенная за Литургией Преждеосвященных Даров в Великий Понедельник в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 10 апреля 2017 года.