В Издательстве Духовной Академии в новой серии «Аскетика» вышел учебник «Введение в аскетику» архиепископа Петергофского Амвросия (Ермакова), ректора Санкт-Петербургской духовной академии, и священника Михаила Легеева, доцента кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии.
Учебник раскрывает основные понятия об аскезе человека: её предназначении, характере и особенностях. Систематический охват материала опирается на обширное наследие святоотеческой аскетической литературы. Обобщение и компактное представление этого огромного наследия, а также простота изложения помогают раскрыть глубину затрагиваемых тем, сделать их доступными для современного читателя.
Материал учебника содержит контрольные вопросы, а также задания для самостоятельной работы. Каждая тема сопровождается текстом одного из духовных писателей, святых или подвижников Церкви XIX – XXI веков. Это позволяет наиболее понятно познакомить современного читателя с аскетическим святоотеческим наследием и опытом.
Книга содержит 264 страницы, выпущена в мягкой обложке, тиражом 1000 экземпляров, и рекомендуется преподавателям и студентам богословских учебных заведений, богословских факультетов светских вузов, а также всем желающим глубже уяснить смысл христианского подвига.
Учебник рекомендован к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Книгу можно приобрести в книжной лавке Академии, книжных магазинах Петербурга и Москвы, а также в Интернет-магазине Издательства.
На вопросы пресс-службы отвечают авторы учебника
— На какую аудиторию рассчитан учебник?
Архиеп. Амвросий: В первую очередь, конечно же, на студентов Духовных школ. Думаю, что он мог бы помочь систематизировать свои знания, представления об аскетической жизни и тем людям, которые уже получили духовное или богословское образование, но в программе обучения которых не было такого предмета; в том числе это могут быть магистранты или аспиранты богословских учебных заведений. Но непосредственно он предназначен всё же для студентов бакалавриата, потому что этот учебник даёт базовые знания – те знания, которые способны заложить фундамент, сформировать структуру, костяк духовного образования, на который уже впоследствии смогут быть «нарощены» те или иные узкоспециальные знания.
Свящ. М. Легеев: Аскетика, или аскетическое богословие, вместе с богословием догматическим, представляют собой вообще опору всего богословского знания: одно (догматика) – то, что Бог открывает человеку о Себе и творении, и другое (аскетика) – то, что человек призван открыть Богу, но Бог подсказывает и показывает человеку, как человек должен совершить этот путь. Всё это – фундамент христианской жизни. Будущие священники должны это знать, чтобы применять в своей жизни и впоследствии – учить других.
— Расскажите, как Вы работали над этим учебником.
Архиеп. Амвросий: Можно сказать, что аскетика есть учение о подвиге – большом и малом. Конечно, писать о таких вещах – большая ответственность. Наша жизнь очень далека от того, что можно было бы назвать аскезою с большой буквы. Но, с другой стороны, мы не можем писать какие-то вещи, не имея совершенно никакого опытного представления о них, лишь изучив их по книжкам, как «чистую теорию». Пусть наш опыт категорически мал и ничтожен, и ничего из себя не представляет, почти что равен нулю. Но человек оказывается способен, опираясь на какой-то свой микроскопический опыт духовной жизни, обращаться к святым отцам и сквозь их учение, как под лупой, видеть в нём грандиозный опыт Церкви, её Предания, её святой жизни. Вот эти «опорные точки», если мы на них опираемся, позволяют осуществлять работу над такими проектами.
Свящ. М. Легеев: В каком-то смысле всё, чему учит нас Церковь – простые вещи. Бог благословляет преподавателей писать о том, что выше их самих, и за послушание наша человеческая сложность уступает этой простоте. Садишься и работаешь… В преподавательской работе, как мне кажется, тоже есть какой-то элемент аскезы.
— Аскетика всегда была базовым курсом?
Архиеп. Амвросий: Нет. Когда-то, в том числе в дореволюционное время, этот предмет преподавался на тех стадиях обучения, которые сейчас называются «магистратура» и «аспирантура». Это было связано, полагаю, с представлением об аскезе преимущественно как о высоком духовном труде и с желанием дать в подобных курсах максимум сведений о тонкостях такого труда, которые могут быть понятны если и не одним лишь опытным подвижникам, то, по крайней мере, опытным ученикам.
Свящ. М. Легеев: Такая позиция была не лишена своей логики. Но владыка Амвросий переменил ситуацию, и, на мой взгляд, это очень правильно. Аскеза человека начинается с момента вхождения его в Церковь, с первых шагов в ней, с первого опыта личных отношений его с Богом.
— Что бы Вы хотели пожелать будущим читателям книги?
Свящ. М. Легеев: Учиться, учиться и ещё раз учиться! Во всех смыслах этого слова.